Путеводитель для стартапов | Большие Идеи

・ Стартапы

Путеводитель для
стартапов

Какие ниши следует занимать начинающим компаниям и откуда им ждать инвестиций в современных условиях

Автор: Артем Кумпель

Путеводитель для стартапов
Towfiqu barbhuiya / Unsplash

читайте также

Изменившиеся в пандемию: родители 2.0

Дейзи Даулинг

В шаге от вершины

Чампа Дэн

Три стратегии для работы с убыточными клиентами

Джон Уосс,  Джонатан Бернс

Плохая погода повышает продуктивность труда

Франческа Джино

По прогнозам аналитиков платформы Dsight, в этом году российский венчурный рынок может сократиться по объему и числу сделок в два-три раза. Основной удар примут на себя растущие зрелые стартапы, так как за последние месяцы оценка их стоимости сильно упала. Проекты на посевной стадии также пострадают, но в меньшей степени, поскольку государство окажет им поддержку.

Некоторые частные венчурные фонды, созданные российскими предпринимателями, продолжат сотрудничать с русскоязычными стартапами за рубежом. В целом инвесторы взяли курс на дивидендную стратегию, когда главное внимание уделяется возможности получить дивиденды, а не перспективе роста стоимости акций. Скорее всего, они будут финансировать лишь проекты, которые уже приносят прибыль или в течение года выйдут на точку безубыточности.

Для стартапов это означает, что фокусироваться сейчас надо на быстром достижении доходности, а не на завоевании доли рынка. Какие ниши стоит занять начинающим компаниям, которые хотят преуспеть в новых условиях, и откуда им ждать инвестиций?

Инвестиции рядом

Часть фондов, в основном посевные (те, что финансируют проекты на ранних этапах развития), остались в России. Они займутся проектами, которые будут создавать аналоги продукции, ранее поставлявшейся из-за рубежа. Еще один источник финансирования стартапов — всевозможные гранты, субсидии и кредиты, предлагаемые государством. Такие институты, как Фонд содействия инновациям, инновационный центр «Сколково», Минпромторг, МСП Банк, Дальневосточный фонд высоких технологий (ДФИТ), Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), включатся в новую повестку и станут активно финансировать российские проекты.

Получить инвестиции стартапы смогут и от корпоративных венчурных фондов (КВФ). В последние годы этот тренд быстро набрал силу. Одни крупные компании вкладывали ресурсы в стартапы, чтобы компенсировать недостаток определенных знаний и компетенций — например, в сфере прорывных технологий, которые создает малый инновационный бизнес. Работая со стартапами, корпорации отслеживали тренды, которые в будущем определят развитие рынка. Другие компании руководствовались исключительно финансовой выгодой. Третьи, заключая сделки с перспективными проектами, формировали свою бизнес-экосистему.

Стартапы тоже получали выгоду от сотрудничества с КВФ: у них появлялся доступ к клиентским базам и каналам сбыта, а также возможность воспользоваться технической и бизнес-экспертизой крупных компаний. К примеру, в 2021-м мы инвестировали в сервис по автоматизации работы HR-специалистов — HR Messenger. В прошлом году отбор через него прошли 3 млн кандидатов в 90 компаний, большая часть которых — пользователи нашей платформы.

Корпоративный венчурные фонды будут и дальше развиваться. В условиях ограничений бизнесу нужны инновации: западные решения надо заменять российскими, и работа со стартапами становится как никогда актуальной.

Четвертый источник финансирования — частные инвесторы. Сейчас они особенно активизировались. В марте этого года в разделе «Авито Услуги» было опубликовано 1903 объявления с пожеланием вложить деньги в бизнес пользователей, что на 20% больше числа аналогичных объявлений весны 2021-го. Многие предприниматели готовы продать свой бизнес или долю в нем с дисконтом. Отсюда повышенный интерес со стороны частных инвесторов.

Кроме того, многие семейные офисы и компании, которые специализируются на оказании услуг по управлению капиталом для HNWI (людей, владеющих ликвидными активами стоимостью свыше $1 млн), продолжают работать в России. Некоторые из этих фирм стали даже более прибыльными, чем раньше, и реинвестировали полученный капитал внутри страны. Объектами для реинвестирования могут стать и технологические компании.

Ниши для успешных

Ниши, в которых раньше работали иностранные компании, быстро заполнить невозможно, особенно в сфере общепита. Создать, к примеру, аналог «Макдоналдса» и технически, и с точки зрения менеджмента в кратчайшие сроки не получится. Но есть направления, в которых мы довольно успешны, и на этом стоит делать акцент в будущем. Россия, например, сильна в сфере FinTech. Уровень проникновения FinTech-услуг в стране превышает 80%, и мы стали мировым лидером по использованию бесконтактных платежей.

Уже сейчас в сфере FinTech работает много успешных стартапов. Так, в рэнкинг российских FinTech-компаний, подготовленный журналом «Банковское обозрение», вошло более 250 высокотехнологичных компаний-резидентов «Сколково».

FinTech останется горячей темой, особенно в сфере встроенных финансов — технологий, позволяющих интегрировать различные платежи, дебетовые карты, кредиты, страховки в любые нефинансовые продукты. С этими операциями столкнется почти каждая компания, и число стартапов будет множиться. Например, в транспортно-логистической отрасли появится все больше FinTech-стартапов, которые помогут предпринимателям проводить взаиморасчеты в удобной им валюте.

Существуют и другие сегменты, где российские вендоры занимают неплохие позиции: кибербезопасность, электронный документооборот, видеоконференцсвязь. Могут рассчитывать на успех и стартапы, работающие в логистике, особенно нацеленные на восстановление цепочек поставок и поиск новых партнеров в Индии, Китае, Южной Америке.

Стоит обратить внимание и на HR-сферу. Во многих отраслях — например, в ресторанном бизнесе, ритейле, автопроме, производственной сфере — высвободились специалисты разной квалификации. И сейчас будут актуальны проекты, участие в которых позволит пройти переобучение и получить новые навыки.

Хуже обстоит дело с отечественными ERP-системами. Их создание займет некоторое время, хотя зачатки подобных программ у нас есть. Это, например, решения по управлению складами и персоналом, финансовые учетные системы.

Таким образом, в нынешней ситуации предпринимателям лучше следовать двум простым правилам:

1. Развивать бизнес, поставив во главу угла максимально быстрое достижение рентабельности. Жить как раньше — строить планы по захвату доли рынка и долгое время оставаться убыточными — не получится.

2. Создавать проекты в известных нишах, не тратить усилия и время на проверку гипотез product market fit, то есть на поиск продукта, который будет соответствовать ожиданиям вашей целевой аудитории.