Как сказать «нет» на собеседовании | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как сказать «нет»
на собеседовании

Советы, которые помогут честно говорить с будущим работодателем

Автор: Кэролайн Стоукс

Как сказать «нет» на собеседовании
GLOBALP/GETTY IMAGES

читайте также

Лидеры среднего звена: какими должны быть менеджеры в XXI веке

Захира Джейсер

Модель Netflix

Майкл Смит,  Рахул Теланг

Леонид Рошаль

Анна Натитник

Провал, еще провал: как менять компанию, которая не меняется

Рон Каруччи

На собеседовании, как правило, главная задача у вас одна: произвести впечатление на интервьюера и получить работу. Нам может казаться, что для того, чтобы все прошло хорошо, нужно быть приветливым и выражать согласие, даже если мы не совсем разделяем мнение собеседника. Подобный небольшой обман в благих целях и вправду может помочь получить работу, но вместе с тем он может привести к недопониманию и заблуждениям после вступления в должность.

Если вы заинтересованы в долгосрочном успехе, на собеседовании следует проявлять честность и быть самим собой, а не тем, кем, как вам кажется, хочет вас видеть работодатель. В действительности самый интересный (для обеих сторон) разговор получается, когда кандидат любознателен, стремится к сотрудничеству и готов корректно и обоснованно с вами не согласиться. Стоит воспринимать несогласие не как конфликт, но как отправную точку для разумной дискуссии, спора и решения проблем. Реплика вроде «Я с вами не согласен» не оставляет пространства для диалога, но если начать по-другому: «Как человек со стороны, я могу сказать, что..., и мой рабочий опыт подсказывает мне, что...», вы предлагаете собеседнику высказать свое мнение.

Например, интервьюер рассказывает, что в компании при разработке ПО принято использовать каскадный метод. Вы же считаете, что для этих целей более подходит методология эджайл, поскольку она позволяет вносить изменения в проект в процессе его реализации. В таком случае вы можете заметить: «Любопытно, что вы выбрали каскадный метод. Мне кажется, что эджайл позволит закончить разработку быстрее, получить более точные результаты и повысить эффективность». Реакция собеседника о многом вам расскажет. Если он или она скажет: «Нам не подходит этот метод», вы будете знать, с какими проблемами можете столкнуться, получив должность.

Конечно, непросто выражать несогласие с тем, кто проводит собеседование. Вы в неравных позициях; есть риск показаться человеком, с которым трудно сработаться, или просто конфликтной личностью. Вот что можно предпринять на собеседовании, при подготовке к разговору и после того, как он состоялся, чтобы обойти возможные негативные последствия.

Сделайте домашнюю работу

Важно заранее понять, насколько в компании приветствуются новые идеи. Известна ли компания и ее основатели открытостью к разным точкам зрения или им скорее свойственны более консервативные взгляды? Поощряет ли руководство свободное общение и инновации? Посмотрите отзывы о компании на Glassdoor, LinkedIn, Twitter, Facebook, Reddit и других площадках. Если вы знакомы с каким-нибудь сотрудником, задайте ему вопросы, например: «Что тебе нравится в компании, а что бы хотелось улучшить?» Полученные ответы помогут составить представление о внутренней рабочей атмосфере.

Дайте себе время подумать над ответом

Если интервьюер говорит или спрашивает о чем-то, что требует размышлений, не торопитесь отвечать сразу. Возьмите паузу, соберитесь с мыслями и подготовьте вдумчивый ответ. Чтобы выиграть время, скажите: «Это интересная точка зрения, мне нужна минута на обдумывание». Это покажет вашу способность критически мыслить и решать проблемы. Не старайтесь сразу сказать то, что первым придет в голову. Вместо этого дайте более продуманный ответ.

Спросите, можете ли вы ответить честно

Если вам нужно выразить несогласие с человеком, у которого больше влияния, чем у вас, полезно его подготовить к такому повороту. Перед тем как впервые с чем-то не согласиться, спросите, можете ли вы выразить иную точку зрения: «У меня другое мнение на этот счет. Могу ли я поделиться им с вами?» Такой подход хорошо подействует по двум причинам. Во-первых, он не предполагает, что интервьюер «в чем-то неправ». Если вы скажете: «Я не согласен», вашему собеседнику придется принять защитную позицию и прекратить беседу. А фраза «У меня другое мнение» открывает дверь для дискуссии. Во-вторых, вопросительная форма пробуждает в собеседнике любопытство. Вы не навязываете свое мнение — вы приглашаете обсудить его.

Доверяйте своей интуиции

В ходе собеседования стоит доверять своей интуиции. Если вам кажется, что ваши слова не примут благосклонно, возможно, стоит прикусить язык. После собеседования проанализируйте свои впечатления. Чувствуете ли вы себя уверенно? Или, может быть, осталась досада и опустошенность? Испытываемые вами эмоции могут стать хорошим индикатором того, как вы себя будете ощущать в этой организации.

Также оцените, насколько комфортно вам было не соглашаться. Какие выводы вы можете сделать после собеседования: открыты ли к изменениям в этой компании? Слышны ли голоса несогласных? Если вам было некомфортно, если вас не слышали, доверьтесь своему внутреннему чувству. Не ищите причин согласиться на должность, где вы будете ущемлены.

Помните: если на собеседовании не поощряется выражение другого мнения, возможно, его не получится высказывать и после того, как вы выйдете на работу. Если компания вас не заинтересовала, отправьте интервьюеру электронное письмо с благодарностью за предоставленную возможность и вежливым отказом. Можете объяснить, почему вы так решили, если вам кажется это уместным. Тщательно подбирайте слова и мягко поясните, что для вас важна определенная рабочая атмосфера и задачи, которые в большей степени соответствуют вашим карьерным ожиданиям. Прозрачность и честность гораздо лучше, чем лицемерие, молчание или игнорирование. Не сжигайте мосты.

Собеседование — это улица с двусторонним движением. У работодателя есть то, что нужно вам (работа), а у вас — то, что нужно ему (навыки и опыт). Если вы честны друг с другом, вы оба будете знать, на что можете рассчитывать в итоге.

Об авторе. Кэролайн Стоукс (Caroline Stokes) — основатель консалтинговой и рекрутинговой компании FORWARD. Ведет подкаст The Emotionally Intelligent Recruiter. Автор книги «Elephants Before Unicorns: Emotionally Intelligent HR Strategies to Save Your Company».

* деятельность на территории РФ запрещена