Google, Yelp и будущее интернет-поиска | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Google, Yelp и
будущее интернет-поиска

Google обладает мощнейшим влиянием на рынок.

Автор: Джошуа Ганс

Google, Yelp и будущее интернет-поиска

читайте также

В тени лидера

«Не то»: что не нужно говорить во время сложного разговора

Джим Детерт

Как «параноики» из Yahoo построили эффективную культуру кибербезопасности

Джош Шварц,  Кери Перлсон,  Маша Арбисман,  Шон Спозито

Показ TEDx на Стрелке вместе с HBR

читайте также

Неужели нельзя сделать лучше? Вот о чем я частенько думаю, когда в интернете требуется отыскать не просто товар или услугу, а важно и качество: ресторан, поставщика, книги. Ведь я пытаюсь найти не лишь бы что, но что-то классное, порой — исключительное. Залезаю в Google, а там куча ссылок на продавцов, а также и на форумы с отзывами, поди разберись! Можно и сузить поиски: рестораны я смотрю в Yelp, Zagat или TripAdvisor; на Amazon могу поискать книги и прочесть отзывы, даже если в итоге куплю в другом месте — но велика вероятность, что куплю именно там, если все-таки найду нужную книгу.

Понятное дело, бизнес, соединяющий мое поведение «искателя» с информацией и продавцами, процветает. Немало желающих заплатить — прежде всего это сами поставщики услуг и продавцы — за действенные ссылки. Бизнес-модель Google на том и строится: люди что-то ищут, проясняют свои намерения, и это позволяет точно настроить рекламные предложения. Google может, так сказать, сидеть сложа руки, и пусть рекламодатели сами решают, сколько они готовы заплатить за те или иные линки.

Лет пять-шесть назад трудно было даже представить себе, чтобы стоило искать информацию в другом месте, помимо Google. Но времена меняются. Google — самое оно, если мне понадобится дата Пражской дефенестрации, а я понятия не имею, что это и сколько их было. Но если мне нужен хороший парикмахер или человек, способный починить кондиционер, тут-то я и почувствую себя разнесчастным, бесконечно тыкая, кликая, читая, выходя с очередного сайта, снова щелкая мышкой.

Многие стартапы осознали эту проблему и ринулись в открывшуюся нишу. Они предлагают специализированный поиск (в отличие от универсального в Google и Bing). Для такого поиска нужно, чтобы а) потребитель знал о существовании этих стартапов и б) чтобы они в самом деле более эффективно поставляли нужную информацию.

И это возвращает нас к дефенестрации: Google тут же сообщает, что это был акт низвержения правителей — буквального низвержения, из окна. В наше время это не «Игра престолов» — это то, что конкуренты надеются сделать с Google и что Google, по мнению многих, пока что успешно проделывает с ними.

Читайте материал по теме: Каким образом Apple тянет вперед всю отрасль

Во всяком случае, в этом обвиняют Google компании, занимающиеся специализированым поиском. Например, Yelp, которая вместе с Тимом Ву из Колумбийского университета и Майклом Лукой из Гарвардской школы бизнеса недавно попыталась оценить, как Google обращается с клиентами.

Эти исследователи решили посмотреть ответ Google на очень конкретный запрос — например, «рестораны поблизости». Такие запросы часто посылаются с мобильного телефона. Вот что у меня вышло:

Тут предлагается несколько вариантов, но заметьте: они выстроены по отзывам и рейтингам. А откуда берутся отзывы? Их размещают в Google+, социальной сети Google, которая хотела когда-то «убить фейсбук». В сущности, Google следует примеру Yelp и др. и предлагает пользователю результаты, полученные ее специализированной программой поиска. В данном случае это Google+, в других случаях — Zagat, приобретенный Google в 2011 году. В ту пору я писал, что эта покупка доказывает: Google поняла, что компьютер не может все сделать за нас.

Беда в том, что Google+ — по оценке Yelp — не так уж хороша. Ву, Лука и их сотрудники показали, что, если заменить отзывы Google+ отзывами других специализированных поисковых машин (в том числе Yelp, но есть и другие), клиенты кликают на эти результаты в полтора раза чаще. Если Google сулит нам лучшие ответы и если выбор ответа можно считать признанием довольного клиента, то это исследование показывает, что Google не выполняет свое обещание, потому что предпочитает свою поисковую машину, а надо бы сохранять непредвзятость.

Так что же делать? Прежде всего, пусть Google поблагодарит ученых за эту информацию, ведь она поможет отладить работу. Впрочем, думаю, что корпорация, прославленная своими экспериментами, и сама уже кое-что об этом знала, а если так, выходит, Google считает выгодным для себя предпочитать Google+ всем конкурентам. Неудивительно, но многие считают, что компания не имеет права выбрасывать соперников из окон и монополизировать зону поиска.

Читайте материал по теме: Патентные войны Apple, бессмысленные и бесконечные

Google обладает мощнейшим влиянием на рынок. В США 80% поиска осуществляется на Google, в Европе и многих других местах — вплоть до 95%. Проблема для конкурентов заключается в том, что пользователи, особенно с мобильными устройствами, зачастую не понимают, как отбираются результаты. Например, на приведенном выше скриншоте ничто так сразу не указывает, что рейтинг выстроен на основании Google+. Европейское антимонопольное законодательство уже всматривается в эту ситуацию, а некоторые эксперты утверждают, что такое подыгрывание собственным структурам пора признать незаконным.

Каков же оптимальный путь развития? Google часто твердит, что служит интересам пользователей, но процитированное исследование позволяет в этом усомниться, а дефенестрации убеждают, что не каждый отзыв учитывается. Но ведь это интернет — таким провайдерам, как Yelp, требуется лишь хороший маркетинг и пресса, и они обойдут Google.

Например, они могут скооперироваться с большими конкурентами Google. Если задать тот же вопрос, «рестораны поблизости», на Siri, вот что я получу:

Заметьте, что список отличается от гугловского и мне сообщают, откуда почерпнуты отзывы (в данном случае — с Yelp). Но Apple не создала нейтральную и беспристрастную поисковую систему — она лишь заключила партнерские отношения с той, которая наилучшим образом соответствует коммерческим устремлениям Apple.

То есть перед нами классическая проблема антимонопольного законодательства в динамической среде. Сейчас имеется доминирующая корпорация, которая опирается на собственные структуры и не готова к открытости. Но ее господство не безусловно — помимо нее, стартапы со специализированным поиском тоже могут выйти на пользователя. Вот только пока не ясно, как это будет осуществляться на практике.

Важнее другое: поведение Google подрывает доверие к обещанному великому делу — организовать наилучшим образом всю информацию в мире. Пора учитывать в поиске человеческий фактор, и даже если антимонопольное законодательство это допускает, стоит ли бренду, прославленному именно своей беспристрастностью, терять репутацию ради доходов, которые он пока собирает со своих филиалов и структур?

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена