читайте также
Нам известно, что некоторые из вас считают, что быть внутренним предпринимателем слишком тяжело, вплоть до полного разочарования в своем деле. Вас фрустрируют коллеги, которые постоянно саботируют ваши инновационные усилия. Но ведь так и должно быть! За редким исключением большие организации устроены таким образом, чтобы в совершенстве осваивать некие процессы в крупных масштабах без ошибок и вариаций. Они являются высокопрофессиональными машинами по прогнозированию, планированию и исполнению (ППИ) и с течением времени тщательно приводятся к такому состоянию, когда все, что может внести неопределенность в устоявшуюся систему, ими отторгается. Этого требует рынок. К тому же именно такое положение вещей кажется логичным и похвальным в системе координат всех структур и процедур (включая карьерные сдвиги вашего босса). С вашей стороны попросту наивно ожидать, что ситуация изменится быстро и безболезненно. Представьте себе, что вы — профессиональный бегун на длинные дистанции и вдруг решили стать профессиональным теннисистом. Как вы думаете, это ведь займет какое-то время? На изменение целой организации может потребоваться в 10 раз больше времени и усилий.
Но мы уже видим первые симптомы перемен. Согласно нескольким опросам инновации стали темой номер один для гендиректоров. Многие компании утверждают позицию директора по инновациям. В последние 10 лет мы наблюдаем огромный рост количества конференций, а также научных и популярных книг, статей и блогов по этой теме. В наше время множество консалтинговых компаний имеют в своем составе отдел по инновациям.
Так что будущее инноваций в организациях вызывает у нас оптимизм. Но совершенно определенно модель ППИ продолжает царить везде и всюду. И данный факт сильно усложняет вашу работу. Возможно, больше всего разочарования и фрустрации вы испытываете, когда видите, как люди из вашей же команды постоянно и систематически отвергают то, что вы считаете совершенно естественным шагом к лучшему будущему. Бывает, что обычный, «внешний» предприниматель испытывает подобное неприятие со стороны рынка ежедневно. Хоть это порой и внушает уныние, лучшие из них ему не поддаются. Внутреннему предпринимателю особенно тяжело, потому что он как будто постоянно становится мишенью «дружественного огоня». А ведь так оно и есть! Но это не должно вас расстраивать. В этом нет ничего личного. Ваша организация поступила бы так с каждым, кто пытается выйти за рамки системы ППИ.
Читайте материал по теме: Как не напугать людей своими инновациями
Наш первый совет, находящимся в подобной ситуации людям, таков: будьте упорны. Ваша ситуация не так уж сильно отличается от положения обычного предпринимателя, который должен «завоевать дружбу» со своими партнерами и захватить свою долю рынка. Это значит воспринимать коллег как ценных советчиков, помогающих понять текущее положение дел, и ни в коем случае жестко не противопоставлять свое мнение их позиции. Согласен, это нелегко, но это обязательное требование. Вы должны изменить свое восприятие противящихся вам людей (поменять их статус с врагов на друзей) и активно работать над сохранением подобного образа мыслей. Вы никогда не добьетесь успеха, если будете рассматривать свою организацию и своих сотрудников в качестве врагов. Все это относится и к восприятию вашего босса (даже, пожалуй, еще больше). Ни вы, ни ваша организация не стоите на месте, и, какой бы компания ни была сейчас, она может стать лучше. Вы можете ей в этом помочь, но только в том случае, если вы ее действительно цените.
Читайте материал по теме: Как выманить у сотрудников хорошие идеи
Во-вторых, вот вам способ — некая простая диагностическая модель, которая показалась нам полезной в работе с внутренними инноваторами. Вы, ваш босс и ваша организация можете каждый быть в одном из четырех состояний: «работаю над тем, чтобы это не было реализовано», «помогаю в этом», «разрешаю, чтобы это произошло» или «не даю этому случиться». Если вы сами не находитесь в процессе «работаю над этим», вам нужно прямо сейчас перестать продвигать свою идею. Но давайте предположим, что вы в нужном состоянии... Тогда проведите диагностику, и подходящая стратегия станет очевидной. Например, если ваша организация активно пытается подавлять инновации («не даю реализовывать»), но ваш босс находится в пункте «работаю», «помогаю» или даже «разрешаю», можно потихоньку попробовать. А может, у вашей фирмы есть стратегический инновационный императив (если вы не уверены, загляните в годовой отчет), но ваш начальник требует, чтобы вы занимались своим делом и ничего не выдумывали («не даю реализовывать»). Если вышестоящие руководители не помогли ему измениться, вам это тоже будет нелегко. Возможно, вам удастся создать группу поддержки вне своего отдела, но это трудно и опасно. Скорее всего, вам будет лучше перейти к другому начальнику или вообще в иную организацию.
Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году
Если считать, что вы по-настоящему горите своей новаторской идеей и ваш босс предоставляет вам определенную свободу для маневра, вам следует использовать простые шаги: «действуй — учись — созидай». Подобными усилиями вы поможете своему руководителю вырасти в качестве коуча — вашего и других членов команды, а также сделаете свою организацию более готовой к инновациям и внутреннему предпринимательству. Если вы так не поступите, скорее всего, вам не так уж дорога ваша идея. Тогда нужно просто принять существующее положение дел.
Читайте по теме:
- 5 устоявшихся стереотипов о пользе технологий
- Почему Германия опережает США в инновациях
- Изменит ли Facebook* мир?
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена