Что делать после неприятного разговора с коллегой | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать после неприятного разговора
с коллегой

Пять советов для тех, кто хочет восстановить отношения после конфликта

Автор: Сабина Наваз

Что делать после неприятного разговора с коллегой
JW LTD/GETTY IMAGES

читайте также

Сообразить на двоих

Ребекка Ньютон

Люди или технологии: как выстраивать B2B-продажи в цифровом мире

Андрис А. Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример,  Тай Карри

Как потерять ваших лучших сотрудников

Уитни Джонсон

Как заинтересовать инвестора, не сказав ни слова

Хуан Мартинес

У каждого из нас хотя бы однажды случался разговор, после которого мы сожалели не только о сказанном, но и о сделанном и о том, какую реакцию вызвали наши действия у окружающих. Это затягивает нас в воронку негативного восприятия, из которой достаточно сложно выбраться.

Приведу в пример случай, произошедший между Вишалом и Сонал, двумя руководителями в технологической компании средних размеров.

На встрече для руководителей Сонал предложила новую идею, затрагивавшую область, над которой команда Вишала уже работала. Первая реакция Вишала последовала незамедлительно: он перебил Сонал, чтобы объяснить, почему ее идея не очень хороша. В ответ Сонал повысила голос и ехидно возразила: «Вишал, если бы твоя команда укладывалась в сроки, этого разговора не случилось бы».

Между Вишалом и Сонал завязалась перепалка — они друг друга не слышали, а остальные присутствующие делали вид, что читают в своих смартфонах что-то очень важное. После окончания встречи Вишал и Сонал покинули комнату для переговоров и перестали общаться друг с другом.

В ходе тренинга, который проходил на следующий день, Вишал выразил сожаление о своем поведении. Идея Сонал ему не понравилась, но он сознавал, что его реакция была недопустимой. Смущенный и недовольный собой, Вишал поинтересовался, как можно восстановить отношения.

Я поделилась с ним несколькими приемами по восстановлению отношений после неудачного разговора. Эти шаги пригодятся каждому, кто оказался в похожей ситуации.

Признайте свою ошибку и дайте время. Если вы поняли, что ваша дискуссия закончилась не тем, на что вы первоначально рассчитывали, попросите собеседника о личной встрече. Возьмите ответственность за свои действия, признав, что поступили неправильно — неважно, перебивали ли вы, слишком резко критиковали, засыпали сообщениями в мессенджере или делали что-то еще. Поясните, что вам хотелось бы подробно обсудить случившееся, чтобы понять, как избежать подобного в будущем.

Помните, что вашему коллеге может потребоваться время на то, чтобы обдумать ваши слова. Постарайтесь понять, готов ли он или она обсудить произошедшее сейчас или лучше поговорить об этом позже. Если вы без промедлений признаете свою ошибку, коллега поймет ваше стремление работать над своими недостатками и слабостями.

Извинитесь и проявите благодарность. Многим достаточно легко принести извинения после совершенной ошибки. Но одного слова «Извини» недостаточно для восстановления отношений. Коллега почувствует свою ценность, если вы признаете его позитивный вклад в общее дело. После извинений поблагодарите вашего коллегу за его добрые намерения или действия, которые он или она предпринимали во время разговора — например, за то, что он вас внимательно выслушал.

В описанной мной ситуации Вишал сказал Сонал: «Извини меня за то, что я тебя перебил и не дал тебе возможности закончить мысль. Я очень тебе благодарен за твою увлеченность делом и желание генерировать новые идеи на наших встречах».

Подчеркните общую цель и постарайтесь убедить. Не зацикливайтесь на теме неудачного разговора. Вместо этого сфокусируйте внимание на самом важном — на общих целях. К примеру, вы можете выразить свое небезразличие к сотрудничеству с вашим коллегой, поскольку для всех ваших клиентов важны знания и умения, которыми вы оба обладаете. Спросите коллегу, что он или она хотели бы вынести из ваших отношений, и постарайтесь вместе определить общую цель, к которой вы сможете вместе двигаться вперед.

Проведите совместную работу над ошибками. Вместе разработайте способы, которые позволят избежать подобных ошибок в будущем. Возможно, коллеге перед тем, как публично высказывать идею, касающуюся вашей экспертной области, стоит посоветоваться с вами лично. А вы можете заранее информировать коллегу о повестке встречи, чтобы у него или у нее была возможность подготовиться.

Если вы склонны к проявлению негативной реакции во время встреч и обсуждений, попросите своего коллегу подать вам какой-нибудь предупреждающий знак. Например, если вы начинаете выходить из себя, коллега может дать вам вербальный сигнал, сказав что-то вроде «Не могу найти нужную страницу, вы мне не поможете?».

Инвестируйте ваши ресурсы в отношения. К сожалению, нет никакой гарантии, что следующая встреча обязательно пройдет гладко. Вы подорвали доверие в ваших отношениях. И даже если вы выполнили все шаги, описанные выше, вполне вероятно, что с обеих сторон, вашей и коллеги, останется некоторый неприятный осадок. На то, чтобы он исчез, нужно время.

Один из способов восстановить доверие и ускорить процесс реабилитации ваших отношений — оказывать друг другу небольшие услуги. Когда вы просите у коллеги о помощи, вы демонстрируете свою потребность в этой помощи и показываете ему или ей, насколько вы его или ее цените. А когда вы сами оказываете подобную помощь, вы превращаете это во взаимный процесс. Так закладывается фундамент доверия.

После разговора Вишалу и Сонал потребовалось некоторое время, чтобы вместе поработать над идеей Сонал. На следующем собрании Сонал представила переработанную идею, которая оказалась лучше благодаря конструктивной критике Вишала. На собрании Сонал отметила вклад Вишала и его команды в свою идею.

Воспользуйтесь описанными выше приемами, когда окажетесь в подобном положении после неприятного разговора. Мы все можем оказаться во власти своих негативных убеждений или слов. Но вы сможете укрепить связь в команде и уважение со стороны коллег, если постараетесь исправить свои ошибки.

Об авторе. Сабина Наваз (Sabina Nawaz) — коуч, консультирует топ-менеджмент компаний, входящих в список Fortune 500.