Борьба с сажей | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Борьба
с сажей

Автор: Уоллек Седдон Джессика

Борьба с сажей

читайте также

Как торговать через маркетплейсы в России

Артемий Самохвалов

Кто такие фейкстеры

Марк Пенн

Бренд-менеджмент с видом на клиента

Зайтамл Вэлэри,  Лемон Кэтрин,  Раст Роланд

Хроника управленческих идей

Когда мы говорим об устойчивом развитии, приоритетом номер один остается сокращение эмиссии углекислого газа. Но на самом деле бизнес и общественные организации могут замедлить климатические изменения и другим способом: уменьшая выбросы черного углерода (микроскопических темных частиц сажи). Причем благодаря этому сформируются новые рынки.

ученые выяснили, что черный углерод занимает второе после СО2 место по влиянию на глобальное потепление. Выброс частиц не только нагревает воздух, но и ускоряет таяние льда: они оседают на снегу и поглощают солнечное тепло. Более того, в развивающихся странах

черный углерод — главная причина заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды. В Северной Америке и Европе основные источники этого вещества — выбросы дизельных двигателей и заводов, а в развивающемся мире — сжигание деревьев, навоза и биомасс.

В США проблема черного угля уже попала в поле зрения законодателей. К примеру, проект закона уоксмэна — Марки обязывает Агентство по охране окружающей среды (EPA) регулировать выбросы черного углерода, а закон о бюджетных ассигнованиях на 2010 год, принятый в октябре, предписывает EPA искать способы уменьшения эмиссии: в США и во

всем остальном мире. В глобальном масштабе пока сделано не очень много, но в 2009 году Арктический совет принял в норвежском Тромсё декларацию, которая признает, что черный углерод представляет собой большую угрозу для льдов Арктики. На Копенгагенской конференции по климату США пообещали выделить $5 млн на координацию международных усилий для решения проблемы.

Предприятия должны уделять этим видам загрязнения столько же внимания (а быть может, и больше), сколько и выбросам углекислого газа. «Смыть сажу с лица фирмы» часто бывает проще, чем сократить выбросы углекислого газа, да и результатов — как для окружающей среды, так для самой фирмы — в этом деле можно добиться быстрее.

Методы и технологии уменьшения выбросов сажи давно опробованы на практике. К значительному улучшению приводят довольно простые меры: улучшение печей, использование очищенного топлива, фильтры, отрегулированные двигатели. На первый взгляд это весьма накладно, но на самом деле — дешевле и быстрее, чем перестраивать транспортную инфраструктуру, увеличивать долю возобновляемых источников энергии и любыми другими способами сокращать выбросы СО2. Например, если компания-грузоперевозчик купит всего 1000 сажевых фильтров для своих дизельных тягачей, польза для окружающей среды будет такой же, как если бы с дорог исчезло 5700 автомобилей. Фильтры плюс чистое топливо коренным образом меняют положение дел.

И в отличие от углекислого газа, который десятилетиями остается в атмосфере, черный углерод «живет» в воздухе лишь несколько недель. Если мы сократим его выбросы вдвое, то — по снижению уровня удержания тепла в атмосфере — практически сразу достигнем того же эффекта, на который в случае углекислого газа ушло бы много лет.

Какие же преимущества для бизнеса можно извлечь из всего этого? Во-первых, заранее подготовившись к дальнейшему ужесточению норм, можно оторваться от конкурентов. Например, компания Ford много лет назад добровольно взяла на себя обязательство выполнять более строгие нормативы по выбросам. Эта предусмотрительность обернулась нешуточной экономией. А главным конкурентам Ford — GM и Chrysler — остается только надеяться на финансовый буксир правительства.

Во-вторых, черный углерод дает возможность создать рынок технологий и продуктов, благодаря которым компаниям будет легче вписаться в нынешние и будущие экологические нормативы. Логистическим, грузовым и судоходным компаниям, предприятиям тяжелой промышленности, электростанциям и домашним хозяйствам понадобятся сажевые фильтры и устройства для более полного сжигания горючего. Это на руку производителям экологичных систем: они будут продавать больше своих продуктов в развивающихся странах и тем самым внесут вклад в охрану окружающей среды и здоровья населения.

В-третьих, выиграют фирмы, которые «дотянутся» до масс. А чтобы ввести в широкий обиход чистые технологии, нужно не скупиться на социальные проекты. Есть море возможностей работать на благо людей — например, отладить устойчивую цепочку поставок качественного топлива или печей. Организации, которые возьмутся за эту работу, получат все шансы стать лидерами на этом новом рынке.