«Как Стив Джобс»: советы тем, кто хочет стать идеальным оратором | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Как Стив Джобс»: советы тем, кто хочет стать
идеальным оратором

Как научиться рассказывать вдохновляющие истории

Автор: Нэнси Дуарте

«Как Стив Джобс»: советы тем, кто хочет стать идеальным оратором
Jon Tyson / Unsplash

читайте также

Тайны супер-продавцов

Роберт Макмурри

Лекарство от зависти

Ли Томпсон,  Менон Таня

Бывший министр образования Туниса о том, чему он научился во время Арабской весны

Тофик Джеласси

Методы краудсорсинга при поиске работы

Лиор Зореф

Когда я прошу руководителей назвать любимую речь, чаще всего они упоминают выступление Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда (перевод речи см. здесь — прим. ред.). Эта невероятно вдохновляющая речь полюбилась многим благодаря историям, которыми поделился Джобс.

Почему руководителям нравится слушать такие речи, но мало кто сам способен выступить так же? Великие истории заставляют нас рассказывать о своих недостатках и борьбе с ними. Именно поэтому они так вдохновляют, и не поделиться такой историей — значит упустить возможность наладить связь с аудиторией.

Моя компания помогает руководителям готовиться к убедительным выступлениям, позволяющим установить контакт со слушателями, и мы часто просим их вспомнить давние истории, постараться достать их из глубин сознания. Многие годы мы применяем эффективные методы извлечения из памяти таких личных историй, которые затем можно систематизировать и использовать во время коммуникаций и выступлений. Вот некоторые из них.

Обратитесь к воспоминаниям

Большинство людей выстраивают события прошлого в хронологическом порядке, когда работают над историей для выступления, но есть иной способ воскресить в памяти еще более глубинные воспоминания.

Возьмите блокнот, сядьте и запишите несколько важных для вас слов — существительных, обозначающих людей, места, предметы, которые повлияли на вашу жизнь. Да, нужно именно записать их на бумаге, а не напечатать. Исследования показывают, что письмо лучше пробуждает творческие способности.

Люди. Напишите свое имя в центре листа. Затем начните проводить от него линии, обозначающие взаимоотношения с другими людьми: членами семьи, друзьями, коллегами и т. д. Каждый раз вспоминайте, как развивались отношения с конкретным человеком и какие эмоции вы испытывали. Здесь точно найдется интересная история!

Места. Как можно подробнее вспомните важные для вас места: школьные коридоры, комнату в детском лагере, футбольное поле, вершину горы, кабинет окулиста, ту самую красную машину — все что угодно. Напрягите пространственную память: каким было то место, та улица, та комната? Воссоздайте в памяти свои движения — и вы запустите воспоминания о происшествиях, звуках, запахах. Это поможет вновь пережить давно забытые события и чувства.

Предметы. Обратите внимание на предметы, которые имеют для вас символическое значение: подарки, награды, книги и другие любимые вещи. Сделайте зарисовки этих предметов и подумайте, почему они вызывают сильные эмоции. Ни для кого, кроме вас, они не имеют никакого значения. Почему?

Выполнив эти упражнения, взгляните на получившиеся фрагменты историй и кратко запишите их, посвятив каждой по одной строке. Некоторые из историй могут оказаться слишком личными. Но, возможно, вы вспомните какие-то эпизоды, которые станут основой важной истории. К ней вы сможете возвращаться снова и снова.

Заведите каталог историй

Когда у вас будет набор историй, которые можно использовать в различных ситуациях, создайте из них каталог.

Составляйте и ведите его удобным для вас способом. Это могут быть записи или электронная таблица с краткими изложениями. Можно разбить истории на категории по ситуации, теме, настроению или извлеченным урокам. Используйте любые категории, которые считаете подходящими.

Часто бывает, что самыми пронзительными историями люди делятся, когда оказываются лицом к лицу со смертью (как Стив Джобс). Не стоит ждать знака судьбы, начинайте составлять и систематизировать ваш каталог историй уже сейчас. Держите все эти истории под рукой, даже если не находитесь в критической ситуации. Так вы проживете полноценную жизнь и окажете влияние на других.

Подбирайте историю под аудиторию

Выбирая историю, помните о том, кому вы собираетесь ее рассказать. Есть забавные истории, которые вызывают взрывы смеха. От других слезы наворачиваются на глаза или возникает глубокое чувство надежды. Одна и та же история может получить разный отклик у разной аудитории. Кого-то она может восхитить или, напротив, разозлить.

Чтобы выбрать правильную историю из вашего списка, учитывайте состав аудитории и убеждения ваших слушателей. Примите во внимание их ценности, цели и интересы, а затем решите, что подойдет лучше всего.

К примеру, когда я выступаю перед женщинами, я рассказываю более личные истории из детства о трудностях, с которыми мне приходилось сталкиваться. Это воодушевляет слушательниц и помогает им в преодолении невзгод. Я не рассказываю такие истории консервативно настроенным мужчинам. Им достаются истории о моем стремлении к эмпатии.

В Азии я рассказываю о своих неудачах. Истории для восточной аудитории построены иначе, чем для западной. В историях для западного мира главный герой всегда преодолевает трудности. Восточному миру я рассказываю притчи-предостережения, где герой терпит неудачу, а мы должны учиться на его ошибках.

Нужно понять, каково влияние рынка на сознание вашей аудитории. Узнайте, что происходит в отрасли, почитайте блоги и последние новости. Выясните, какие препятствия стоят у нее на пути.

В следующий раз перед выступлением подумайте, что сделает именно вас идеальным оратором для этих людей. Вспомните похожие случаи из своей жизни, когда вы сталкивались с аналогичными трудностями, которые вас преобразили, наберитесь мужества и поделитесь ими.

Личная история об осознании своих ошибок — ваш самый мощный инструмент коммуникации. Его используют лучшие и всеми любимые ораторы. Они осознанно рискуют раскрыть свои слабости, чтобы стать наставниками для людей с универсальными потребностями и невзгодами. Они находят общий язык с аудиторией и напоминают, что все мы люди.

Об авторе. Нэнси Дуарте — автор книг, консультант. Написала книгу Illuminate в соавторстве с Патти Санчес. Автор «Руководства HBR по успешной презентации» и двух отмеченных премиями книг по искусству презентации. Ее компания Duarte, Inc. консультирует по вопросам проведения презентаций и выступлений и подготовила для своих клиентов четверть миллиона презентаций.