«В России каждый стартапер по своей природе мазохист» | Большие Идеи

・ Стартапы

«В России каждый стартапер по своей
природе мазохист»

Основатель MedTech-компании MDinc Магомед-Амин Идилов о том, как создать прибыльную в России компанию в сфере здравоохранения и сохранить независимость от государства

Автор: Магомед-Амин Идилов

«В России каждый стартапер по своей природе мазохист»
из личного архива

читайте также

Эмоции клиентов как наука

Алан Зорфас,  Дэниел Лимон,  Скотт Мэгидс

От теорий лидерства не всегда есть прок

Дуг Сандхейм

«Если идея твоя, то и принимать решения должен ты. Предашь то, во что веришь, — и все пропало»

Элисон Биард

Новое «Я» вашего клиента

Б. Джозеф Пайн II,  Джеймс Гилмор ,  Дэвид Нортон,  Ланс Беттанкур

В России каждый стартапер по своей природе мазохист, а если он стартапер в сфере здравоохранения, то он мазохист в квадрате. Я сразу понял, что найти финансирование и сломать культ врачей, который они создают вокруг себя, будет сложно. В моем бизнесе на одной чаше весов безопасность пациентов, на другой — выручка компании. Нельзя выходить на рынок слишком рано с недоработанным и неэффективным продуктом, но на доработку нужны деньги. А найти частных инвесторов, готовых вложить средства в социальный стартап, в России непросто. Чтобы построить прибыльный социальный бизнес в сфере здравоохранения, надо понимать правила игры этого рынка и принимать правильные управленческие и финансовые решения.

Выбрать свой путь

Изначально я не собирался связывать свою жизни с медициной, хотя многие мои родственники врачи. Но в 16 лет у меня диагностировали онкологическое заболевание, и я осознал, что могу умереть. Тогда же я познакомился с девушкой-музыкантом, которая давно болела раком, знала, что обречена, и отказалась от лечения. Она говорила, что ни о чем не жалеет, потому что после нее останется ее музыка. До сих пор ее партия на скрипке звучит в Ярославской филармонии.

Я тогда понял, что хочу заниматься достойным делом, чтобы оставить после себя след на земле. Я не стал врачом как большинство моих родственников, но поступил в Ярославский государственный технический университет на программу фармацевтической химии и начал изучать устройство человеческого мозга и тела.

В конце первого курса в 2016 году мы вместе с другом и одноклассником Даниилом Федуловым попали на конференцию по цифровому маркетингу. Меня поразило, что передовые технологии дополненной реальности (AR) используются в основном для развлечения и маркетинга. Во втором часу ночи мы возвращались домой, обсуждали увиденное, и я вдруг вспомнил о «фантомных» болях, синдроме, который возникает после ампутации конечности. Я высказал идею, что можно замещать ампутированную часть тела моделью в AR и позволить пациенту взаимодействовать с ней. Это могло бы заставить мозг поверить, что с конечностью все нормально и перестать ощущать боль. На следующий день я поделился этой идеей с профессором университета, и тот предложил подать заявку на конкурс «Умник» Фонда содействия инновациям (Фонда Бортника).

Уже летом мы выступили на конкурсе, выиграли его и получили грант в 500 тыс. рублей на два года. Он пришел в несколько траншей: сначала 300 тыс. рублей, потом 150 тыс. и под конец 50 тыс. Мы начали активно работать, но экономили на всем: привлекали студентов, офис не арендовали, работали то в гараже в моем частном доме, то в читальном зале университета или в университетском коворкинге.

Компанию зарегистрировали только в июле 2018 года, когда мне исполнилось 18 лет. Так появился MDinc. Поначалу мы владели компанией вместе с Даниилом, но потом он вышел из бизнеса.

Выбрать правильный продукт

Медтех-стартапы часто слишком рано выходят на рынок. У основателей не хватает денег на разработку, но заинтересовать инвесторов можно, только если у тебя есть контракты с клиниками. Поэтому многие, даже не закончив разработку, бросаются заключать договора с медучреждениями, разрекламировав им свой еще довольно «сырой» продукт. Заканчивается такое сотрудничество плачевно.

Не желая повторять чужих ошибок, я решил, что доведу разработку продукта до конца и только тогда начну сотрудничать с клиниками. Однако у меня не было представления, какой продукт может быть коммерчески выгодным.

Поскольку мы с самого начала хотели заниматься фантомными болями, мы разработали приложение для смартфонов Phantom MD, которое позволяло моделировать утраченную конечность через визуализацию в очках дополненной реальности. Но быстро выяснилось, что на этом продукте бизнеса не сделаешь.

Клиники не были готовы покупать наше приложение, поскольку фантомные боли возникают у малого числа людей, а сами пациенты не могут платить за лечение большие суммы. Кроме того, я чувствовал, что неэтично приходить к человеку без руки или ноги и предлагать ему заплатить столько денег, сколько нужно для покрытия моих расходов на разработку. В результате разработка ПО стоила больше, чем я мог на этом заработать, и я решил не коммерциализировать этот продукт, оставив его в сфере благотворительности. Мы до сих пор безвозмездно помогаем отдельным людям, направляя им прототипы программы.

О создании полноценного коммерческого продукта я задумался в 2017 году. Идея разработки ПО для реабилитации пришла сама собой, она лежала на поверхности: пытаясь продать наш продукт ампутантам, мы каждый день видели в клиниках их соседей — бабушек, дедушек и даже молодых ребят, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму. Я стал читать о реабилитации и понял, что рынок для подобного продукта есть.

Учесть особенности законодательства

В начале 2019 году мы наконец выпустили продукт для реабилитации после инсульта Cerebrum MD и благодаря его внедрению уже к концу 2019 года заработали 420 тыс. рублей.

В России ежегодно фиксируется около полумиллиона инсультов, к этому добавляются черепно-мозговые травмы, а теперь еще и последствия коронавируса. Все пациенты проходят раннюю реабилитацию в государственных клиниках и больницах, поскольку эти услуги оплачиваются из фонда обязательного медицинского страхования. Однако на более поздних этапах реабилитации государственная медицина бессильна: у нее не хватает ресурсов, чтобы довести дело до конца. И перед пациентом встает выбор: либо долечиваться за деньги, либо оставаться со скрюченной рукой или недостаточно восстановившейся речью. Мы вступаем в дело именно на этом этапе работы с пациентом и в полной мере используем для его восстановления возможности искусственного интеллекта.

Лечение проходит так: пациент находится дома перед экраном компьютера — он использует интернет, веб-камеру, микрофон и динамики. Система предлагает ему прохождение игр-тренажеров, направленных на восстановление речевых, когнитивных и двигательных функций, в которых за правильностью упражнений следят алгоритмы искусственного интеллекта. Помимо этого, система отслеживает динамику изменений и в зависимости от нее повышает или понижает уровень сложности терапии.

К концу 2021 года новый продукт принес нам уже 8,3 млн рублей. Но выяснилось, что дальше наращивать выручку будет сложно. И причина на этот раз была не в том, что продукт недостаточно востребован. Сложности были связаны с особенностями российского законодательства в сфере внедрения новых медицинских продуктов.

Клиники, с которыми мы сотрудничали, не могли заключать с нами коммерческие контракты без проверки и одобрения нашей технологии со стороны Росздравнадзора. Причем одобрение в этой организации надо было получать на каждое изменение в регистрационные документах, а софт автоматически обновляется несколько раз в месяц. И на утверждение каждого изменения Росздравнадзор тратит как минимум месяц. В результате клиники заключали с нами договоры только на апробацию, то есть тестирование новых технологий, и это тормозило и продолжает тормозить привлечение новых клиентов.

Чтобы дальше развиваться, мы в январе этого года выпустили продукт Via MD, который не лечит пациентов, а только помогает клиникам удаленно наблюдать за изменением динамики пациентов с болезнями мозга или формировать портрет пациента на первичном приеме. Этот продукт не требует такого сложного согласования в Росздравнадзоре, и клиники охотно его покупают. За первые шесть месяцев 2022 года мы заключили коммерческие контракты по продаже Via MD на 5,2 млн руб. и рассчитываем к концу года заработать на этом продукте до 20 млн рублей.

Выбрать партнеров

С самого начала я понимал, что мы не сможем строить бизнес в секторе b2c. Наши конечные клиенты — люди, проходящие реабилитацию и временно или навсегда нетрудоспособные, у них не так много денег. Зато клиникам наш продукт мог быть выгоден, поскольку он позволяет включать больше пациентов в амбулаторный реабилитационный процесс и зарабатывать на этом деньги. Пациент при этом может сэкономить, получив курс реабилитации в рамках поликлинических амбулаторных услуг без госпитализации, которая стоит баснословных денег. Я знаю случаи, когда частные больницы предлагали базовые пакеты реабилитации в стационаре по цене 38 тыс. рублей в день. Обычно в цену включено пребывание в стационаре, массаж, физиотерапия, ЛФК. Любые дополнительные услуги идут сверх базового пакета, и цена может возрастать до космических значений.

Но договариваться с клиниками проще, если ты вхож в медицинское сообщество и можешь заручиться поддержкой знакомых врачей. Мне повезло, что у меня много родственников, связанных с медициной. Я спрашивал их, кому потенциально могло бы быть интересно наше решение, и мне называли имена. Дальше я писал этим людям и интересовался, готовы ли они взаимодействовать. На тот момент я не предлагал медикам коммерческого сотрудничества, лишь научное.

Первой откликнулась Ярославская городская восьмая клиническая больница. Нас привел туда врач, который помогал нам на начальной стадии стартапа создавать методологию проекта и лечебную программу. Мы показали наш продукт и предложили сделать пилот. Больница согласилась. Государственные медучреждения нередко связаны с университетами и проводят с ними совместные исследования, за которые платит учебное заведение. Наш пилот был оформлен как апробация медицинской технологии, на которую выделил деньги медицинский университет.

Однако по-настоящему зарабатывать мы начали только, когда заключили первый договор с частной клиникой — центром биотической медицины доктора А. В. Скального. Мы подписали контракт в 2018 году, и за первые полгода сотрудничества заработали 320 тыс. рублей. В 2019-м мы этот контракт продлили и заработали еще 400 тыс.

Сотрудничество с центром проходило тоже в формате апробации. Тем не менее клиника зарабатывала на этом деньги: пациенты подписывали согласие на участие в тестировании технологии и оплачивали пакет из комбинации услуг клиники и наших услуг.

Сейчас мы сотрудничаем с 12 российскими государственными и частными медицинскими учреждениям и ведем переговоры с известным в сфере реабилитации после сердечно-сосудистых заболеваний санаторием имени Воровского в Ярославской области, а также с Юсуповской больницей в Москве. На рынке реабилитации это гиганты. Всего наша технология установлена в 30 медицинских виртуальных кабинетах.

Выбрать модель монетизации

Было понятно, что модель монетизации должна быть устроена так, чтобы в выигрыше оставались все три стороны — и мы, и клиники, и пациенты. Мы разработали следующую схему: мы создаем для клиники виртуальный кабинет врача, куда он может добавлять определенное число пациентов. На каждого пациента мы продаем врачу лицензию, которая стоит в районе 50 тыс. рублей на полгода. Далее клиника сама определяет, какую сумму она возьмет за лечение с пациента. Обычно эта сумма составляет около 100 тыс. рублей, то есть в два раза больше, чем клиника заплатила за лицензию.

Мы начали с того, что продавали одному врачу 50 лицензий на 50 пациентов на полгода, потом, когда убедились, что схема работает, стали продавать по 100 лицензий на 100 пациентов и тоже на полгода.

В течение всего периода лечения пациент находится дома, а врач — в медучреждении. Они видятся только на первом очном визите, когда врач выдает пациенту логин и пароль от личного кабинета. Как только пациент вводит эти данные в свой домашний компьютер, одна лицензия у врача «сгорает». Далее пациент может заходить в личный кабинет и заниматься упражнениями для реабилитации сколько угодно раз в течение полугода. Сначала система ИИ диагностирует проблему, потом проводит курс реабилитации, а затем оценивает динамику выздоровления. Врач тоже заходит в систему и следит за динамикой пациента. Если система показывает снижение динамики или констатирует, что пациент стал реже посещать занятия, она сразу сигнализирует об этом врачу: на экране рядом с именем пациента загорается красная лампочка. Врач может вызвать пациента на очную консультацию, чтобы выяснить, что случилось.

Таким образом, мы получаем деньги за использование наших лицензий, клиника зарабатывает на наших услугах, а пациенты получают более дешевое, чем в стационаре, лечение после инсульта.

Сформировать команду

Для создания качественного ИТ-продукта нужна хорошая команда. Но когда я занялся первыми разработками будущего продукта, мне не было 18 лет. И нанимать кого-либо даже по гражданско-правовым договорам я не мог. Своими силами я выстроил методологию продукта: собрал сведения о том, как оценивать пациентов, какие методики существуют в сфере реабилитации, какие упражнения назначают врачи пострадавшим от инсульта и как пользователь-пациент может вести себя в ИТ-системе. Я даже научился писать код, хотя никогда не видел себя программистом.

Но после получения гранта от Фонда содействия инновациям мы задумались о найме разработчиков. Платить много мы не могли и решили привлечь студентов. Мы арендовали коворкинг нашего университета, купили пиццу и кока-колу и разместили в университетских чатах информацию о том, что устраиваем встречу, где расскажем о наших технологиях и проекте.

Пришло больше 30 человек. Сначала нам казалось, что люди просто хотят бесплатно пиццы поесть, но в конце встречи я рассказал о нашем проекте, указал почту и пригласил присоединиться к команде. Мы собирались взять на работу четверых, а откликнулись восемь человек. Мы выбрали тех, кто больше подходил. Но платили сначала мало, не больше 7 тыс. в месяц. Мы даже не называли это зарплатой, скорее, это была прибавка к стипендии. Ребята работали ради опыта и идеи, а не ради денег. И только спустя некоторое время мы взяли их в штат. Параллельно мы привлекали за символические деньги талантливых студентов, которых находили на научных конференциях. Нанимать профессиональных программистов с рынка на рыночные зарплаты мы смогли только после значительного роста выручки и привлечения первых инвестиций.

Заинтересовать инвестора

Мне повезло, что первые два-три года MDinс, в отличие от других медтех-стратапов, не нуждалась в сторонних инвестициях. Еще в студенческие годы я начал проводить в университетской лаборатории исследования олигонуклеотидов — синтетических цепочек ДНК, которые способны запустить повторно иммунную систему человека с онкозаболеванием и разрушить опухоль. В конце концов я получил патент на разработанную мною технологию и в 2019 году продал часть этого патента за $500 тыс. трем крупным международным фармкомпаниям: Novartis, Eva Pharma и Takeda Pharmaceutical. $200 тыс. я сразу вложил в развитие MDinc, а остальные деньги оставил на счету про запас.

В 2020-м к MDinс вдруг проявил интерес управляющий партнер инвесткомпании Kontinuum Group Константин Клюка, который часто вкладывает деньги в социальные проекты. Мы показали ему наш бизнес-план, данные о выручке и переписку с клиниками, которые были готовы с нами сотрудничать, но ждали, пока Росздравнадзор выдаст регистрационные удостоверения на использование нашего ПО. Думаю, Константину понравилось, что в списке потенциальных партнеров у нас было много именитых и крупных клиник и что мы не просто делаем бизнес, но и помогаем людям восстанавливаться после тяжелых болезней. Kontinuum Group оценила MDinc в $4,2 млн и инвестировала $300 тыс., выкупив долю в 7%. Деньги нам выплатили в три транша по мере выполнения поставленных KPI.

Сейчас мы ведем переговоры еще с четырьмя русскими инвесторами за рубежом. Переговоры начались еще до нынешнего кризиса, так как мы давно планировали открыть отдельное юрлицо в Европе. События 24 февраля лишь ускорили этот процесс, потому что стало невозможно вести финансовые отношения с зарубежными партнерами из России, а у нас уже был заключен коммерческий договор о сотрудничестве с подразделениями французской сети клиник Orpea Group в Восточной Европе и договор на апробацию нашей разработки с клиникой Hadassah в Израиле.

Найти рынок сбыта

В Европу мы решили выйти, потому что технологии для реабилитации пациентов нужны везде, а в России ограниченный рынок, сложное законодательство в сфере регистрации медицинских продуктов и трудности с получением денег частных инвесторов, которые не стремятся вкладывать средства в развитие социальных стартапов. Если работать только на российском рынке, то, скорее всего, надо вступать в частно-государственное партнерство, но договориться с инвесторами за рубежом будет тогда сложнее. Нас приглашали в Сколково и на различные грантовые программы, но мы отказались, потому что были нацелены на поиск частных инвестиций и не хотели связывать себя по рукам и ногам отношениями с государством.

В России мы, тем не менее, собираемся работать и дальше: по мере возможности будем выводить на рынок новые продукты, сотрудничать со страховыми компаниями, государственными и частными медучреждениями, а также вести научную работу с исследовательскими центрами. Однако российский рынок реабилитации растет медленно. Статистики по нему практически нет, но по нашим собственным оценкам он даже к 2027 году составит не более $1,2 млрд. В то же время глобальный рынок реабилитации и нейротренажеров растет на 30% ежегодно, и, по прогнозам, к 2027—2028 гг. его объем составит $34 млрд. Поэтому масштабироваться мы будет преимущественно за рубежом, сотрудничая и с клиниками, и со страховыми компаниями.

Сейчас мы релоцируем наших сотрудников в новый офис, который открываем на Кипре, и уже вложили €18 тыс. в уплату пошлин и затраты на релокацию. В Европе мы будем продавать в основном наш продукт по реабилитации Cerebrum MD и уже к 2023 году планируем начать коммерциализацию продукта в Нидерландах, Австрии и Германии. Ведь социальные предприниматели не просто занимаются благородным делом. Мы прежде всего зарабатываем деньги и параллельно творим добро.