Что не так с директором по данным в вашей компании | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что не так с директором по данным в
вашей компании

О чем нужно помнить, оценивая работу CDO

Авторы: Томас Дейвенпорт , Рэнди Бин

Что не так с директором по данным в вашей компании
twomeows/Getty Images

читайте также

Как избежать виртуальных недоразумений

Кит Феррацци

Чего миллениалы хотят от новой работы

Брэндон Ригони,  Эми Эдкинс

Как люксовые бренды создают цифровую роскошь

Ханнес Гурцки

Толпа и конформист

Ландвер Ян,  Обл Джеральд,  Херманн Андреас,  Хильдебранд Кристиан

Впервые директор по данным (chief data officer, он же CDO) появился в 2002 году в банке Capital One, но организации до сих пор не могут разобраться с этой должностью. Результаты опросов крупных компаний, проведенных фирмой одного из авторов статьи (Рэнди) NewVantage Partners, показывают тренд к распространению этой позиции — с 12% в 2012 году до 68% в 2018 году с небольшим снижением в 2019-м, обязанности директоров по данным остаются неясными. В последнем опросе только 28% респондентов согласились с тем, что позиция «закрепилась и эффективно развивается».

Раньше, когда большинство позиций CDO открывали крупные финансовые учреждения, главной их заботой была защита данных: их безопасность, конфиденциальность, качество и соответствие нормативным требованиям. Однако качество «обороны» трудно оценить с точки зрения эффективности (кроме случаев провалов), и компании все чаще стали ожидать от специалистов по данным эффекта, связанного со стратегией наступления, — более качественного принятия решений, лучшего маркетинга, обслуживания клиентов и монетизации.

Сегодня перед CDO обычно стоит несколько целей, но часто нет единого мнения о том, какие из них наиболее важны. Кроме того, для достижения этих разных целей могут потребоваться существенно разные виды профессионального опыта и навыков. Многим CDO трудно преуспеть во всем, чего от них ожидают.

Свежий опрос от NewVantage наглядно иллюстрирует эту проблему. Респондентам, более половины из которых сами занимают должности директоров по обработке данных, задавали вопрос: каково главное отличительное свойство успешного CDO в их организации. Некоторые ответили, что их организации желают видеть на позиции CDO привлеченного извне инициатора перемен (самый частый ответ), другие нанимают на должность хорошо зарекомендовавшего себя специалиста изнутри компании. Некоторым нужен руководитель бизнеса, который будет отвечать за бизнес-результаты, другим — технологический лидер, а третьи хотят найти компетенции главы отдела аналитики, специалиста по статистике, машинному обучению и ИИ в одном лице. Можно было бы подумать, что все согласны с тем, что CDO несет основную ответственность за любую работу с данными, однако исследования показывают, что это утверждение верно лишь для 40% организаций.

В том числе из-за отсутствия единого понимания сроки пребывания в должности CDO весьма коротки, особенно в таких отраслях, как финансовые услуги, где данные служат источником жизненной силы для организации. В целом, обычно его сменяют через два-три года. Отсутствие ясности в должностных обязанностях, расплывчатые или завышенные ожидания, безусловно, не способствуют долгому сроку службы.

Семь разных должностей

Понимание ожиданий конкретной организации от своего директора по данным и сопоставление этих ожиданий со своими возможностями могут стать для CDO ключом к долгой, плодотворной и счастливой работе. Последние десять лет мы изучали позиции CDO и их обязанности и выделили семь основных типов директоров по обработке данных, каждый из которых настолько отличается от остальных, что одному человеку трудно или даже невозможно успешно справляться со всеми семью. Недавно вступившие в должность CDO могут не знать, какого сочетания из семи ролей от них ожидают, и официальные оценки эффективности часто не проясняют, по каким из них оценивается действующий CDO. Один директор, ознакомившись с семью типами полномочий, написал нам в электронном письме: «Меня оценивают по всем семи, но ставят в заслугу лишь те, что относятся к стратегии наступления».

Представленные ниже первые три роли в основном ориентированы на стратегию наступательных действий, последние четыре больше связаны с оборонительной стратегией. Конечно, некоторые должности директоров по обработке данных представляют собой комбинации этих ролей.

1. Директор по обработке данных и аналитике

CDO в этой роли управляют наукой о данных, аналитикой и иногда применением искусственного интеллекта. Компании из самых разных отраслей, включая General Motors, Walmart, Chase Bank, Partners Healthcare и MetLife, нанимают CDO с таким набором обязанностей, и эта роль становится все более распространенной.

Руководить одновременно управлением данными, наукой о данных и аналитикой представляется разумной комбинацией в ​​рамках одной должности, поскольку данные — ключевой компонент для успешной аналитики и ИИ. А аналитика позволяет организациям использовать данные в целях роста: ее модели помогают таргетироваться, оптимизировать цепочки поставок и принимать лучшие кадровые решения — и ценность CDO становится очевидной. Один CDO, который курировал аналитику и другие функции, поделился с нами: «В других аспектах работы на позиции CDO было просто невозможно добиться заметного прогресса. Слава Богу, у меня была аналитика, на которую можно было положиться».

Тем, кто занимает должность такого типа, требуется опыт применения математических, аналитических и ИИ-методов для решения бизнес-задач. Они также должны быть знакомы с типами информационной среды, которые поддерживают аналитику и ИИ, в том числе с инструментами с открытым исходным кодом, такими как Hadoop для хранения больших данных. С приходом ИИ наука о данных становится все более сложной и динамичной областью бизнеса, и у CDO, принявшего на себя ответственность за это, редко остается время на другие сферы.

2. Директор-предприниматель

Все чаще перед CDO ставят задачу монетизации данных — либо путем прямой их продажи, либо через продукты и услуги на основе данных и аналитики, либо через развитие отдельного бизнеса на основе данных. Автомобильные компании, например, заинтересованы в монетизации данных, собранных с транспортных средств с выходом в интернет, и корпорация General Motors уже выступила с серьезной инициативой в этой области. Компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, сосредоточены на сборе и монетизации данных о бизнес-процессах, которые работают на их ПО (для дополнительной информации см. статью HBR). Интернет-компании уже монетизируют свои данные, продавая их для таргетированной рекламы. От 11 до 13% опрошенных нами компаний подтвердили, что их CDO в определенной степени отвечают за доходы компании.

Но, несмотря на некоторый успех и популярность монетизации данных в общем представлении, в реальности это может стать сложной задачей. Компаниям, которые продают осязаемые материальные продукты, трудно переключиться на торговлю данными. И потребители, и бизнес все чаще проявляют обеспокоенность в отношении прав владения и использования данных, которые они генерируют. CDO-предприниматель вынужден отвечать и за эту проблему.

Хотя мы, безусловно, поддерживаем директоров по данным, которые занимаются разработкой связанных с данными инновационных продуктов и услуг, но считаем, что для большинства это будет не основная, а второстепенная задача. В любом случае, чтобы хорошо справиться с этой ролью, CDO должен обладать опытом в построении бизнеса, монетизации активов и разработке новых продуктов и услуг. Такие компетенции нечасто встречаются в сочетании с иными навыками, необходимыми CDO.

3. Разработчик

Учитывая необходимость создавать ощутимую ценность, некоторые CDO возглавили разработку ключевых приложений или инфраструктуры, на основе которой ее можно получить. Например, многие из них контролируют проектирование корпоративных хранилищ данных или озер данных в своих компаниях. Для тех CDO, кто больше сосредоточен на аналитике или на ИИ, приложение может отражать эту специализацию (например, функция одобрения кредита с применением ИИ). Для других руководителей ближе вспомогательные функции. Например, в Citizens Bank директор по обработке данных (Урсула Коттоне в настоящее время работает CDO в Huntington Bank) руководила внедрением программного обеспечения для автоматизации процессов бэк-офиса.

Традиционно разработка приложений находится скорее в зоне ответственности директора по ИТ, но некоторые проекты требуют такой интенсивной загрузки данных, что по справедливости должны быть в ведении CDO. Например, в подразделении отдела по управлению богатством банка Morgan Stanley директор по обработке данных и аналитике Джефф Макмиллан возглавлял проект по созданию системы «наилучшей альтернативы» — инструмента инвестиционных рекомендаций для клиентов.

Разработка систем любого типа — это сложная миссия, которая требует профессиональных знаний и навыков в различных информационных технологиях, в методах гибкой разработки и других методах программирования, а также эффективной работы с заинтересованными сторонами и интеграции с системами и процессами.

4. Охранник данных

В 1990-х и 2000-х годах фирмы, предоставляющие финансовые услуги, учреждали должности CDO для того, чтобы они защищали данные от взломов, мошенничества и атак, а также могли убедить регулирующие органы, что компания стоит на страже правил безопасности данных. Со временем роль охранника данных перестала входить в обязанности CDO не потому, что безопасность данных стала менее важной, а потому, что для ее обеспечения были созданы другие должности, такие как директор по информационной безопасности. Тем не менее в нашем недавнем опросе 45% CDO сказали, что их основная функция — защитная.

Давление в вопросе обеспечения защиты данных по-прежнему велико, особенно в сфере финансовых услуг. Один банковский CDO сказал нам: «Я стараюсь сохранять баланс между стратегиями нападения и защиты на уровне 50/50, но требования в основном предъявляются к обороне». Аудиторы и советы директоров часто настаивают на охраняющих функциях CDO. Тем не менее мы смеем утверждать, что защита данных — это руководящая позиция с занятостью на полный рабочий день, которую лучше всего оставить для директора по информационной безопасности. Если CDO занимается защитой данных, он вряд ли получит много конкурентных преимуществ или бизнес-выгод от данных.

5. Архитектор данных

Существует давняя традиция использования структурных или программных решений для улучшения среды данных: с меньшим дублированием и фрагментацией. Некоторые CDO возглавляют такую деятельность в своих компаниях. Сегодня эти усилия в основном направлены на агрегирование, очистку, последовательное форматирование ключевых корпоративных данных и обеспечение легкого доступа к ним для любого звена организации. Такие инициативы, как правило, стоят дорого и длятся долго, и потому многие руководители организаций не видят в них достаточной ценности. Если подобную инициативу отменяют, действующий CDO может лишиться места.

Некоторые фирмы просят своих CDO продумать новую, современную архитектуру данных. Как правило, такие инициативы предполагают переход от корпоративных хранилищ данных к озерам данных и могут включать использование искусственного интеллекта в подходах к интеграции данных. Мы писали о таких преобразованиях в отделе научных исследований и разработок в фармацевтической компании GlaxoSmithKline, которые возглавлял Марк Рэмси, в те времена CDO компании. Тем не менее всего 6% респондентов в нашем недавнем опросе утверждают, что в их распоряжении «современная архитектура данных» — у большинства смесь устаревающих и новых систем и форматов данных.

6. Управляющий данными

Другая ключевая роль CDO заключается в создании программ «управления данными». Обычно это означает привлечь руководителей среднего и высшего звена к ответственности за области данных, которые связаны с их бизнес-процессами, например, поручить директору по маркетингу контролировать все маркетинговые данные. При этом важно поддержать их усилия. Если получится наладить такой режим работы, то он может стать очень эффективным при согласовании программ обработки данных со стратегиями и целями бизнеса. Тем не менее часто бывает сложно убедить менеджеров с коммерческой стороны бизнеса тратить время и уделять внимание вопросам управления данными. Один CDO сказал нам: «Я все еще пытаюсь привлечь коммерческую сторону бизнеса, но уже не использую слово ''управление'' — оно стало каким-то токсичным».

Управляющие данными CDO должны уметь выстраивать отношения и устанавливать доверие. Они также должны понимать взаимосвязь между потребностями бизнеса в данных и бизнес-стратегией. Часто трудно найти сочетание компетенций по управлению данными и организационным/бизнес-изменениям в одном специалисте. Среди организаций, чьи CDO уделяют большое внимание управлению данными, такие финансовые компании, как Citigroup, Charles Schwab, UBS и PNC.

7. Специалист по этике данных

Возможно, наименее распространенная, но стремительно набирающая популярность сфера полномочий на позиции CDO связана с этикой управления данными, особенно с тем, как их собирают, защищают, совместно используют и кто их контролирует. Нет сомнений в том, что потребители, регуляторы и законодатели все чаще проявляют озабоченность неправомерным использованием данных. Если CDO отвечает за управление данными, то по логике в его полномочия должны входить и соответствующие вопросы этики. Некоторые компании, в первую очередь поставщики ИТ-услуг и многие фирмы, предоставляющие финансовые услуги, учреждают должность директора по этике, которые могут освободить CDO от этой обязанности.

Ярким примером компании, в которой CDO занимается вопросами этики, служит Mastercard, где должность CDO занимает Джоанн Стоуниер. Ранее она работала директором по конфиденциальности информации в American Express и Mastercard, и конфиденциальность данных и этика — основные составляющие ее работы. Mastercard разработала так называемый «Приказ ответственности за данные», и Стоуниер планирует внедрить эти принципы внутри компании. Они включают в себя безопасность и конфиденциальность, прозрачность и контроль, подотчетность, честность, инновации и положительное социальное влияние. У Джоанн диплом юриста, вполне ожидаемый для того, кто специализируется на вопросах этики (хотя такое образование все-таки необычно среди CDO). Хотя ориентация на вопросы этики пока встречается редко, мы ожидаем, что со временем актуальность такой специализации возрастет.

Слишком много ролей для одного CDO

Очевидно, что одному человеку было бы трудно эффективно выполнять все эти разнообразные роли. Они требуют разного опыта и способностей. Это, конечно, говорит о том, что организациям необходимо определиться, какие должностные обязанности для CDO наиболее важны в их случае. Этот выбор продиктует оптимальный структуру подчинения для CDO: например, «архитектора данных» уместно подчинить директору по ИТ, тогда как исполнителя роли аналитика лучше подчинить директору по аналитике, если таковой есть в компании. Все эти роли должны быть заполнены, поэтому, если ваш CDO чем-то не занимается, то соответствующие обязанности следует перераспределить на другие позиции внутри организации. А поскольку в компаниях сегодня много разных связанных с информацией позиций — директор по ИТ, директор по обработке данных, директор по цифровым технологиям и т. д. — необходима предельная ясность в отношении того, кто чем должен заниматься. Мы ожидаем, что количество позиций CDO будет продолжать расти, но CDO будут преуспевать, только если их роли будут четко определены.

Об авторах

Томас Дейвенпорт (Thomas H. Davenport) — почетный профессор менеджмента и информационных технологий в Коллежде Бэбсона, научный сотрудник Инициативы по цифровой экономике в МIT и старший консультант Deloitte Analytics. Автор более десятка книг по менеджменту, среди недавно вышедших: Only Humans Need Apply: Winners and Losers in the Age of Smart Machines и The AI Advantage.

Рэнди Бин (Randy Bean) — генеральный директор и управляющий партнер в консалтинговой компании NewVantage Partners.