«Идеи для лидера»: вопрос формирования ценностей и токсичная критика | Большие Идеи

・ Тренды

«Идеи для лидера»: вопрос формирования ценностей и
токсичная критика

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

«Идеи для лидера»: вопрос формирования ценностей и токсичная критика
Фото: М 25

читайте также

Перестройка мыслей и чувств: как изменить свое мышление

Планировка офиса и производительность труда

Крэйг Дэвид,  Лэйн Эндрю Данные:,  Уайт Алекс

Кто много работает, тот пьет

Сара Грин Кармайкл

Бизнес по-украински

Бордок Фил

Быть руководителем — значит принимать трудные решения, сталкиваться с противоречиями и задаваться вопросами, на которые не существует однозначных ответов. Где проходит граница между личным выбором и корпоративными ожиданиями? Что важнее — скорость внедрения технологий или глубина понимания процессов? Можно ли сохранять репутацию в мире, где злая ирония стала универсальным языком критики?

В размышлениях о ценностях в своем Telegram-канале Сергей Иванов из «ЭФКО» отмечает, что настоящие ценности появляются только в результате сложного выбора, когда приходится выбирать между удобным и правильным. Именно такие ситуации формируют основу не только личного, но и управленческого выбора. Это перекликается с темой, которую поднимает Роберт Сапольски, критикуя знаменитый тюремный эксперимент Зимбардо: люди склонны подчиняться системам, контексту или роли, а абсолютного состояния — не существует. Его анализ показывает, что не система определяет нас, а наше решение — принять или изменить ее.

Исследования и колонки, которые вошли в дайджест «Идеи для лидера» на этой неделе, подтверждают мысль о том, что лидерам предстоит учиться совмещать гибкий и стратегический подходы, чтобы привести компанию к успеху. В подборку вошли самые актуальные материалы недели: новые исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, J.P. Morgan, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и увлекательные статьи от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Как формируются ценности

Ценности — это результат разговора человека с самим собой в условиях сложного выбора, но не набор правил, которые ему в прошлом транслировала школа, родители или книги и кино. Исполнительный директор группы «ЭФКО» Сергей Иванов в своем Telegram-канале пишет о том, как формируются ценности. По его мнению, они возникают только в периоды сложного выбора, когда с одной стороны — что-то удобное, а с другой — правильное. Если человек однажды смог преодолеть соблазн, в будущем он уже не сможет отступиться — ведь речь про выбор, за который он заплатил, как минимум, переживаниями. Ценности для человека одновременно являются и костылями, и флагами, и красными линиями, с помощью которых он делает жизненные выборы. Кроме того, в процессе формирования ценностей и убеждений кристаллизуется и ответ на вопрос: «А зачем я на самом деле живу?» В корпоративном мире убеждения и ценности обычно используются как синонимы, но Иванов предлагает разделить их по степени жертвенности: убеждения могут меняться под воздействием внешней среды, ценности же с нами раз и навсегда.

Проблемы тюремного эксперимента

Американский психолог и автор известного Стэнфордского тюремного эксперимента Филип Зимбардо когда-то показал миру, что обычные люди могут стать настоящими садистами, если дать им власть. Американский нейроэндокринолог, профессор Стэнфордского университета Роберт Сапольски в новом выпуске своего подкаста Robert Sapolsky Father-Offspring Interviews указывает на главный недостаток этого эксперимента — самого Зимбардо, который выполнял там роль надзирателя и подталкивал участников проявлять жесткость. В том эксперименте добровольцев разделили на «охранников» и «заключенных», и уже на второй день они начали вести себя как настоящие тюремщики и их жертвы. Сапольски указывает, что когда BBC повторила этот же эксперимент, но убрала из него авторитетного «надзирателя», то получила другой результат. Вместо хаоса участники ненадолго организовались в кооперативный коммунизм, а затем власть захватили несколько авторитарных личностей. Ученый констатирует, что люди легко поддаются системе, а контекст решает все.

Токсичная критика

Сатира становится все более популярным способом критиковать людей, она распространяется в том числе благодаря интернет-мемам, фотографиям и видео. Исследование профессора по маркетингу из Kellogg Дерека Ракера и его научной сотрудницы Хуриа Джазаери показывает, что сатирические высказывания относительно человека являются более пагубными для его репутации, нежели прямая критика. Люди предпочитают использовать сатиру, когда хотят рассказать о предполагаемых ошибках, чтобы избежать возможных последствий, которые могут возникнуть в результате прямой критики. Сначала этот жанр был популярен в печатных СМИ, а теперь он широко распространен в различных цифровых медиа и ТВ-шоу, таких как Saturday Night Live. Проблема в том, что сатира лишает объект человечности, отмечают исследователи: комментарии под сатирическими видео содержат меньше слов, подчеркивающих человеческие качества, чем под видео с критикой. Это касается не только звезд, но и обычных людей. Восстановить положительный образ можно только если представить, что у вас был приятный опыт общения с тем, кого высмеивают. Вывод: сатирический смех — это не всегда безобидное развлечение, он может превращать людей в карикатуры, и за это им придется заплатить репутацией.

Платформы для автоматизации

Крупные корпорации могут заменить около трети своих сотрудников с помощью ИИ. Такие компании, как IBM, Allianz и Macquarie Bank, уже используют технологии для оптимизации HR, страховых выплат и поддержки клиентов. Эксперт в управлении персоналом Джош Берсин на собственном сайте пишет о том, что ключевой принцип успешной автоматизации лежит не просто в том, чтобы заменить людей на технологические решения, а в возможности декомпозировать работу на задачи, часть из которых может выполнить AI. При внедрении ИИ Берсин советует сначала пересмотреть стратегию, затем проанализировать задачи и только потом внедрять искусственный интеллект. По его словам, сейчас происходит зарождение рынка Work Intelligence-платформ, которые анализируют, какие именно задачи можно автоматизировать и какие навыки нужны сотрудникам будущего. В таком случае ИИ не просто ускоряет процессы, но трансформирует и расширяет их.

Тренировки для СЕО

Для того чтобы извлечь максимальную выгоду из ИИ и GenAI, СЕО предстоит пробежать одновременно и спринт, и марафон: делать стратегические инвестиции, быстро внедрять новые инструменты и привлекать лучшие на рынке таланты. Аналитики BCG отмечают, что сегодня только 25% лидеров видят значительную отдачу от ИИ, остальные же — рискуют навсегда остаться позади. Главной сложностью они называют умение не распылять ресурсы на десятки пилотных проектов, а сосредоточить силы вокруг самых ценных идей, которые дадут конкурентное преимущество. Исследования показывают, что лидеры, следующие этому подходу, масштабируют ИИ-продукты вдвое быстрее и получают наибольшую отдачу. При этом лидер должен первым осваивать ИИ-инструменты, чтобы команда тоже не боялась пользоваться ими. Эксперты рекомендуют СЕО тренировать навыки взаимодействия с искусственным интеллектом: ежедневно пользоваться AI-инструментами, нанять персонального тренера и осваивать базовые принципы работы ИИ.

Ставка на инновации

В 2025 году российские компании будут фокусироваться на быстрых результатах и выбирать краткосрочные инновации с измеримым эффектом вместо долгосрочных проектов, следует из данных исследования ФРИИ «Корпоративные инновации 2025». Топ-менеджеры и бизнес-заказчики — главные двигатели развития инноваций, почти половина компаний отметила рост интереса первых лиц к инновациям, но недостаточная вовлеченность бизнес-заказчиков остается главным барьером. При этом 55% сделали инновации частью своей стратегии, но только 12% демонстрируют сильную связь между стратегией и бизнес-процессами. Во ФРИИ называют слабым местом оценку эффективности инноваций: 50% компаний используют только операционные метрики, хотя международный рынок уже ориентируется на такие показатели, как скорость выхода продукта на рынок и R&D-интенсивность.

Гендерный вопрос

Почти половина женщин-руководителей считает, что прогресс в вопросах гендерного равенства на работе как минимум замедлился, следует из данных исследования Spencer Stuart о том, что для женщин изменилось за последние пять лет. Для этого они опросили более 2300 женщин-лидеров по всему миру об их карьере. И хотя 87% опрошенных женщин-лидеров уверены в своих карьерных амбициях, лишь 51% верят, что достигнут желаемого в текущей компании. Руководительницы также склонны переоценивать внутренний климат в своей организации: если 75% CEO-женщин высокого оценивают его уровень, то с этой оценкой согласны только 56% C-level руководительниц. Аналитики считают, что главные карьерные лифты для женщин — это наставник-мужчина, поддерживающий начальник, внешние контакты и ротации в развитии. Среди основных карьерных блокеров они называют предвзятость и двойные стандарты — к женщинам обычно предъявляют более высокие требования.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.