«Каждая наша машина создана для того, чтобы быть разбитой» | Большие Идеи

・ Технологии

«Каждая наша машина создана для того, чтобы
быть разбитой»

Основатель Boston Dynamics Марк Райберт о роботах, страхах и будущем

Автор: Редакция «HBR — Россия»

«Каждая наша машина создана для того, чтобы быть разбитой»
Boston Dynamics

читайте также

Слияние IBS и «Борласа»: все дело в людях

Мацоцкий Сергей

Хватит терять драгоценное время

Мэнкинс Майкл

Взаимопонимание имеет значение

Зачем Louis Vuitton менеджеры из Toyota

Годар Фредерик,  Шипилов Андрей

От редакции. Boston Dynamics – одна из самых известных робототехнических компаний мира. Несмотря на то, что ни один ее робот еще не стал коммерчески успешным проектом, каждая разработка Boston Dynamics привлекает пристальное внимание публики и инвесторов. Видео, на которых роботы Boston Dynamics делают сальто, открывают двери или прогуливаются по улицам (см. ниже), собирают миллионы просмотров в YouTube. Среди компаний и организаций, инвестировавших в разработки Boston Dynamics, – управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США DARPA, Google и японская корпорация Softbank.

Основатель и гендиректор Boston Dynamics Марк Райберт практически не дает интервью и не делится своими планами на будущее, но совсем недавно он сделал исключение для MIT (Массачусетского технологического института), в котором когда-то учился и работал. Райберт выступил с лекцией перед студентами MIT и рассказал о перспективах использования роботов, страхах человечества и принципах, которыми руководствуется Boston Dynamics. Мы публикуем самые любопытные фрагменты его выступления.

О выборе карьеры

Впервые я заинтересовался робототехникой, когда учился здесь в MIT. Я был аспирантом кафедры мозга и когнитивных наук, но проходил дополнительный курс по искусственному интеллекту. Кажется, это был конец зимы, я шел c моим профессором и задавал ему один вопрос за другим. Так мы поднялись на девятый этаж здания, где тогда располагалась лаборатория искусственного интеллекта. На столе в лаборатории лежала роботизированная рука, разобранная, как мне показалось, на тысячу частей. С этого момента для меня все и началось, так я стал робототехником. Я не менял свою специализацию, но попросил профессора стать моим научным руководителем и выбрал тему, связанную с роботами-манипуляторами, а затем переключился на шагающих роботов. Это было замечательно, я никогда не жалел о своем выборе.

«Построй, сломай, почини»

Создавая роботов, мы руководствуемся принципом «построй, сломай, почини». Некоторые мои друзья так восхищаются красотой сделанных ими роботов, что поднимают их на пьедестал и боятся причинить им малейший вред. Даже здесь в MIT у меня есть друзья, которые боятся поместить своих драгоценных роботов в реальные жизненные условия. Наш подход — ровно противоположный. Каждая наша машина создана для того, чтобы быть разбитой. В нашей команде есть люди, чья задача — ежедневно чинить роботов, которых мы ломаем. Так мы можем многое узнать о взаимодействии робота с реальным миром и использовать эти знания, чтобы улучшить его устройство и его поведение. Создавая новую машину, мы стараемся как можно быстрее и как можно чаще повторить цикл «построй, сломай, почини» — особенно на ранних этапах.

О наиболее эффективной форме

Основной идей соревнования DARPA Robotics Challenge было создание человекоподобных роботов, которые могли бы использоваться в условиях, предназначенных для людей. Однако существует мнение, что человекоподобные роботы менее функциональны и эффективны, чем четвероногие роботы. В этом есть доля правды: человеческий организм весьма сложен, ноги должны поддерживать вес туловища и рук, в то время как у четвероногих животных нагрузка на конечности распределена лучше.

Мы, безусловно, продолжим думать над вопросом целесообразности и эффективности разных форм. Пока же я могу сказать, что публика с гораздо большим энтузиазмом реагирует на видео с человекоподобными роботами. Мы будем совершенствовать эту модель, учить ее выполнять все больше задач, которые пока могут делать только люди, но, скорее всего, на рынке она окажется позже, чем остальные наши роботы.

О способах применения роботов

Я думаю, что уже сейчас наши роботы могут быть использованы в тематических парках и парках аттракционов. Каждый год во всем мире перемещается и переносится около триллиона коробок, и большую часть этой работы совершают люди, поэтому логистика также представляет множество возможностей для применения роботов. Еще одна возможная сфера использования — охрана, как в военном, так и коммерческом секторе. Многие люди также обращаются к нам с идеями о возможном применении роботов Boston Dynamics в строительстве.

Наконец, одно из наиболее перспективных, на мой взгляд, направлений — это уход за пожилыми людьми и инвалидами. Я всегда хотел, чтобы роботы помогали мне ухаживать за моими родителями, когда они состарятся, но в действительности они, скорее всего, будут помогать моим детям ухаживать за мной. Большинство собравшихся здесь несколько моложе меня и, думаю, настанет время, когда вы сможете использовать роботов, чтобы улучшить жизнь своих родителей. Возможно, вы думаете, что вашим родителям это не понравится. Это сложный вопрос. Есть исследования, которые показывают, что многим людям не нравится идея, что в какой-то момент их детям придется постоянно за ними ухаживать. Мы сможем предложить альтернативу.

О новом роботе SpotMini

Масса SpotMini — примерно 60 фунтов (около 27 кг — прим. ред.), то есть он в три раза легче, чем предыдущая модель Spot. Вот несколько фактов о нем: у него есть рука с пятью степенями свободы, у каждой его ноги — три степени свободы, емкость его аккумулятора — 500 Вт (по данным компании заряда аккумулятора достаточно на 90 минут использования робота — прим. ред.). Подбор аккумулятора для таких машин — нелегкая задача. На рынке есть множество маленьких батарей для продуктов вроде электрических дрелей и большие батареи для электрокаров, но нет ничего промежуточного. Нам пришлось много работать над аккумуляторами, чтобы они были безопасны, надежны и легко заменимы. Наконец, в SpotMini стоит не три, как в предыдущей модели, а два четырехъядерных процессора i7, потому что мы стараемся сократить стоимость производства.

На наш взгляд, SpotMini нужно выводить на рынок как платформенное решение. Мы считаем, что он может стать Android в сфере робототехники. Мы спроектировали нашего робота таким образом, чтобы другие разработчики могли устанавливать на него дополнительное оборудование и программировать его, используя наш API. Сейчас мы сотрудничаем с компаниями, которые работают над созданием дополнительных вариантов применения SpotMini, используя нашу платформу.

Об автономности роботов

Мы не создаем устройства, которые могут выполнять только одну задачу. Наши роботы должны понимать, где они находятся и корректировать свои действия, чтобы подстраиваться под препятствия, которые встречаются в реальном мире. На мой взгляд, один из главных способов достижения автономности — это обеспечение максимальной устойчивости базовых функций робота к реальным препятствиям и помехам. В этом случае на следующих этапах нам не придется учитывать все мельчайшие особенности реальных условий.

В ходе одного из наших экспериментов мы пробовали использовать наших роботов для доставки посылок на дом. Мы, конечно, заходили только к нашим сотрудникам, не вламывались в дома обычных людей. Роботам приходилось преодолевать большое количество лестниц и входных дверей, и после того, как мы собрали данные и сделали необходимые поправки, в 70–80% случаев они успешно справлялись с задачей.

Многие люди думают, что модель взаимодействия компьютера и робота выглядит так: компьютер получает данные с сенсоров, которые находятся на роботе, и дает ему инструкции для дальнейших действий. Но я считаю, что в этом процессе есть еще одна важная составляющая. Окружающий мир также дает роботу инструкции. Мы стараемся учитывать этот факт и создавать модели, которые могли бы образовывать гармоничную систему с компьютером и средой, определяющими их действия.

О безопасности

Наши роботы пока не контактируют с людьми. Наверное, ближе всего к прямому взаимодействию мы подошли, когда наш сотрудник и робот вместе поднимали носилки, но прямого контакта между ними, конечно, не было. По правде говоря, нам и без того довольно непросто гарантировать безопасность использования. На данный момент контакт с людьми только усложнит процесс разработки. В будущем они смогут переносить людей и ухаживать за престарелыми, но этот момент еще не наступил.

Вопрос безопасности — не из легких. Если сегодня умелый недоброжелатель захочет обмануть сенсоры робота, он сможет сделать это без особых проблем. Пока мы работаем лишь над тем, чтобы все базовые задачи выполнялись без сбоев. Впрочем, я не думаю, что роботы, которые будут задействованы в неблагоприятных или враждебных условиях, будут обладать той степенью автономности, которой опасаются некоторые люди. Еще какое-то время они будут слишком хрупкими для этого.

О дружелюбности

Мы заработали репутацию мучителей роботов, хотя мы только хотели показать, насколько хорошо они умеют балансировать. Мы не хотели их обидеть. Сейчас мы немного скорректировали наш подход и стараемся реже толкать роботов на видео. Вот почему мы, например, использовали кожуру от банана, чтобы робот потерял равновесие без рукоприкладства с нашей стороны. Мы научились контролировать соотношение лайков и дизлайков на YouTube — в том числе благодаря тому, что перестали мучить наших роботов на видео.

Думаю, нам предстоит еще многое сделать для того, чтобы роботы Boston Dynamics выглядели более дружелюбно. Более того, нам, признаться, нравится образ «плохих парней», которые делают крутых роботов и не беспокоятся об эмоциях. Я, впрочем, уверен, что в скором времени мы найдем маркетологов, которые займутся этим вопросом.

О краткосрочной и долгосрочной перспективе

Нашей компании 25 лет, и большую часть нашей истории мы ориентировались на долгосрочную перспективу. Нам было интересно расширять границы того, на что способны роботы, приближать момент, когда они станут равны людям или животным или даже превзойдут их. Но в последнее время мы начали понимать, что способности некоторых из наших роботов, позволяют нам задуматься о том, чтобы вывести их на рынок. Этот шаг, безусловно, может многому нас научить.

Мы всегда тратили много денег на разработку и создание наших машин, и использовали это как наше конкурентное преимущество. DARPA, организация, которая часто финансировала наши исследования, всегда призывала нас не беспокоиться о финансах: сперва находить необходимые решения и уже потом думать о снижении их стоимости. А я всегда говорил, что, создав робота с действительно интересными способностями, мы начнем думать о том, как сделать его дешевле. Пришло время этим заняться.

Возможно, наш подход окажется неправильным. Возможно, разрабатывая наших роботов, мы загнали себя в очень дорогостоящий тупик, и уже поздно поворачивать назад. Но стоимость робота SpotMini значительно меньше стоимости его прототипа, и нам интересно, сможем ли мы снизить ее до уровня, когда использование этой машины станет выгодным для ее потенциальных покупателей.

На мой взгляд, одна из непростых задач, которая перед нами стоит, – поддержание корпоративной культуры, одинаково подходящей людям, которые ориентируются на краткосрочную перспективу, и тем, кто смотрит далеко в будущее. У людей, занимающихся массовым производством и продажами, и у тех, кого интересуют новые горизонты робототехники, довольно разный склад ума, и нам придется постараться учесть интересы и тех, и других.