Будет ли Apple реальным конкурентом Ford и Toyota? | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Будет ли Apple реальным конкурентом Ford
и Toyota?

Toyota, безусловно, — тот самый старожил, которому есть, что терять.

Автор: Майкл Шрейдж

Будет ли Apple реальным конкурентом Ford и Toyota?

читайте также

Рецепт лидерства от Христофора Колумба

Патрик Мерфи

Как строить, а не спасать отношения

Иван Кириллов

Хороший, плохой, свой: как устроен российский менеджмент

«20 лет крутых поворотов научили нас изобретать себя заново»

Райан Смит

Фанаты Apple и те, кто с нетерпением ждет «новую классную штуку» от Samsung, разразились бы презрительным смехом, прочитав в The Wall Street Journal или The Financial Times, что GM или Ford задумали создать некий фантастический смартфон. Но когда СМИ сулят нам новый дизайн автомобиля от Apple, самый недоверчивый автолюбитель дрожит от неутоленного любопытства. И пусть дрожит!

Сможет ли сэр Джони Айв стать новым Джованни Баттистой Фариной, Харли Эрлом или Акихиро Нагаей? Кто решится поставить против него? От преемников Стива Джобса мы вправе ждать подрывных инноваций, чем от наследников Форда и Слоуна. В скольких отраслях — компьютеров, софта, телекоммуникаций, музыки, радио, СМИ, фотографий, розницы и потребительской электроники — успел Джобс запечатлеть размах своей дерзкой революции! Дизайн, отношения с клиентом, всемирная цепочка снабжения — все это Apple преобразовала так, как другим компаниям и не снилось. По данным Yahoo, рыночная капитализация Apple превышает ресурсы Toyota, BMW, Volkswagen, Ford, GM, Honda, Fiat Chrysler, Tesla и Daimler вместе взятые. Запас наличных у компании превысил $175 миллиардов!

Если Apple в самом деле готова радикально преобразовать мировой автопром и порадовать водителей совершенно новыми моделями, то изобретательности и ресурсов ей, несомненно, для этого хватит. Едва ли тут применим афоризм инвестора Уоррена Баффета: «Когда менеджеры с репутацией гениев берутся за бизнес с дурной финансовой репутацией, неколебимой остается репутация бизнеса». Это не коммерческая авиация: в автопроме гении получают заслуженную награду. Apple была и остается гениальной корпорацией. Еще раз скажу: не ставьте против нее.

Как мог бы выглядеть и вести себя iCar? Понятия не имею. Но интереснее рассмотреть другой вопрос: как повели бы себя старые автогиганты при появлении столь подрывной инновации? Пошатнется ли эта отрасль, расколется или же, наоборот, консолидируется, если знаменитый инноватор посулит небывалый DX (driver eXperience) — введем новую аббревиатуру вместо UX (User eXperience), «отношения с водителем», а не просто «отношения с пользователем». Ведь деньги тут на втором месте, на первом — креативность и способность осуществить идею.

Читайте материал по теме: Каким образом Apple тянет вперед всю отрасль

Вспомните, как это было с iPhone: «старички» вроде Nokia и RIM, тогда главенствовавшие в отрасли, попросту ушли в тень забвения. Ничего не могли противопоставить. И напротив, предприимчивые новички, такие как Google, контратаковали, выведя на рынок Android. А главными игроками на рынке сделались Samsung и Xiaomi — компания, которая пятью годами ранее вообще не выпускала смартфоны.

Нет, автомобиль — это, конечно, не iPhone на колесах. Но если Apple предложит новую бизнес-модель «отношения с водителем», представив iСar и сеть поддержки Genius bar: не сможем ли мы сравнить GM с Blackberry и Ford с Nokia, не скажем ли, что их предложение — что-то из прошлого столетия?

Шай Агасси пока что не сумел охватить мир электромобилями, Tesla все еще борется с производственными проблемами — мы видим, как нелегко в XXI веке основать конкурентоспособный стартап в сфере автопрома. Илон Маск отказывается брать на работу менеджеров из «своей» отрасли, с горечью приговаривая, что все люди из этой отрасли не способны на инновации. «Я-то думал, крупные автоконцерны ухватятся за электромобиль», — заметил он под конец 2014 года. Их слепота кажется ему «ошеломляющей».

Читайте материал по теме: Apple больше похожа на рок-группу, чем на компанию

Но Apple не тот случай, когда старые организации могут отмахнуться от новинки — дескать, «масштаб не тот»: Apple прекрасно умеет масштабировать дизайн, отношения с клиентом и цепочку поставок, так что автопрому стоит реагировать моментально. Корифеи розничного бизнеса фыркали и восклицали: «Нишевый бизнес!», когда в 2001 году Рон Джонсон начал создавать Apple Stores. И этот «нишевый бизнес» заставил пересмотреть и принципы розничной торговли, и ожидания покупателей далеко за пределами продуктов и услуг самой Apple. Компания заметно повлияла даже на косвенных конкурентов.

Помимо «капитала бренда» команда Apple блистательно умеет создавать потребительский опыт и развивать техническую инфраструктуру, так что она вполне способна переформатировать экономику автопрома во всех звеньях создания цепочки стоимости и породить неслыханные требования к его продукции. Причем новая модель автомобиля — наименее важный фактор подобного преобразования. Компании не обязательно выпускать iСar, как не обязательно самой производить iPhone или iPad (для этого есть Foxconn). Чтобы подвигнуть отрасль на фундаментальные преобразования, достаточно сделать то, чем «старички» никак не займутся: спланировать цепочку поставок и продаж и «отношения с водителем», а собственно автомобиль-то и не нужно.

Дерзновенное решение для предпринимателя, но для Apple после Джобса это могло бы стать источником вдохновения. Например, вступить в партнерство с Uber — это может изменить отношения с водителем в не меньшей степени, чем особые договоренности с управлением транспортом в Пекине, Лондоне, Лос-Анджелесе или Нью-Дели. Каким образом Apple могла бы превзойти или обойти концепцию Google — автомобиль-беспилотник? Стоит Apple хотя бы одной ногой ступить в этот бизнес — и произойдет инновационный взрыв, а также начнут складываться новые партнерские отношения. Насколько изменит ожидания и цены в сфере автопрома какие-то аналоги «мобильных приложений» и «app store»?

Читайте материал по теме: Что стоит за широким жестом Tesla Motors

Очевидно, что Google не менее, а то и более Apple заинтересована в том, чтобы «овладеть» завтрашним «водительским опытом», поскольку на наших глазах раскрывается будущее персональной мобильности. В сущности, Google’s Waze уже превращается во всемирный стандарт DX. Труднее представить себе, как отреагируют Toyota, Ford или Volkswagen. Эти компании вот уже 40 лет не видели необходимости противостоять по-настоящему подрывным инновациям.

Toyota, безусловно, — тот самый старожил, которому есть, что терять. Если на рынок автопрома выйдет Apple, больше всех теряет именно Toyota. Наряду с Lexus и Prius Toyota — главный лидер рынка, последовательно сохраняющий свой дизайн и бизнес-модель, несмотря на все инновации.

Даже если Apple не выпустит ни одного автомобиля, она все же способна стать для Toyota самым достойным и грозным противником за всю историю отрасли. Toyota понимает, что Apple может создать дизайн и построить автомобиль с таким DX, что переманит самых лояльных ее клиентов. А может быть, это будет и не автомобиль, а нечто другое: главное, это полностью изменит представления о том, как люди покупают, содержат и водят автомобиль.

Думаю, BMW, Volkswagen и Ford тоже это знают. Вопрос в том, что они собираются делать? Будут ли сидеть и ждать или перехватят руль?

Если Apple запустит свою опцию DX, следующие десять лет окажутся самыми интересными за всю историю автопрома.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена