Роботы на работе | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Роботы
на работе

Технологии смогут предложить в ближайшем будущем такие способы, благодаря которым роботы смогут стать более человечными.

Автор: Гретхен Гэветт

Роботы на работе

читайте также

Найти жизнь за воротами

Павлов Сергей

Одной лояльностью сыт не будешь, или Как увеличить свою долю кошелька

Буи Александр,  Кейнингем Тимоти,  Куил Брюс,  Эксой Лерзан

Психологический портрет прирожденного продавца

Гринберг Герберт,  Мейер Дэвид

Зверская работа. Беседа с дрессировщиком Мстиславом Запашным

Фалалеев Дмитрий

Посетители, останавливающиеся в отеле Aloft Starwood в Купертино, штат Калифорния, отныне могут насладиться не только слаженной работой персонала этого заведения, заботливо доставляющего их багаж в номера. С недавних пор в отеле работает новый сотрудник: робот-носильщик Botlr, основная обязанность которого — снабжение гостиничных номеров туалетными принадлежностями.

«Разумеется, говоря о роботе как о чем-то одушевленном, я намеренно стираю грань между людьми и машинами», — говорит Брайан МакГиннесс, один из менеджеров Aloft. «Робот не заменит наших сотрудников или наши таланты. Для нас он стал прекрасным дополнением к команде, которая уже давно сформирована и прекрасно работает», — добавляет он.

Страхи, вызванные принятием робота на работу, как определяет Майкл Нортон из Гарвардской школы бизнеса, отчасти побудило его и Адама Вейтца из Школы менеджмента Келлога заняться изучением эмоционального отклика людей на использование роботов в качестве сотрудников: «Примерно так же, как и в ситуации с аутсорсингом, когда работу, прежде выполняемую в одной стране, передают специалистам в другой, мы обнаружили, что люди испытывают серьезные переживания при упоминании роботов как рабочей силы, способной взять над ними верх.

В серии экспериментов Нортон и Вейтц тестировали, как именно работают эти эмоции, и выясняли, влияет ли тип выполняемой работы, определяемой как «интеллектуальная» и «сенсетивная», на восприятие людьми роботов, претендующих на их работу.

Читайте материал по теме: Больше роботов на производстве не значит меньше рабочих мест для людей

Чтобы ответить на эти вопросы, исследователи обратились к членам Mechanical Turk, созданной в Amazon. Поскольку типы специальностей, размещенных на платформе, могут варьироваться от «оценки рекламных материалов до подготовки списка композиций Баха», существует определенная внутренняя сортировка, когда речь заходит об эмоциональных и когнитивных заданиях. Исследователи также уточнили этот перечень, определяя для пользователей часть заданий, как «требующих усилий мысли и способности быть рациональным» или «требующих чувственных реакций и способности быть эмоциональным». Затем их спрашивали, насколько комфортно они будут себя чувствовать, если робот возьмет на себя выполнение задания в целом и, в частности, если робот возьмет на себя работу, которую изначально должны были выполнять они сами.

«Мы были удивлены тем, насколько однозначными вышли наши результаты, — заявил Нортон. — Раз за разом мы убеждались, что люди реагировали более или менее спокойно на ситуацию с роботами, выполняющими работу «интеллектуального» типа (вроде бухгалтерского учета), но становились куда более негативно настроенными, когда их спрашивали о роботах, занимающихся «сенсетивной» деятельностью (такой, как, например, преподавание в младших классах школы).

В то же время они обнаружили, что небольшая корректировка самих вопросов может изменить эмоциональные реакции испытуемых. «Отношение людей было в определенной степени гибким и неконсервативным, — говорит Нортон. — Мы выяснили, что люди менее остро реагировали на то, когда робот преподавал вместо людей и когда мы описывали ту же самую работу как требующую больше аналитических способностей (цифры и подсчет), чем эмоциональных (наставничество)».

Читайте материал по теме: Могут ли роботы стать менеджерами?

Вот о чем стоит помнить бизнесу. Хотя их исследования однозначно не указывают на то, что люди безумно рады роботам в качестве рабочей силы, «компаниям, рассматривающим вариант робот-сорсинга, должно хватить мудрости ограничиться практикой передачи роботам той работы, которую люди считают подходящей для них: не требующей вовлечения эмоционального интеллекта».

Работа Нортона и Вейтца вносит значительный вклад в копилку знаний об использовании роботов в качестве рабочей силы как на производстве, так и в науке.

Ученые из Университета Карнеги-Меллон обнаружили, что люди наделяли человеческими чертами робота, доставляющего закуски, метко прозванного Снекботом, создавая доверие и симпатию. Более того, присутствие Снекбота повлияло и на отношения людей друг к другу, меняя организационную динамику.

Также исследователи обнаружили, что среди роботов, работавших в сфере обеспечения безопасности, люди выше оценивали роботов с мужскими именами, чем с женскими. Гендерные предрассудки, похоже, по-прежнему живы, и их действие распространяется в том числе и на искусственные объекты.

Читайте материал по теме: Есть еще работа, которую люди делают лучше, чем роботы

По итогам всех этих обсуждений можно прийти к выводу, что вопрос роботов и работы не является исключительно экономическим или макросоциальным; он требует особого решения и с точки зрения менеджмента. В то время как группы вроде Future of Life Institute занимаются разработкой этических стандартов для создания и использования роботов в науке, на них следует опираться, когда речь заходит и о роботах на работе и в производстве. Другими словами, это этичное управление роботами, и то, насколько роботы будут этичны в управлении нами.

В конце концов по итогам своих исследований Нортон и Вейтц пришли к выводу, что люди склонны к эмоциональной привязанности к роботам и иным искусственным объектам. В 1960 годы Джозеф Вейценбаум из Массачусетского технологического института создал ELIZA, компьютерную программу, способную разговаривать с людьми посредством чата. Она использовала методику клиентоцентрированной психотерапии. Например, подумайте об ответах на вопрос вроде «Кто еще ненавидит вас в вашей семье?», когда вы жалуетесь, что ваша мама вас ненавидит. Программа ELIZA действовала в подобном ключе.

Про Вейценбаума, умершего в 2008 году, говорили, что он был ошеломлен, узнав, что его студентов и других людей, принимавших участие в исследовании, серьезно увлекали разговоры с программой, в которых случайно обнаруживались «тайные подробности их личной жизни», если верить некрологу, опубликованному в The New York Times. Даже когда им объяснили в конце эксперимента, что они все это время разговаривали не с живым человеком, этот факт никак не повлиял на их эмоциональную привязанность к программе ELIZA.

В конце концов Вейценбаум стал ярым критиком искусственного интеллекта. Однако размывание понимания того, что доступно только человеческому разуму, и того, что мы можем допустить в качестве альтернативы, никуда не делось. Как говорит Нортон, обращаясь к наследию ELIZA, «даже для той работы, которая, по мнению людей, требует грамотного применения эмоционального интеллекта, технологии смогут предложить в ближайшем будущем такие способы, благодаря которым роботы смогут стать более человечными».

Читайте по теме: