читайте также
Признаюсь, когда Microsoft в январе показала на презентации Windows 10 новый голографический дисплей, особого впечатления он на меня не произвел. При всех положительных отзывах в прессе я не видел тут особого отличия от Google Glass, а эти очки вызывают все больший скептицизм, и мне припомнились многие сменявшие друг друга игрушки для умников от Microsoft (например, вот эта). Джеймс МакКиви, главный аналитик и вице-президент Forrester, утверждал, что всем руководителям пора обратить внимание на HoloLens. Я не поверил, но, получив от него письмо со словами «голограммы придут к нам скоро и надолго: вы пренебрегаете ими себе же на погибель», я понял, что мою позицию придется пересмотреть.
МакКиви, автор книги «Digital Disruption», согласился ответить на вопросы скептика о HoloLens: почему это важное изобретение и зачем оно может понадобиться руководителям. Вот наш разговор с ним.
Руководителям не хватает времени присматриваться к новомодным изобретениям. Есть ли особая причина обратить внимание именно на HoloLens?
Да, есть. Согласно данным Forrester’s Technographics, в США 7,2 миллиона взрослых обладают тем идеальным сочетанием данных, которое требуется от кандидата на обладание HoloLens: это люди, имеющие детей, Xbox и семейный доход более $100 000. Если Microsoft завербует хотя бы половину от этого числа, то к 2016 году 3,6 миллиона человек (это лишь 45% от тех, кто купил Kinect сразу же после премьеры) примерят HoloLens. А в 2017-м, всего через два года, снежный ком наберет инерционное движение и ваши менеджеры позабудут о дронах, самоуправляемых автомобилях и роботах и полностью сосредоточатся на HoloLens. Тогда-то они уже поймут, как это устройство меняет отношения клиентов с вашими продуктами, услугами и предоставляемой им информацией.
Читайте материал по теме: Неожиданный потенциал Google Glass
Бывшая глава агентства цифровых технологий сказал мне после премьеры Microsoft: «Если бы я руководила брендом, я бы сейчас бегом побежала к себе в агентство и крикнула бы: «Занимаемся только голограммами!» Она допускает, что поначалу никто не знал бы, как ответить на этот призыв, но агентству пришлось бы разработать план и решить, как подступиться к этой сложной задаче.
Скептики скажут: есть Google Glass — и большинство сочло эту новинку провальной — так в чем же тут особая разница?
Microsoft предлагает такую работу с голограммами, которую ставила себе целью любая компания, от Oculus до Google, но ни у кого пока не получилось. Цифровые визуальные инструменты изменят нашу жизнь, создавая не виртуальную реальность, а именно смешанную реальность. Если с помощью голографических очков вы сможете решать важные для вас задачи, те, к которым вы подступались и раньше, то это уже не забава, а дело. Встроив идею голографической работы с компьютером в каждый работающий на Windows 10 гаджет, Microsoft открыла перед разработчиками, маркетологами и клиентами принципиально новые пути к давно желанной цели.
Но ведь то же самое обещала и Google? Пока что вы меня не убедили.
Google Glass — это сплошные противоречия. С одной стороны, нам посулили будущее, в котором мы сможем пользоваться компьютером где угодно и прямо на ходу. Это, конечно, элемент будущего. Но, с другой стороны, все возможности сводятся к небольшому перечню функций, которые вы и так могли выполнять на смартфоне, держа его перед глазами. И эти приложения, эти функции чрезвычайно ограничены — смартфон может гораздо больше. Вот почему очки от Google вызывают столько насмешек: потратить кучу денег, чтобы получить возможность выполнять небольшое количество функций и при этом выглядеть смешно — это не будущее. Это даже не настоящее. Это мобильный телефон образца 2005 года.
Читайте материал по теме: Умные часы от Samsung: восхитительны и еще более коварны, чем Google Glass
Предлагая новую технологию, нужно прежде всего помочь людям осуществлять то, что они уже хотят сделать. Вроде бы Google и постаралась это предложить своим клиентам, но не сумела найти такой способ делать привычные вещи, который оказался бы радикально удобнее, приятнее и полезнее. А тот, кому это удается, овладевает вниманием клиентов и ведет их дальше, в будущее, учит их делать то, что раньше и в голову не приходило, но теперь кажется очевидным. Именно так произойдет быстрое распространение голографического компьютера и вскоре новинка завладеет всей компьютерной отраслью, как тачскрин завладел своей, начиная с iPhone.
Не возникнут ли у HoloLens точно такие же этические и социальные проблемы, как у Google Glass? Не появятся ли такие же «вуайеристы»?
Тут есть одна особенность, в которую руководителям следует вникнуть. Google Glass изначально предназначались для движения. Они не видят, что вы делаете, и потому годятся только в качестве инструмента для сбора окружающей информации. Именно поэтому Google Glass подвергается упрекам с точки зрения этики и правил жизни в современном социуме. А HoloLens пока еще даже не приспособлены к работе вне дома. Это инструмент, помогающий вам более эффективно делать то, что вы обычно делаете. Он видит то, на что вы смотрите, воспринимает трехмерные объекты и их поверхности, может создавать виртуальные впечатления — для забавы или для работы — именно там, где вы проводите больше всего времени. Компании смогут обслуживать клиентов приватно, в таких местах, где никто не осудит выбор очков или другие предпочтения.
И уже появились приложения для голографического интерфейса? Какие приложения осуществят прорыв, на ваш взгляд?
Очевидно, новинкой сразу же заинтересуется розничная торговля, турагентства, автодилеры, финансовые компании. Когда IKEA предложит вам голографический каталог и вы сможете «перетащить» мебель к себе в квартиру, проверить, как она будет смотреться, даже обойти ее со всех сторон, то правила игры поменяются. Когда Allrecipes.com укажет вам на конкретный шкафчик в вашей кухне, велит достать какао и поможет отсчитать нужное количество ложек — вы опять-таки окажетесь в совершенно новых условиях. И даже на заводах, в аэропорту, в поликлиниках, там, где HoloLens могут пригодиться, скоро появятся приложения для мастеров, ремонтирующих самолеты, трехмерные «декорации» для архитекторов, специальные очки для стоматологов, которые будут подсказывать и направлять руку при сложных манипуляциях. Но с самой постановкой вопроса я не согласен: подобно интернету в самом его начале, эта технология не породит два-три «прорывных» приложения. Будут происходить почти незаметные, постепенные изменения уже существующих приложений, но во множестве компаний и отраслей. В отличие от интернета, все произойдет гораздо быстрее, а не за десять лет.
Читайте материал по теме: Google Glass: очки не прижились, потому что они не клевые
Почему это произойдет так быстро?
Потому что на этот раз все готово к таким переменам. Клиенты ждут новых технологий. В первые два года продаж разошлось 80 миллионов iPad, а вот iPod за такой же срок ушло всего 1 миллион. Еще прежде, чем я приступил к написанию докторской, я изучал барьеры, препятствующие вовлечению клиентов, но теперь у меня почти не осталось примеров для изучения: барьеры стремительно рушатся. Да и сами технологии распространяются гораздо быстрее, чем раньше. Связь имеется повсюду, батареи держат заряд долго, графические процессоры мощные и недорогие, и даже оригинальная технология, которую Microsoft разработала специально для HoloLens — Holographic Processing Unit (HPU), может быть поднята на более высокий уровень гораздо быстрее и с меньшими расходами, чем раньше обходилось усовершенствование подобных чипов. Словом, подрывные цифровые технологии уже меняют не одну отрасль, а все подряд. Соберите инновации в единый пучок, как сделала сейчас Microsoft, и вот вам скачок на пять лет в будущее.
Не уверен, что на месте руководителя компании я бы поставил на эти технологии — в прошлые годы аналогичных продуктов провалилось немало.
И компаниям приходится все время наверстывать упущенное. Соцсети они в свое время побоялись использовать, они и с мобильной связью никак не научатся работать. Подумайте: ролик о HoloLens, который Microsoft разместила на YouTube, посмотрело более 12 миллионов человек. Среди просматривавших — ваши подчиненные и ваши клиенты. Пока так — а потом посмотрят и равные вам коллеги, и члены совета директоров. iPad у каждого уже есть, но пока они не знают, что на очереди. И все ждут, пока авторитетный сотрудник компании не предложит план, который поможет всей организации войти в будущее голографического интерфейса.
И какой же это план?
Придется сразу отвечать на вопросы, которые возникают в самой компании: достаточно ли времени мы уделяем тому, чтобы понять подлинные потребности клиента? В полной ли мере мы осуществили переход к интернету, социальным сетям и мобильной связи, чтобы стать экспертами в области высокоскоростных технологий создания и продвижения продукта? Вероятнее всего, ответ будет отрицательный — в лучшем случае переход был осуществлен лишь частично. Так что подготовка к переходу на голографический интерфейс заключается не в том, чтобы предложить миру собственные голограммы уже в 2015 году или хотя бы в 2016-м. Вам нужно привести культуру, политику и практику организации в соответствие с ориентированной на клиентов стратегией инноваций.
[VIDEO]
Читайте по теме:
- 5 устоявшихся стереотипов о пользе технологий
- Почему Германия опережает США в инновациях
- Изменит ли Facebook мир?
* деятельность на территории РФ запрещена