Как инноватору реагировать на «дружественный огонь» | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как инноватору реагировать на
«дружественный огонь»

Ваша ситуация не так уж сильно отличается от положения обычного предпринимателя, который должен «завоевать дружбу» со своими партнерами и захватить свою долю рынка.

Авторы: Лен Шлезингер , Чарли Кифир

Как инноватору реагировать на «дружественный огонь»

читайте также

Как стартапу спастись от технологических гигантов

Талес С. Тейшейра

Что на самом деле мешает женской карьере

Айрин Падавиц,  Робин Эли

Почему ваша команда не хочет рисковать

Рон Ашкеназ

С ростом стартапа должен меняться и стиль руководства

Джеффри Халл

Нам известно, что некоторые из вас считают, что быть внутренним предпринимателем слишком тяжело, вплоть до полного разочарования в своем деле. Вас фрустрируют коллеги, которые постоянно саботируют ваши инновационные усилия. Но ведь так и должно быть! За редким исключением большие организации устроены таким образом, чтобы в совершенстве осваивать некие процессы в крупных масштабах без ошибок и вариаций. Они являются высокопрофессиональными машинами по прогнозированию, планированию и исполнению (ППИ) и с течением времени тщательно приводятся к такому состоянию, когда все, что может внести неопределенность в устоявшуюся систему, ими отторгается. Этого требует рынок. К тому же именно такое положение вещей кажется логичным и похвальным в системе координат всех структур и процедур (включая карьерные сдвиги вашего босса). С вашей стороны попросту наивно ожидать, что ситуация изменится быстро и безболезненно. Представьте себе, что вы — профессиональный бегун на длинные дистанции и вдруг решили стать профессиональным теннисистом. Как вы думаете, это ведь займет какое-то время? На изменение целой организации может потребоваться в 10 раз больше времени и усилий.

Но мы уже видим первые симптомы перемен. Согласно нескольким опросам инновации стали темой номер один для гендиректоров. Многие компании утверждают позицию директора по инновациям. В последние 10 лет мы наблюдаем огромный рост количества конференций, а также научных и популярных книг, статей и блогов по этой теме. В наше время множество консалтинговых компаний имеют в своем составе отдел по инновациям.

Так что будущее инноваций в организациях вызывает у нас оптимизм. Но совершенно определенно модель ППИ продолжает царить везде и всюду. И данный факт сильно усложняет вашу работу. Возможно, больше всего разочарования и фрустрации вы испытываете, когда видите, как люди из вашей же команды постоянно и систематически отвергают то, что вы считаете совершенно естественным шагом к лучшему будущему. Бывает, что обычный, «внешний» предприниматель испытывает подобное неприятие со стороны рынка ежедневно. Хоть это порой и внушает уныние, лучшие из них ему не поддаются. Внутреннему предпринимателю особенно тяжело, потому что он как будто постоянно становится мишенью «дружественного огоня». А ведь так оно и есть! Но это не должно вас расстраивать. В этом нет ничего личного. Ваша организация поступила бы так с каждым, кто пытается выйти за рамки системы ППИ.

Читайте материал по теме: Как не напугать людей своими инновациями

Наш первый совет, находящимся в подобной ситуации людям, таков: будьте упорны. Ваша ситуация не так уж сильно отличается от положения обычного предпринимателя, который должен «завоевать дружбу» со своими партнерами и захватить свою долю рынка. Это значит воспринимать коллег как ценных советчиков, помогающих понять текущее положение дел, и ни в коем случае жестко не противопоставлять свое мнение их позиции. Согласен, это нелегко, но это обязательное требование. Вы должны изменить свое восприятие противящихся вам людей (поменять их статус с врагов на друзей) и активно работать над сохранением подобного образа мыслей. Вы никогда не добьетесь успеха, если будете рассматривать свою организацию и своих сотрудников в качестве врагов. Все это относится и к восприятию вашего босса (даже, пожалуй, еще больше). Ни вы, ни ваша организация не стоите на месте, и, какой бы компания ни была сейчас, она может стать лучше. Вы можете ей в этом помочь, но только в том случае, если вы ее действительно цените.

Читайте материал по теме: Как выманить у сотрудников хорошие идеи

Во-вторых, вот вам способ — некая простая диагностическая модель, которая показалась нам полезной в работе с внутренними инноваторами. Вы, ваш босс и ваша организация можете каждый быть в одном из четырех состояний: «работаю над тем, чтобы это не было реализовано», «помогаю в этом», «разрешаю, чтобы это произошло» или «не даю этому случиться». Если вы сами не находитесь в процессе «работаю над этим», вам нужно прямо сейчас перестать продвигать свою идею. Но давайте предположим, что вы в нужном состоянии... Тогда проведите диагностику, и подходящая стратегия станет очевидной. Например, если ваша организация активно пытается подавлять инновации («не даю реализовывать»), но ваш босс находится в пункте «работаю», «помогаю» или даже «разрешаю», можно потихоньку попробовать. А может, у вашей фирмы есть стратегический инновационный императив (если вы не уверены, загляните в годовой отчет), но ваш начальник требует, чтобы вы занимались своим делом и ничего не выдумывали («не даю реализовывать»). Если вышестоящие руководители не помогли ему измениться, вам это тоже будет нелегко. Возможно, вам удастся создать группу поддержки вне своего отдела, но это трудно и опасно. Скорее всего, вам будет лучше перейти к другому начальнику или вообще в иную организацию.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Если считать, что вы по-настоящему горите своей новаторской идеей и ваш босс предоставляет вам определенную свободу для маневра, вам следует использовать простые шаги: «действуй — учись — созидай». Подобными усилиями вы поможете своему руководителю вырасти в качестве коуча — вашего и других членов команды, а также сделаете свою организацию более готовой к инновациям и внутреннему предпринимательству. Если вы так не поступите, скорее всего, вам не так уж дорога ваша идея. Тогда нужно просто принять существующее положение дел.

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена