Какая почта — такие и инновации | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какая почта — такие
и инновации

Авторы установили корреляцию между распространением почтовых отделений и количеством заявок на патенты, подаваемых в том или ином округе.

Автор: Уолтер Фрек

Какая почта — такие и инновации

читайте также

По нулям

Артем Генкин

Новые рынки: Индия. «Нужно максимально быстро наверстывать упущенное»

Ирина Пешкова

Внутренняя мотивация при разработке стратегии развития: пан или пропал

Рон Ашкеназ

Искусственный интеллект не cможет заменить жизненный опыт

Дороти Леонард,  Уолтер Суоп

Куда ни протянет правительство свои щупальца, там начинаются инновации.

Поклонники современных технологий сочтут эти слова началом анекдота и спросят, а в чем же его соль, но Америке XIX века это описание соответствует вполне, согласно свежей статье Дарона Аджемоглу из Массачусетского технологического института, Джеймса Робинсона из Чикагского университета и Джейкоба Москона из Гарварда.

В XIX веке закладывается технологическое превосходство США, и, как показали исследования, в эту пору государственный интерес и развитие наук шли рука об руку.

Статья представляет нам новые данные для оценки государственной деятельности. «В XIX веке в США быстро росла объединявшая всю страну сеть коммуникаций, — отмечают авторы, — основой которой стала почта, учрежденная еще Актом 1792 года. В первой половине XIX века почтовая служба была главным государственным работодателем… В 1852 году The New York Times назвала ее мощной рукой правительства».

Исследователи собрали данные по истории почтовой службы США за XIX век и сравнили распространение почтовых отделений по округам, штатам и территориям с данными о зарегистрированных в ту же пору патентах. Авторы предполагают несколько причин, по которым появление почтового отделения само по себе стимулировало новаторские идеи в данном районе: прежде всего, жители округа получали доступ к информации и новым идеям, а к тому же с появлением почты становилось легче заполнять и отправлять заявки на патенты, тем более что за них не требовалось платить почтовые сборы.

Но более того: в почтовых отделениях исследователи видят «знак присутствия государства, его инфраструктурных возможностей».

Авторы установили корреляцию между распространением почтовых отделений и количеством заявок на патенты, подаваемых в том или ином округе. Эта связь сохраняется даже с поправкой на численность населения и другие переменные факторы. Более того, поскольку количество заявок подскакивает после появления почтового отделения (а не наоборот), авторы готовы видеть здесь причинную связь.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Сама постановка вопроса пришла исследователям в голову во время обсуждения новой книги о развитии Америки историка Роберта Гордона.

«Мне не хватило в этой книге реального объяснения того, как создаваемая государством инфраструктура влияла на технологическое развитие США», — говорит Робинсон. В разговоре об экономическом росте Штатов отсутствовали «факторы, которые мы бы непременно затронули в исследовании Африки, Колумбии или Аргентины, — добавляет он. — Нам это показалось странным: развитие Америки должно подчиняться общим законам».

Основным фактором является уровень развития государственных и общественных институтов, как показали в своей предыдущей работе Аджемоглу и Робинсон.

В нашем разговоре Робинсон привел Федеральный закон о гомстедах (1862) как пример существенного влияния государства на экономику. Закон отдавал сотни миллионов гектаров, практически 10% территории страны, в собственность американским гражданам (речь шла только о северянах). Робинсон справедливо указывает, что для освоения западного фронтира огромную роль сыграло не наличие свободной земли как таковой, а законодательное признание прав собственности (по крайней мере для тех, кто соответствовал критериям отбора).

Читайте материал по теме: Краткая история налогообложения в Америке

Такого рода институциональную поддержку Робинсон и его соавторы имели в виду, отслеживая распространение почтовых офисов и появление новых патентов. «В США проявилась способность внедрять правила, которые обеспечивали общественное благо или права собственности. В Колумбии и других бедных странах этого не было», — подытоживают они.

Ныне, когда американцы обсуждают, следует ли ограничить влияние государства, они едва ли думают при этом о почтовых отделениях и правах на собственность. Разумеется, инфраструктурная роль почтовой службы заметно изменилась с появлением интернета. Но относительно эффективные демократические институты Америки остаются ее достоянием, которым объясняется и ее техническое превосходство. Некоторые данные позволяют также предположить, что и современное государство своим участием по-прежнему способствует развитию инноваций.

«Я сравниваю историю США с историей развивающихся стран», — поясняет свой метод Робинсон. Он считает, что американцы склонны недооценивать свои институты. «Ведь исторически один из главных секретов Америки — это создание удивительно жизнеспособного государства», — резюмирует он.