Что делать, если руководитель требует от вас невозможного | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если руководитель требует от
вас невозможного

Четыре совета тем, кто не хочет оказаться в плену чужих фантазий

Автор: Лиз Кислик

Что делать, если руководитель требует от вас невозможного
PAUL TAYLOR/GETTY IMAGES

читайте также

Самое интересное за 2016 год от «Harvard Business Review - Россия»

Редакция «HBR — Россия»

Проверка на аутентичность: какие качества компании нужны потребителям

Гленн Кэрролл,  Дэвид Леман,  Киран О'Коннор

Почему нам нужно быть умнее своих гаджетов

Итан Бернштейн

Основатель ресторанных ­сетей о том, почему в Лондоне работать проще, чем в Москве

Зельман Михаил

У любого руководителя, будь то простой линейный менеджер или CEO, иногда возникают нереалистичные ожидания. Проблема в том, что у некоторых эти ожидания преобладают большую часть времени. Такие руководители не учитывают фактического положения дел и по привычке полагаются на опыт работы в других компаниях. Кроме того, они могут находиться в подчинении у кого-то еще более агрессивного или излишне оптимистичного, чем они сами.

Работая на таких людей, вы можете чувствовать, что обречены на провал. Бросать вызов старшему по должности и даже просто возражать может быть небезопасно. У вас могут быть данные или опыт, противоречащие указаниям начальника, однако вы будете обязаны выполнять каждое требование, которое кажется вам неверным.

Вместо того чтобы уступить или заняться обновлением резюме для поиска новой работы, попробуйте применить несколько подходов, изложенных ниже. Они помогут обрести более устойчивое положение в компании и укрепить отношения с требовательным начальником.

Управляя своим телом, вы управляете собой

Если из-за давления со стороны начальника вы живете в перманентном состоянии стресса, то для начала успокойтесь, чтобы собраться с мыслями и предпринять взвешенные действия. Один из лучших способов успокоиться и избежать так называемого «каскада защиты» — применить «сенсорно-моторное» или стабилизирующее вмешательство. С помощью простой практики якорения можно успокоить тело и послать сигнал мозгу, что вам не грозит непосредственная физическая опасность. Своих клиентов я учу незаметному методу, суть которого заключается в том, что они должны сконцентрироваться на ощущениях в своих ногах. Этим методом можно воспользоваться сидя или стоя, быстро и незаметно для других прижав ноги к полу и почувствовав контакт пальцев ног и пяток с твердой поверхностью. Необходимо сделать глубокий выдох, затем вдохнуть и только после этого подумать о том, что вы хотите сказать или сделать.

Согласитесь с начальником в принципе, а затем поделитесь реалистичными подробностями

Теоретически у вас и вашего руководителя общие миссия и цели и, показав это, вы можете получить возможность объяснить, как в реальности обстоят дела с тем, что начальник от вас требует. Один из топ-менеджеров, с которым я работала, не желал слышать о практических подробностях реализации своих решений и принимать их в расчет. Он игнорировал любые помехи и делал громкие заявления о том, чего достигнет его команда, предполагая, что такие ценные инициативы будет легко воплотить в жизнь. Команда старалась изо всех сил выполнить его обещания и вынуждена была мириться с тем, что клиенты и другие подразделения организации упрекают ее в неполной или неуспешной реализации заявленных целей.

Я проводила коучинг-сессии для этой группы и учила сотрудников описывать своему начальнику шаги, которые будут казаться ему выигрышными и которые они могут предпринять, чтобы добиться результатов. Я советовала начинать дискуссию фразой вроде «Позвольте мне поделиться своими мыслями о том, как можно это сделать с минимальными потерями», чтобы подготовить руководителя к реалистичным решениям, а не указывать ему на проблемы, о которых он не желает слышать.

Еще один применявшийся нами подход заключался в том, чтобы соглашаться с запросами руководителя, не навешивая на них ярлык «Нереалистичные». В этом случае разговор мог проходить примерно так: «Я понимаю, что вы хотите Х. Я уже попробовал сделать Y, и меня беспокоит Z. Давайте обсудим, какими могут быть следующие шаги». Руководитель этих сотрудников по-прежнему строил грандиозные планы, однако со временем он научился выслушивать подробности о том, что получается, а что представляет проблему, и теперь часто вместе с сотрудниками занимается поиском более реализуемых решений.

Прозондируйте почву и быстро получите полезную обратную связь

Далеко не всегда ваш начальник строит нереалистичные или неоправданные планы. Часто он просто не может четко их обосновать. Вместо того чтобы просто думать про себя «Какая глупость!», убедитесь, что вы понимаете, чего именно хочет ваш руководитель.

После того, как я предложила расстроенному финансовому директору подумать о мотивах не склонной к риску CEO, а не только о ее требованиях, он разработал несколько сценариев и таблиц, которые помогли CEO выбрать план действий, который казался ей одновременно смелым и безопасным. Мы заранее придумали фразы вроде «Взгляните на эти сценарии и скажите, какие их аспекты кажутся вам верными, и я буду опираться на них» и «Я знаю, что вас волнует риск слишком больших и быстрых инвестиций. Мне удалось составить сценарии и отразить факторы, которые вам нужны?». Подобные повторяющиеся по несколько раз взаимодействия требуют много времени, но помогают не сбиться с верного пути и способствуют укреплению чувства партнерства, которое поможет вам развивать доверительные отношения с вашим руководителем.

Подумайте о том, меняются ли ваши отношения с начальником или нет

Определите стиль и подход к работе своего руководителя, чтобы понять, как меняется его отношение к вам в зависимости от того, действуете ли вы проактивно или реактивно. Владелец агентства, которого я консультировала, не отказывал себе в полетах фантазии и опирался на них в своих нереалистичных ожиданиях. Когда его сотрудники научились часто и последовательно делиться релевантной информацией, он начал мыслить более практично. Другой мой клиент, работавший CEO издательской компании, научился замечать, что становится слишком уж мечтательным, если подчиненные прямо спрашивали, строит ли он текущие планы или фантазирует. А еще один знакомый руководитель мог умерить свои аппетиты, только когда сотрудники постоянно в течение нескольких дней привлекали его внимание к соответствующим данным.

Даже если вы все сказали и сделали, помните: пока вы остаетесь на этой работе, вы отвечаете за то, чтобы помочь своей команде и руководителю быть и выглядеть успешными. С какими бы разочарованиями ни была связана работа с начальником, оторванным от действительности, ваша цель — максимально выполнить миссию организации, сохранив рассудок и самоуважение.

Об авторе. Лиз Кислик (Liz Kislik) помогает компаниям, входящим в список Fortune 500, а также некоммерческим организациям и семейному бизнесу решать их самые сложные проблемы. Преподает в Нью-Йоркском университете и Университете Хофстра.