читайте также
Поступить в Гарвардскую бизнес-школу не очень трудно. По крайней мере, так могут считать абитуриенты, безуспешно пытавшиеся в прошлом году поступить на факультет изящных искусств Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). Если в Гарвардскую бизнес-школу было принято около 10% подавших заявки, то на худфак UCLA попали лишь 3% желающих. Почему? Да потому, что диплом художника стал в мире бизнеса наилучшей рекомендацией. В поисках талантов рекрутеры все чаще наведываются в ведущие художественные вузы.
Зачастую этот подход применяется в ущерб интересам обладателей менеджерских дипломов. Так, в 1993 году 61% специалистов, принятых на работу в McKinsey имели степень MBA, а спустя десятилетие - только 43%. В McKinsey считают, что непрофильные дисциплины столь же полезны, как и менеджерское образование. Итак, по мере того как конкурс на художественных факультетах растет, а их выпускники все чаще занимают ключевые посты в компаниях, степень магистра изящных искусств приобретает все больший вес в бизнесе.
Причины этого следует искать и в области спроса, и в области предложения. Количество выпускников со степенью MBA увеличивается, и их ценность, соответственно, снижается. Между тем спрос на художественные способности только растет. Выпускники бизнес-школ превращаются в “синих воротничков” нового столетия: работа, на которую они претендовали, достается зарубежным специалистам. К примеру компании Lehman Brothers и Bear Stearns уже поручают финансовый анализ и подобные задачи обладателям степени MBA из Индии. Начальный уровень зарплаты при этом – 800 долларов в месяц. По прогнозам аналитиков из A.T. Kearney, в ближайшие пять лет американские компании, предоставляющие финансовые услуги, переместят полмиллиона своих рабочих мест в “дешевые” регионы. Это позволит отрасли сэкономить 30 млрд долларов, но лишит Америку 8% рабочих мест.
В то же время компании осознают, что единственный способ выделиться на рынке с материальным изобилием – это сделать свои продукты “трансцендентными”: придать им внешнюю привлекательность и эмоциональную убедительность. Взгляните на компьютеры iMac, стильные продукты Design Within Reach, а также на торговые ряды Target, заполненные женской одеждой от Исаака Мизрахи. Или прислушайтесь к словам Роберта Лутца, легенды американского автопрома. Когда он занял должность председателя совета директоров в североамериканском подразделении General Motors, один журналист поинтересовался, чем подход нового руководителя будет отличаться от подхода его предшественника. “Он будет более правополушарным, – ответил Лутц. – Я считаю, что мы занимаемся художественным бизнесом”.
General Motors (вдумайтесь: General Motors!) занимается искусством. Значит, и нам всем дорога туда же.