Кто это придумал? Какая разница! | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кто это придумал?
Какая разница!

Что если Соединенные Штаты лишатся лидерства в области инноваций?

Автор: Нитин Нория

Кто это придумал?  Какая разница!

читайте также

Откуда берутся настоящие лидеры

Абрахам Залезник

От безопасности к комфорту: как поддержать и мотивировать сотрудников в непростое время

Михаил Жуков

Игра без правил уничтожит вас как лидера

Наталия Васина

Сила экосистемы: что поможет корпорациям во время кризиса

Говард Ю,  Марк Гривен

Что если Соединенные Штаты лишатся лидерства в области инноваций? Ведь это ключевой фактор их конкурентного преимущест­ва. Инновационная активность резко возрастает и в других странах, и кажется, что экономика США вот-вот потеряет свои передовые позиции.

Но я не думаю, что опасность настолько реальна. Можете ли вы назвать хотя бы одно крупное изобретение, покорившее мировые рынки, которое пришло бы к нам не из США или Европы? Не так давно я в очередной раз задал этот вопрос на одной конференции. Обычно в ответ все молчат. Но тут модератора осенило: «Йога!» Сразу раздался смех, ведь никто не ставит йогу в один ряд с кремниевыми кристаллами и геномом человека. Но мне пришлось согласиться. Это ­мощная сфера бизнеса, и зародилась она, дейст­вительно, не на Западе.

Затем я задумался. Может быть, куда важнее ответить на другой вопрос: имеет ли значение, где рождаются изобретения, если рынок прекрасно умеет пожинать их плоды?

Взять ту же йогу. Она возникла в Древней Индии, а сегодня это повальное увлечение, охватившее весь мир, питает огромную индустрию: инструкторы, студии, фирмы, выпускающие DVD и приложения, производители благовоний, организаторы йога-туров, физиотерапевты, специализирующиеся на полученных во время занятий травмах. Какой компании йога приносит наибольший доход? Ванкуверской lululemon athletica, которая производит и продает одежду и аксессуары для занятий йогой. Ежегодный доход этой компании, основанной в 1998 году, — более $700 млн, а рыночная капитализация превышает $9 млрд.

Lululemon не вовлечена в индустрию собственно йоги: у нее нет ни студий, ни инструкторов — но при этом она использует связанные с йогой возможности, то есть занимается смежным бизнесом. Инновации часто порождают настолько ­большой фонд прибыли, что их авторы не могут разрабатывать его в одиночку. И порой, как в случае с одеждой для йоги, перспективы, сулящие наибольшую прибыль, таятся в смежных сферах.

Раньше изобретения и относящиеся к ним индустрии, как правило, были привязаны к одному региону. Однако современный глобальный рынок не дает местным компаниям особого преимущества в остальном мире. Это важно учитывать, когда мы говорим об инновациях как о двигателе экономики.

Происхождению инноваций порой уделяют слишком большое внимание. Взгляните на любое крупное изобретение — и вы наверняка обнаружите, что оно дает шансы обогатиться и другим игрокам в смежных областях. Не важно, кто первым собрал электромобиль для массового потребителя, — важно, что он позволил фирмам во многих странах заняться усовершенствованием аккумуляторов, зарядных станций и так далее. Революционное лекарство от рака, если оно когда-нибудь появится, откроет медицинским учреждениям разных государств широкие возможности для получения прибыли.

Фирмам с высоким потенциалом в области маркетинга и дистрибуции и компаниям-лидерам, которые быст­ро сумеют охватить взглядом новые горизонты, будут выгодны любые ново­введения. Сегодня, когда безработица и экономический застой все громче заявляют о себе, мы должны буквально молиться о появлении — не важно, в какой части света, — все новых и новых прорывных инноваций. В конце концов, создание рабочих мест и повышение благосостояния в большей степени связано не с самими изобретениями, а с интенсивной разработкой его потенциала.