О чем следует помнить, нанимая на работу друзей | Большие Идеи
Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

О чем следует помнить, нанимая на работу друзей

Джозеф Гренни
О чем следует помнить, нанимая на работу друзей
Фото: KEYSTONE-FRANCE/GETTY IMAGES

Я рано пришел в бизнес. К моменту, когда мне исполнилось 17, я был партнером в быстро развивающейся компании. Я решил позвать к себе на работу близкого друга моего отца, и был в восторге, что он согласился на мое предложение.

Однако с самого начала я чувствовал себя неловко. Этот человек знал меня с тех времен, когда я ходил под стол пешком. Мне никак не удавалось воспринимать себя как его босса. Похожие чувства испытывал и он. Ситуация обострилась, когда друг моего отца начал опаздывать на работу и уходить раньше положенного времени, подделывать отчеты о представительских расходах и заключать с клиентами сделки, о которых он никому не рассказывал до момента, когда можно было обналичить чек. Я не знал, как поступить. Когда я высказывал свои опасения, он отеческим тоном успокаивал меня, говоря, что все в порядке. Когда я жаловался на нарушения правил, он упрекал меня в наивности. Спустя почти год страданий (которые я навлек на себя сам) я наконец-то уволил его.

Я поклялся, что больше никогда не буду нанимать друзей. В число моих аргументов входили соображения относительно того, что лишь немногие дружеские отношения могут пережить такой драматический сдвиг и что можно быть другом или начальником, но не и тем, и другим одновременно.

С тех пор я повзрослел и, к счастью, узнал, что мои соображения были не совсем верны. Я наблюдал и изучал дружеские отношения между начальниками и подчиненными — и даже побывал в обеих ролях — и теперь знаю, что необходимо для того, чтобы подобное партнерство развивалось успешно. Ключевой фактор — правильное соотношение терпения и откровенности перед приемом на работу и во время этого процесса. Вот как необходимо поступать.

Не заводите разговоров о приеме на работу, если вы не сможете впоследствии отказать этому кандидату. Спросите себя: «Если я заговорю с ним о работе, смогу ли я впоследствии сказать: „Я не могу предложить тебе это место?»» Если не сможете, вы заранее обречены. Если в ситуации, когда правильным решением было бы отказать другу в должности, вы не смогли бы сказать «нет» из-за собственной неуверенности или сомнений относительно эмоциональной зрелости вашего друга, даже не раздумывайте о том, стоит ли становиться начальником этого человека. В противном случае вы из соображений логики или из страха ответите согласием, о чем впоследствии, возможно, очень пожалеете. Вы не сможете эффективно руководить его деятельностью, когда он начнет на вас работать.

Если ваш друг уже затронул вопрос о месте, честно откажитесь его обсуждать. Скажите: «Я не думаю, что смогу быть одновременно твоим начальником и твоим другом». Возможно, вам придется столкнуться с обидой, однако, если он действительно обидится на вас, это значит, что он начал бы презирать вас, если бы вы уволили его.

Выделите себе запасной путь. Если вы решите серьезно рассмотреть возможность взять друга на работу, будьте объективны в своих ожиданиях и объясните себе, что, скорее всего, вам придется отказаться от этой идеи. Если ваш друг ожидает от этой должности слишком многого, вы заранее проиграли. Не поощряйте его фантазии. Скажите что-то вроде: «Я понимаю возможные преимущества работы в одном месте. Тем не менее, мне кажется, что у такой ситуации больше минусов, чем плюсов. Я хотел бы проанализировать эту возможность, но сразу хочу предупредить, что я сомневаюсь в здравости этой идеи».

Заранее обсудите границы. Не обманывайте себя, думая, что быть хорошим другом — значит почти наверняка быть хорошим работником. Иногда замечательный друг может оказаться ленивым, мелочным, обидчивым, нечестным или даже способным интриговать. Давайте признаем: иногда вы сами можете вести себя подобным образом. Перед тем, как изучить профессиональные качества кандидата, попробуйте вместе подумать над тем, как вы будете справляться со сложными ситуациями. К примеру, спросите своего друга, как он будет реагировать, когда:

— вы отмените принятое им решение;

— вы дадите негативную оценку его работе;

— вы публично не согласитесь с ним;

— он публично не согласится с вами;

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Искусство изменяться
Ицхак Адизес
Психология лени
Камфорд Дэвид,  Юбель Питер
Ускользающий Запад
Латов Юрий,  Латова Наталья
Жизненный цикл гендиректора
Джеймс Ситрин,  Клаудиус Хильдебранд,  Роберт Старк