Как подготовиться к панельной дискуссии | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как подготовиться к
панельной дискуссии

Советы тем, кто планирует выступать на конференции

Автор: Дори Кларк

Как подготовиться к панельной дискуссии
PASCAL DELOCHE/GODONG/GETTY IMAGES

читайте также

Как восстановить цепочки поставок в условиях кризиса

Елена Ипполитова

Свои среди своих: на кого можно и нужно положиться при изменениях в компании

Шушан Кехваянц

«Вы отрубаете ему руку»: как зарабатывать на проблемных активах в России

Дмитрий Мигель

Эмиль Паин. Свои и чужие: мир как поле боя

Анна Натитник

По сравнению с вызывающей нервное напряжение перспективой выступать с лекцией участие в панельной дискуссии может показаться более безопасным вариантом. В конце концов, вы будете отвечать на конкретные вопросы, вам не нужно продумывать монолог, и вы окажетесь не единственным объектом для пристального внимания аудитории. Однако участие в панельной дискуссии зачастую таит скрытые сложности. Ниже — четыре стратегии, к которым можно прибегнуть, чтобы ваше выступление прошло гладко.

Прежде всего заранее установите контакт с модераторами дискуссии. Почти всегда им можно отправить электронное письмо или связаться каким-то другим способом. Вы сможете лучше подготовиться, если поймете, каким образом они намерены организовать дискуссию. К примеру, станут ли они просить определенных людей отвечать на те или иные вопросы или же вопросы будут адресованы всем участникам? Есть ли готовый список вопросов, и не могли бы они им поделиться? Благодаря этой информации вы сможете четко представить себе структуру дискуссии и поработать над собой, если, например, вы немного застенчивы и не привыкли бороться за возможность сказать несколько слов.

Возможно, вам также не помешает поработать над своими тезисами. В разное время я часто давала комментарии на американском и канадском телевидении, а также неоднократно принимала участие в групповых дискуссиях на политические темы. Получая приглашение (обычно за несколько часов до начала мероприятия), я углублялась в изучение проблемы и выписывала:

1) относящиеся к делу статистические данные (ваше выступление усилят 1-3 впечатляющих факта);

2) вопросы, которые может задать мне ведущий (гостевые редакторы обычно называли общую тему, например, «последние опросы общественного мнения», но не предоставляли список конкретных вопросов);

3) основные тезисы, которые нужно упомянуть.

Заранее подготовив эти материалы, я была во всеоружии. Это давало мне возможность убедительно выступить в предоставленное эфирное время. Знание вероятных вопросов и ключевых тезисов позволяет успешно выступать не только на телевидении. Те же принципы и стратегии применяются и к любым другим дискуссиям — например, к выступлению на конференции.

Еще одна рекомендация для успешного выступления в групповой дискуссии — попытаться взять слово первым. Это удается не всегда, поскольку модератор может адресовать вопросы конкретным участникам. Однако, если организаторы избирают открытый формат проведения мероприятия — «Итак, по мнению собравшихся, каковы важнейшие тенденции в сфере искусственного интеллекта?» — то подготовка окупится. Вы сможете начать отвечать на вопрос, пока все остальные лишь пытаются сформулировать свои мысли. Так вы сведете к минимуму риск того, что выступающий перед вами эксперт воспользуется подготовленными вами аргументами. Кроме того, первый выступающий зачастую задает тон дискуссии. Наконец, если на конференции присутствует известный человек, которому будет посвящена существенная часть эфирного времени, начать отвечать первым — один из способов оставить благоприятное впечатление (аудитория склонна запоминать умное вступление).

Кроме того, важно наблюдать за временем. Если вы бываете многословным, особенно в условиях стресса, сознательно попытайтесь ограничить свои реплики. Отслеживайте, сколько раз вы высказывались по вопросу в сравнении с остальными, и, если вы часто нарушаете баланс, попробуйте включать таймер на телефоне или часах, чтобы ограничиться 30-секундным выступлением и дать остальным внести свою лепту в обсуждение. Люди, захватывающие микрофон на панельных дискуссиях, не впечатляют других своим интеллектом, а скорее кажутся выскочками и зазнайками.

Если, наоборот, именно вы страдаете от захватившего время для выступления участника дискуссии, важно не погрузиться в молчание и не подчиняться диктату другого. Вполне естественно надеяться на вмешательство модераторов (в конце концов, это их работа), но они могут не обладать достаточной подготовкой или не располагать необходимыми средствами. Заранее подготовьтесь морально к тому, что вам придется включаться в дискуссию и проявлять настойчивость.

Возможно, подобное поведение покажется вам необычным или некомфортным, однако в отличие от типичных офисных условий, где вы можете поделиться своим мнением другим способом или по прошествии некоторого времени, здесь у вас есть лишь одна возможность выразить свою точку зрения. Даже если вам придется подавать знаки рукой, чтобы модератор поинтересовался вашим мнением, или перебить коллегу («Чэд, есть вопрос, который ты упускаешь из виду»), эта агрессивность будет оправдана. Вполне вероятно, аудитория вас поддержит.

Участие в панельной дискуссии может показаться легкой задачей в сравнении с индивидуальным выступлением. Однако, как и в случае с публичными речами, существует множество связанных с ним потенциальных опасностей. Следуя вышеперечисленным советам, вы увеличите шансы на то, что ваше мнение будет услышано, а участие в дискуссии окажется успешным.

Об авторе. Дори Кларк — маркетолог, профессиональный спикер, преподаватель в бизнес-школе Фукуи при Университете Дьюка, автор книги «Персональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутацию».