Что делать, если ваши руководители конфликтуют | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если ваши
руководители конфликтуют

Как сохранить нейтралитет, когда ваш начальники ссорятся

Автор: Ребекка Найт

Что делать, если ваши руководители конфликтуют
CATHY SCOLA/GETTY IMAGES

читайте также

Модель с большим изъяном

Дикушин Андрей

Почему обратная связь не помогает вашим сотрудникам

Питер Брегман,  Хауи Джейкобсон

Как мы вредим себе на работе

Энни Макки

«Рано или поздно рынок востребует эти данные»

Иметь хорошие отношения как со своим начальником, так и с его шефом — достаточно разумно, однако, когда между ними разгорается конфликт, можно оказаться в непростом положении. Как лучше поступить в такой ситуации? Стоит ли вставать на сторону человека, обладающего большим влиянием на вашу работу и карьеру? Как быть предельно откровенным, не ставя под угрозу отношения с этими людьми?

Что говорят эксперты

Нет ничего веселого в том, чтобы оказаться между своим начальником и его шефом. «Как будто вы ребенок, и ваши родители постоянно ссорятся», — говорит президент бостонской консалтинговой фирмы Career Strategies и один из соавторов книги HBR о том, как найти правильную работу, Присцилла Клэман. «Чувствуешь себя оказавшимся между двумя огнями», — объясняет профессор менеджмента в Уортонской школе бизнеса при Пенсильванском университете Нэнси Ротбард. Ситуация не только «неловкая и некомфортная», она еще может и отнимать много времени, при этом, как правило, вы общаетесь с разными людьми и не хотите вызывать их негативную реакцию, говорит Ротбард. Ниже — три ситуации, в которых вы можете оказаться, а также идеи, объясняющие, как реагировать на подобные офисные баталии.

Ситуация первая: начальник вашего начальника просит вас сделать что-то, не обсудив это предварительно с ним

«Если шеф вашего начальника хочет, чтобы вы взяли какой-нибудь проект, он должен поговорить с вашим начальником, а потом уже тот должен обратиться к вам. Таковы правила, но они не всегда соблюдаются», — поясняет Клэман.

Когда вы оказываетесь в подобной ситуации, выскажите свое мнение, советует Ротбард. Говорите честно и откровенно: «Я окажусь в очень неудобном положении перед моим начальником. Как вы думаете, как мне лучше поступить?» В зависимости от степени отношений с шефом вашего начальника вы также можете попросить его «решить проблему», что позволит вам чувствовать себя свободнее в работе над проектами. Возможно, он сможет воспользоваться служебным положением и найти кого-нибудь вам помощь или назначить другого сотрудника для выполнения того или иного задания, чтобы равномерно распределить рабочую нагрузку.

Ситуация вторая: один из начальников делится с вами информацией, которая неизвестна другому

«Если ваш начальник рассказывает вам о чем-то личном — например, о том, что она беременна, но пока не готова сообщить об этом остальным, или, возможно, о том, что она планирует уволиться через месяц — лучше сохранить эту информацию в тайне», — советует Клэман. Но если шеф вашего начальника говорит вам что-то, о чем должен знать ваш руководитель или наоборот — например, речь идет об информации, которая повлияет на бизнес, — ситуация сразу усложняется. Если вы передадите эти сведения вашему начальнику или его шефу, будет понятно, что информация была получена именно от вас. «В ситуациях, когда вы чувствуете, что новость должна быть объявлена большему числу людей, сконцентрируйтесь на том, чтобы внимательно слушать и задавать вопросы, не торопитесь формировать окончательное мнение», — рекомендует Ротбард. Помогите своим начальникам продумать процесс принятия решения, спросите их: «Вы думаете, остальным нужно знать эту информацию? Нет ли риска в том, чтобы не рассказывать им об этом?»

Ситуация третья: ваш начальник и его шеф зашли в тупик

Если вы близко общаетесь с обоими и «хорошо знаете их интересы», у вас «есть уникальная возможность помирить их», — утверждает Ротбард. Клэман рекомендует встретиться с ними и другими коллегами, чтобы прийти к консенсусу. Она предлагает попробовать сказать: «Мне кажется, между нами есть разногласия. Можем мы встретиться втроем — или, может, я приведу Люси и Эдуардо — чтобы определиться с приоритетами?» Участие других людей в разговоре расширяет масштаб проблемы и ослабляет любую враждебность, которая может присутствовать в отношениях, считает эксперт.

Независимо от того, в какой вы окажетесь ситуации…

Постарайтесь не вставать ни на чью сторону

По словам Клэман, в ситуации, когда вы имеете дело с двумя очень разными личностями, вполне естественно отдавать предпочтение кому-то из них. Возможно, вы дольше работали со своим начальником или вам просто ближе по характеру его шеф. Однако слишком тесные отношения с одним из них могут нести опасность. «Нужно очень аккуратно относиться к тому, на чьей вы стороне», — отмечает Клэман. Ротбард соглашается: «Постарайтесь сохранять нейтралитет». А когда конфликт между ними становится очевиден, не говорите слишком много об этом. Помните, что чрезвычайная вовлеченность в их борьбу может негативно сказаться на вашей карьере. Вместо этого лучше думайте о себе как об отстраненном от конфликта, но вовлеченном в работу человеке.

Если вам приходится делать выбор, отнеситесь к нему обдуманно

Если вас принуждают встать на чью-то сторону, в большинстве случаев надо отдать приоритет отношениям с вашим начальником, считает Ротбард. В конечном счете, эти отношения «влияют на ваше финансовое положение: повышение зарплаты, карьерный рост и рабочие обязанности». Клэман соглашается: «Никогда не стоит подставлять начальство». Если же вы решите встать на сторону шефа начальника, примите необходимые предосторожности. «Убедитесь, что у начальника вашего начальника есть для вас другое место. Вам необходим запасной вариант», — поясняет Ротбард.

Помните о границах

Оказаться втянутым в офисные интриги — утомительно и тяжело эмоционально. Постарайтесь сохранить здравый смысл и держаться от них подальше. Не становитесь чрезвычайно уязвимым в отношениях с коллегами по работе и не позволяйте себе увязнуть в интригах, советуют эксперты. Клэман напоминает: «Это рабочие отношения; эти люди не ваша семья и не близкие друзья. Вам нужно четко проводить границу между ними и личной жизнью».

Принципы для запоминания

— Задавайте вопросы. Этот пункт особенно важен, если один из начальников хочет поделиться с вами связанной с работой закрытой информацией, которую нужно знать другому.

— Встречайтесь с обоими вашими начальниками одновременно. Устройте встречу, в которой примут участие и другие ваши коллеги, чтобы прийти к консенсусу.

— Постарайтесь не особо вовлекаться в офисные интриги. Не вставайте на сторону своего шефа или его начальника.

— Не бездействуйте. Если кто-то из ваших начальников ставит вас в неудобное положение, скажите ему об этом.

— Не нужно портить отношения с непосредственным начальником. Ваши отношения с руководством должны носить приоритетный характер.

— Не забывайте, что эти люди — коллеги. Сконцентрируйтесь на работе, а не на их конфликте.

Пример первый: последствия сохранения тайны начальника

В начале своей карьеры Джош работал в небольшом PR-агентстве в Нью-Йорке. По предыдущей работе Джош был знаком с одним из основателей компании Дэвидом. У него не было такой же длительной истории отношений с его непосредственным начальником, Биллом, подчинявшимся Дэйву (все имена изменены).

«В агентстве не было строгой иерархии, так что у нас с Дэйвом и Биллом сложились отличные для коллег отношения», — рассказывает Джош. Как-то раз Джош присутствовал на встрече Дэйва с потенциальным клиентом. В ходе встречи Джош заметил, что Дэйв называл цифры намного ниже расценок, предлагаемых другим клиентам. Он насторожился. «Я подумал, что у нас могут возникнуть проблемы, поэтому после встречи я поговорил с Дэйвом о моих опасениях. Я задавал наводящие вопросы, потому что хотел, чтобы он понимал ситуацию и контекст», — рассказывает он.

Джош узнал, что остальные менеджеры — включая Билла — не знали о разнице в ценах. «Дэйв считал, что, раз мы частная компания, у него есть все права поступать подобным образом. Но в то же время Дэйв намекнул, что он не хочет, чтобы я рассказывал об этом моему менеджеру», — вспоминает он.

Джош испытывал противоречивые чувства. Он не хотел потерять доверие Дэйва, но тревожился о состоянии бизнеса. «Я решил вести себя прямо и откровенно. Я пошел к Биллу и рассказал ему об этой ситуации. Я сказал, что заинтересован в долгосрочном успехе компании и решил, что нам троим нужно поговорить», — рассказывает Джош.

Вскоре после этого Джош, Билл и Дэйв обсудили, как лучше устанавливать расценки для клиентов. После продолжительных переговоров они пришли к консенсусу.

«Позже и Билл, и Дэйв выразили мне свою признательность за то, как я справился с ситуацией. Они поняли, что я не вел свою игру. Думаю, они оба осознали, что я был добросовестным посредником».

Пример второй: постарайтесь не вставать ни на чью сторону, если можете помочь

Элисон — преподаватель финансов в небольшом колледже, но ранее в своей карьере, когда она занимала должность консультанта по вопросам управления, ей пришлось делать выбор между начальником и его шефом (все имена изменены).

К то времени Элисон проработала в компании уже 12 лет и была знакома с большинством руководителей, включая начальника ее босса, Гарри, возглавлявшего отдел, занимавшийся делами компании в США. «Гарри был моим первым начальником, когда я пришла в компанию на должность аналитика. С тех пор мы оба продвинулись по карьерной лестнице: он до партнера, а я до менеджера среднего звена. Но потом меня перевели в лондонский филиал, а затем обратно в нью-йоркский офис», — рассказывает Элисон.

Когда Элисон вернулась в США, у нее был новый начальник, Чарли, подчинявшийся непосредственно Гарри. «Чарли только пришел в компанию. Он не был ни с кем знаком, и, разумеется, между нами не возникло того взаимопонимания, которое сформировалось у нас с Гарри за десяток лет», — отмечает Элисон.

Из-за дружеских отношений с Гарри Элисон зачастую узнавала инсайдерскую информацию, о которой Чарли не подозревал. Например, однажды Гарри поделился с ней секретными сведениями об индивидуальной работе команды, не поставив в известность ни одного другого старшего менеджера. «Мне было неловко знать об этом», — отмечает Элисон.

Однако она не хотела потерять доверие Гарри и сохранила информацию в секрете. «В случае чего я планировала делать вид, что ничего не знаю, чтобы не оказаться в эпицентре конфликта. Я поставила перед собой цель избегать обсуждение этой темы. Я полагала, что ситуация разрешится сама собой, если мне удастся держаться от нее подальше. Так и получилось», — рассказывает Элисон.

Она считает, что ключевым фактором, позволившим ей сохранить рабочие отношения, стал принцип «оставаться честной и вести себя с уважением по отношению к Чарли, при этом поддерживая дружбу с Гарри». «Я не знала, справится ли Чарли с работой в компании. Но я знала, что Гарри в этом бизнесе надолго. Кроме того, я предана ему за то, что он столько лет за мной присматривал. Я понимала, что, если мне понадобится встать на чью-то сторону, я выберу его», — признается она.

Об авторе. Ребекка Найт — бостонский журналист, лектор Уэслианского университета. Пишет статьи для The New York Times, USA Today и The Financial Times.