Бег с препятствиями | Большие Идеи

・ Коммуникации

Бег
с препятствиями

Компания «Роскалий» пытается получить разрешение на строительство нового завода. Когда, кажется, никаких препятствий возникнуть уже не может, выясняется, что мэр близлежащего города требует построить автомобильную эстакаду…

Авторы: Анна Натитник , Евгения Чернозатонская

Бег с препятствиями

читайте также

Нужна помощь? Обратитесь к тому, кто вам отказал

Ньюарк Дэниeл

Что делать, если устаревшая система управления убивает вашу компанию

Виниит Найар

Путь к осознанным инновациям

Кертис Карлсон

Зачем инженерам медитация

Бет Рикен,  Шеннон Гилмартин,  Шери Шеппард,  Шона Шапиро

СРЕДА, 17 МАРТА 2004 ГОДА

Осипян: Алло, Петр Иванович, здорово! Осипян говорит. Как дела? Как бизнес? От клиентов, небось, отбоя нет?

Соболев: Здравствуйте, Олег Эдуардович! Ну что сказать, клиенты идут — дела идут. Живем, не жалуемся. А вы как? Никак опять строитесь?

Осипян: Угадал. Расширяемся, развиваемся. Ну а как иначе? Заключили договор с финнами, будем строить завод под Оруйском. Возьмешься, Петр Иванович?

Соболев: Под Оруйском? Да мы там все и всех знаем! Буквально пару месяцев назад сдали там объект. И строители нормальные у нас есть — осколок бывшего СУ, даже с какой-то своей техникой.

Осипян: Ну технику финны обещали подогнать. На эту тему даже не парься. А с проектом как? Найдешь контору?

Соболев: Обижаете, Олег Эдуардович! Конечно, найдем, о чем речь? У нас целый проектный институт есть, там спецы ого-го, старой закалки! Не один завод спроектировали, премии какие-то получали в былые времена! Короче, нет проблем, все сделаем в лучшем виде!

Осипян: Вот и славно! Я в тебе не сомневался, знал, что согласишься. Тогда не будем терять времени — подъезжай завтра к 10 утра, все обсудим и быстренько подпишем. По рукам?

Соболев: Договорились, завтра с утра буду у вас.

Олег Эдуардович Осипян был человеком сдержанным и немногословным. Посвятив полжизни военной службе, в свои пятьдесят шесть он по-прежнему оставался командиром, не терпящим возражений и пререканий. Активный и деятельный человек, Олег Эдуардович вышел в отставку, когда наша армия фактически приказала долго жить. К тому же старый знакомый, бывший военный финансист, позвал его работать в свой банк, и Осипян, недолго думая, принял это заманчивое предложение.

Шли буйные девяностые. Банк процветал. Сколотив приличный капитал, товарищ Осипяна, директор банка, обладавший, как выяснилось, недюжинной деловой хваткой, вложил деньги в бизнес, прикупил промышленные активы и переключился на минеральные удобрения. Осипян сразу же занял должность директора по развитию новообразованного ОАО «Промышленная группа “Роскалий”».

Прошло семь лет. Олег Эдуардович заработал репутацию жесткого, но при этом работоспособного и энергичного руководителя. Он заключил уйму сделок, принесших компании в общей сложности не один миллион долларов. Завод, на котором производились все удобрения «Роскалия», нашел и купил именно Осипян. Завод приносил неплохую прибыль, но все же назвать его идеальным во всех отношениях было сложно. Основная проблема заключалась в его расположении. Поскольку больше половины всех удобрений шло на экспорт (в этом тоже была заслуга Осипяна), доставка товара вставала в копеечку. К тому же возить удобрения через всю европейскую часть России было не только накладно, но и чрезвычайно хлопотно. Поэтому руководство компании решило построить новый завод. Поиск подходящего места занял почти год, и вот пару месяцев назад Осипян по своим каналам узнал, что близ города Оруйска обнаружено богатое месторождение калийной соли. Еще до того, как был объявлен аукцион на право разработки, «Роскалий» решил строиться в Оруйске. Новый завод обещал решить многие проблемы компании, в том числе с логистикой.

Приняв решение о строительстве, все бросились на поиски инвестора. После долгих переговоров в проект решил вложиться крупный финский холдинг, один из главных клиентов «Роскалия». Основной пункт договора, вызвавший разногласия сторон, касался сроков. Представители финской стороны говорили о годе проектных работ и трех годах строительства. Гендиректор «Роскалия» сомневался: успеем ли, уложимся ли в сроки? — и настаивал на полутора и четырех годах соответственно. Ситуацию переломил Осипян, который убедил руководство: сроки, предлагаемые финнами, вполне реальны. К тому же у него есть проверенная компания, «Стройзаказсервис», с которой он строил новый московский офис «Роскалия» пару лет назад. Тогда ребята отлично справились с работой — значит, и на этот раз не подведут. Олег Эдуардович не сомневался, директор «Стройзаказсервиса» Петр Соболев в лепешку расшибется, но спроектирует, согласует и построит завод за четыре года — главное, деньги есть.

И Осипян не ошибся: на следующий же день после телефонного разговора Соболев, приехав к нему в офис, подтвердил, что в сроки они уложатся. Он прекрасно подготовился и привез Осипяну всю информацию о проектном институте и Оруйской строительной компании. Начало было положено — работа закипела.

Лес первой категории

ЧЕТВЕРГ, 29 СЕНТЯБРЯ 2005 ГОДА

Осипян: Что ты мне тут ваньку валяешь? Какой лес первой категории? Куда перенести солеотвал? Твои проектировщики что, не могут задницу от стула оторвать и съездить на место? Ты и сам-то, небось, в этом Оруйске ни разу не был!

Соболев: Олег Эдуардович, да были мы там, были! Все поле вытоптали, пока координаты уточняли. А мои ребята вообще туда как на работу ездят — пару раз в месяц стабильно. Ну ошиблись с привязкой, не так что-то рассчитали.

Осипян: Ошиблись они! Ошиблись!!! Какие тут могут быть ошибки? Вот я при тебе буквально открываю Google Maps. Слышал о такой? Набираю «Оруйск» — и что я вижу? Вот оно, наше поле, под строительство, рядом лес. И эти твои проектировщики умудрились туда въехать солеотвалом? Слушай, они у тебя тупые, да? Я на компьютере за минуту все увидел, и ехать никуда не надо.

Соболев: Виноват, Олег Эдуардович, признаю. Но вы не переживайте, мы быстро все переделаем. Там всего-то два тома из тридцати трех надо исправить — экологический и генплан.

Осипян: Ты мне зубы своими томами не заговаривай! Виноват — ответишь. Короче, так: если через три месяца ты не получишь все бумажки и не соберешь все подписи, то я с тебя шкуру спущу! А потом найду контору поприличней!

Осипян со злостью швырнул трубку на новый телефонный аппарат (кабинет директора по развитию был оборудован согласно последнему слову техники). Внутри у Олега Эдуардовича все кипело: Соболев его фактически подставил. Уверял, что уложится в срок, что задержек не будет, а тут мало того что проектирование заняло не год, а полтора, так еще согласованиям конца-краю не видно.

А ведь сначала все шло как по маслу. Осипян съездил в рекомендованный Соболевым проектный институт, присмотрелся, поговорил со специалистами. Все выглядело очень пристойно, сомневаться в компетентности сотрудников не было причин. Первое время Осипян был доволен ходом дел. Возвращаясь из еженедельных поездок в институт, он рапортовал начальству: работа движется быстрее, чем рассчитывали. Проблемы начались месяца через четыре. Осипян с ужасом обнаружил, что они отстают от графика. Когда в ответ на вопрос «На каком мы этапе?» ему показали чертежи все той же проходной, что и в прошлый, и в позапрошлый раз, и даже два месяца назад, он серьезно задумался. Процесс определенно затормозился — до сих пор никто не видел ни одного чертежа технологических корпусов.

Тогда Олег Эдуардович устроил проверку в институте. Как ураган пронесся он по всем этажам и кабинетам, его командный голос доносился, казалось, одновременно из всех углов огромной бетонной коробки. В итоге он выяснил, что основная часть сотрудников, которые, по идее, должны работать над его заводом, занимается проектированием коммуникаций для коттеджных поселков. Бучу, которую поднял тогда Осипян, в институте запомнили надолго.

Узнав о проволочках, активизировались финны. Менеджер проекта со звучным именем Яни Ярмо Йони Юха Юсси, прежде связывавшийся с Осипяном два-три раза в неделю, повадился звонить ему пару раз на дню.

— Ну как дела, Олег? Ничего новый опять? — говорил Яни.

Осипян раздражался: его бесили и акцент финна, и его высокомерная манера разговаривать. Но приходилось сдерживаться и беседовать по возможности спокойно:

— Не волнуйся, Яни, я со всем разобрался, скоро проект будет. У нас все под контролем.

— Нет, ну послушать, Олег. Мы тебе будем помогать. У нас есть отличный инженеры. Мы их тебе будем прислать, они все сделать.

В этом месте Осипян обычно вскипал (такие разговоры велись не раз и не два). «Что за намеки? — думал он. — Пусть у нас в стране бардак, но кто дал ему право «наезжать» на наших специалистов? Ну уж нет, нам помощь не нужна, сами справимся!»

— Спасибо, Яни, не надо. У нас «мировые» проектировщики, они сами кому хочешь помогут. Все будет нормально.

Отвергнув помощь финнов, Осипян в очередной раз вызвал Соболева и велел срочно искать новых проектировщиков. Тут институт наконец-то «проснулся» и бросил все силы на калийный завод. Но поскольку его сотрудникам то и дело «приходилось» отвлекаться на очередные коттеджи, работа двигалась с переменным успехом. Наконец, с полугодовым опозданием, выдохшийся Соболев отрапортовал: в начале будущей недели проект будет согласован.

И тут этот звонок. Выясняется, что проект завернуло Федеральное агентство лесного хозяйства, поскольку на чертежах солеотвал завода «заехал» в лес первой категории. Ну как, спрашивается, такое вообще могло получиться?

Осипян вызвал секретаршу и потребовал крепкого кофе. От нервов у него разболелась голова и обострился тик: постоянно дергалось правое веко. Его выводил из себя даже не Соболев, а Яни, который сначала назойливо предлагал помощь, а потом стал регулярно проявлять недовольство. Конечно, его можно понять, но пусть и он войдет в положение: Россия — это вам не Финляндия, тут свой подход нужен! Подождать что ли трудно? Еще максимум полгода, и можно будет приступать к строительству.

Эстакада

ВТОРНИК, 14 МАРТА 2006 ГОДА

Яни: Добрый день, Олег. Как дела? Вроде бы все вконец… как вы там говорить? Учашиться? Остаканиться?

Осипян: Устаканилось.

Яни: Да-да, именно устаканилось. Проект утвердить, вы молодцы. Было сложно всем, но все получаться.

Осипян: Да уж, пришлось попотеть, ничего не скажешь.

Яни: Ну что, на следующая неделя ждите от нас бульдозер. Кстати, разрешение уже вы получить?

Осипян: Яни, тут такое дело… В общем, надо еще пару технических вопросов уладить. Но ты не боись, это все мелочи по сравнению с тем, что мы уже прошли.

Яни: Так, не понял. Ты говорить разрешение на строительство прийти прошлая пятница. Что опять такой?

Осипян: Да что-что? Разрешение пока на подписи у главного архитектора, вот что. Понимаешь?

Яни: Почему? В чем проблема?

Осипян: Проблема, говоришь, в чем? А проблема в мэре Оруйска. Почуял выгоду и решил свой кусок урвать.

Яни: Какой кусок? Не понял.

Осипян: Ладно, про кусок забудь. Тут дело такое: на днях я получил от этого мэра факс, он требует построить у них дорогу. Якобы наш завод будет мешать каким-то машинам.

Яни: Да, я слышать, в России такое часто. Мэр хотеть дорогу к дача, да?

Осипян: Да если бы к даче! Ему целую эстакаду подавай. Переезд у них какой-то в черте города, и наши товарняки, видишь ли, будут задерживать машины.

Яни: Теперь понял. Сколько это будет тогда стоить?

Осипян: По нашим подсчетам, около полмиллиона евро.

Яни: Полмиллиона! Слушай, я не резиновый, где такие деньги буду брать? Решай сами эту проблема. Надоесть нам уже это. Вы думать, ваш проект нам очень нужный? Вы неправильно думать! У вас есть две недели, чтобы все уладить. Потом уже ищи другие инвесторы.

В трубке раздались короткие гудки. Смачно выругавшись, Осипян набрал номер Соболева и срочно вызвал его к себе. Через час Соболев уже сидел у него в кабинете, бледный, но совершенно спокойный. Олег Эдуардович, напротив, рвал и метал. Его перекошенное, красное от бешенства лицо с дергающимся глазом не предвещало ничего хорошего. С силой стукнув огромным кулаком по столу, он, как разъяренный тигр, набросился на Соболева:

— Значит так, даю тебе ровно неделю, ни днем больше. Если в следующую среду вот здесь, — он опять с размаху опустил кулак на стол, — не будет лежать разрешение на строительство, проект мы закроем, а все издержки оплачивать будешь ты.

Соболев, во время этой тирады внимательно изучавший кончики ботинок, наконец поднял на Осипяна взгляд, чуть прищурился и медленно произнес:

— Олег Эдуардович, по контракту вы так поступить не можете. Но разговор не об этом. Я сделал все, что мог. Районного архитектора ублажил — он готов был все подписать. А когда мэр возбух, я пять раз в администрацию ездил, доказывал, что Оруйск от проекта только выиграет: ну там, рабочие места, налоги... Без толку.

Подумав секунду, он добавил:

— А знаете, почему мэр-то суетится? Через полгода у них там выборы, вот он к электорату и подмазывается. В общем, что тут можно посоветовать? Пусть ваш генеральный выйдет на губернатора — у него на мэра управа найдется. Тогда и главный архитектор все подпишет.

— Ты мне еще советовать будешь?! — пунцовое лицо Осипяна покрылось капельками пота. Окончательно обезумев, он вскочил с кресла, через весь кабинет пронесся к двери и, распахнув ее, срывающимся голосом проорал: — Неделя! У тебя есть одна неделя! Не получишь все подписи — вали к чертовой матери!

Соболев пожал плечами и вышел в коридор. За его спиной с оглушительным грохотом захлопнулась дверь.

Вернувшись за стол, Осипян рухнул в кресло. Он тяжело дышал, с лица лил пот, правое веко не переставая дергалось. Рука непроизвольно потянулась к верхнему ящику стола: там, под ворохом бумаг, лежали полупустая пачка сигарет и зажигалка. Вот уже год, как Осипян бросил курить, и запрятанная в стол пачка его давно не интересовала. Но сейчас он не стал бороться с искушением: едва совладав с зажигалкой, он дрожащей рукой поднес сигарету ко рту и глубоко, с наслаждением затянулся. Через несколько минут в голове начало проясняться, руки снова его слушались, дышать стало легче. Минут через двадцать, когда пачка почти опустела, Оси-пяну наконец удалось справиться с эмоциями. Глубоко вздохнув, он откинулся на спинку кресла, закрыл глаза и задумался: «Не сомневаюсь, Соболев ничего не сделает. Не исключено к тому же, что он сам крепко повязан. Под Оруйском он уже строил — небось, и связями соответствующими обзавелся. Даже если он тут ни при чем, что это меняет? Пошел он, этот Соболев, надо самому решать, как быть. Значит, так: главная задача — не упустить финнов (тогда придется платить неустойку — а это огромные деньги! — и снова искать инвесторов). Времени у нас — две недели. Основное препятствие — мэр…»

Как действовать Осипяну? Ситуацию комментируют эксперты.

Павел Петров, генеральный директор ОАО «Карачаровский механический завод»

Я считаю, что Осипян допустил ряд грубых ошибок. Во-первых, он отдал контроль над проектом подрядчику, который выполнял для него некие работы два года назад в другом регионе. Во-вторых, не наладил взаимодействие с местной властью. Он должен был заранее лично пообщаться с губернатором и представить ему будущий завод в самом выгодном свете. В дальнейшем это помогло бы решить многие проблемы.

Если бы я оказался в такой ситуации, то первым делом бросился бы к губернатору и попытался убедить его в значимости своего проекта. Ведь завод — это дополнительные рабочие места, налоговые отчисления, пиар области. Не помешает даже привести к нему представителя финского холдинга, чтобы наглядно показать: вот и в Оруйск пришли иностранные инвесторы. Если это не поможет, я посоветовал бы Осипяну предложить губернатору помощь в решении отдельных проблем региона в рамках частно-государственного партнерства.

Затем следовало бы выйти на мэра. В Оруйске скоро будут выборы, и поддержка «Роскалия» пришлась бы ему кстати. Например, Осипян мог бы частично профинансировать предвыборную кампанию или, тоже частично, решить проблемы с дорогой. Поскольку деньги на строительство эстакады потребуются немалые, разумно будет объединиться, скажем, со смежниками, поставщиками и логистическими компаниями, которые будут перевозить продукцию «Роскалия». Можно также попробовать получить субсидии федерального или местного уровня. Вставать в позу и отказываться от всех требований мэра неразумно. Лучше сесть с ним за стол переговоров, попытаться понять друг друга и вместе найти выход из создавшегося положения.

Кроме того, не мешало бы поговорить с инвесторами. Их можно понять: время уходит, деньги тают. К тому же финнам, вероятно, принадлежит определенная доля в проекте — вот они и беспокоятся. Поэтому стоило бы изменить некоторые условия договора. Если Осипян уверен, что строительство завершится в срок, можно предусмотреть штраф за срыв графика. Можно также увеличить долю инвесторов при условии частичного финансирования строительства дороги или предвыборной кампании мэра.

Осипян грозится сменить заказчика-застройщика — я считаю, делать этого не стоит. Если искать нового подрядчика, можно потерять много времени и денег. Думаю, Осипян должен помочь утопающему (Соболеву), ведь он плывет с ним в одной лодке. В крайнем случае можно обратиться к компаниям, специализирующимся на определенных работах, и привлечь их к проекту в качестве дополнительной силы. Хотя это, безусловно, потребует новых расходов. В любом случае обрубать все связи со «Стройзаказсервисом» нельзя: у компании уже есть серьезные наработки, она, что называется, в теме. Тем не менее нужно будет ответственно подойти к отбору субподрядчиков, которых привлекает Соболев.

Я сам попадал в подобные ситуации. Не так давно мы работали с одной компанией в Южной Европе. Мы обратились к этой организации, потому что она отлично зарекомендовала себя в России. Однако ее южноевропейские сотрудники оказались абсолютно неопытными и не смогли самостоятельно справиться с нашим заданием. Тогда мы пришли им на помощь и вместе довели проект до конца. Я принял такое решение, так как придерживаюсь народной мудрости: коней на переправе не меняют.

Булат Столяров, директор Института региональной политики

Основная проблема кейса в том, что наша страна 20 лет не возводила промышленные предприятия. Именно поэтому реализация новых инвестиционных проектов настолько сложна, именно поэтому строительство завода в России сродни подвигу, за который дают ордена. Все ошибки, допускаемые героями, — производные от этой главной проблемы.

Первая ошибка — привлечение отечественного проектировщика. Давайте называть вещи своими именами: наши отраслевые НИИ никуда не годятся, практически ни один из них не в состоянии сделать современный проект завода, ГОКа, фабрики. Средний возраст сотрудников — 60—80 лет, и уже как минимум 25 лет они не востребованы. За это время проектная наука во всем мире шагнула далеко вперед и по технологиям, и по менеджменту. Поэтому грамотные иностранные партнеры присылают к нам своих представителей и навязывают хотя бы инженерный контроль уже на этапе проектирования — и правильно делают.

Вторая ошибка — привлечение отечественного строителя без необходимого опыта. «Осколки бывших СУ» — это всегда срыв сроков, превышение сметы, работа в тандеме с проектной организацией по модели «ты закладываешь расходы инвестора с запасом — мы вместе пилим излишки при строительстве». Как и компания Соболева, они кое-как научились строить офисные центры, но выполнять сложные заказы вроде возведения больших промышленных объектов они не в состоянии. Представленный кейс — простой и правдивый ответ на вопрос, почему «Базовый элемент» купил крупный пакет австрийской строительно-инженерной компании Strabag, а теперь, по данным «Ведомостей», завершает

сделку по покупке «Трансстроя». Если ты планируешь в ближайшие десять лет реализовать в России индустриальные проекты на сумму более $10 млрд (а Дерипаска планирует), то ты либо каждый раз переплачиваешь за строительство, срываешь сроки и получаешь объекты «африканского» качества, либо реформируешь инженерно-строительную отрасль страны. Дерипаска выбрал второе. И тут без помощи иностранцев не обойтись.

Фундаментальная проблема — неготовность среды, общества и всех его звеньев к индустриализации, на пороге которой стоит страна. В инвестиционные проекты вовлечены бывший военный Осипян и никуда не годные инженеры и строители; сопровождение со стороны администрации отсутствует, коррупция процветает и т.д. Все это играет против реализации каждого проекта в России и против экономического роста в целом.

Теперь что касается рекомендаций Осипяну. Тут есть два варианта. Если конечная цель — за две недели получить разрешение и запустить стройку, то Соболев прав. Нужны встреча акционеров с губернатором, PR-поддержка и звонки с федерального уровня. То есть массированная GR- и PR-атака на мэра. Но бонус от этой атаки сомнителен стратегически — строительство по заведомо неадекватному проекту, обреченному на провал. Сроки будут трижды сорваны, смета — трижды превышена. Если же цель — построить современное рентабельное предприятие, то все надо делать наоборот. Потребуется консорциум иностранцев (на проектирование и строительство), инженерный аудит наработок российского проектировщика, новый проект, утвержденный всеми инстанциями. А пока это тянется, нужно решать политические вопросы с губернатором и мэром, чтобы согласования шли быстрее. Для этого, конечно, понадобится дееспособная GR-служба, которая будет на профессиональной основе решать вопросы с органами власти всех уровней. Иначе заводы в России не строятся.

Илья Капустин, заместитель генерального директора ООО «Юридическая фирма ЛАКОНИКА»

Описанная ситуация типична для девелоперских компаний и инвесторов, работающих с недвижимостью в России. Речь здесь идет о так называемых социальных обременениях. Компаниям, осуществляющим инвестиционные проекты в области недвижимости, часто «предлагают» построить и передать в собственность муниципалитета инженерные коммуникации, детские сады, школы и иные объекты социальной инфраструктуры. Органы власти различных уровней считают это нормальной практикой.

Причина — в противоречии между двумя функциями государства. С одной стороны, оно должно контролировать соблюдение многочисленных правил и норм, регулирующих градостроительную отрасль, а с другой — зачастую само участвует в строительстве, предоставляя землю, а значит, должно действовать в своих интересах. Благодаря сочетанию этих функций органы власти постоянно контролируют инвестиционный процесс, что позволяет им получать материальные активы от любого проекта. Однозначно утверждать, что это несправедливо, — нельзя, поскольку Конституция РФ гарантирует равное положение всех собственников (в том числе и государства) в гражданском обороте. И то, что государство использует свою собственность (землю) с выгодой для себя, не противоречит правовым принципам.

Другое дело, что этот механизм до сих пор напрямую не регулируется, и положение, в котором оказался Осипян, — прямое тому свидетельство.

С юридической точки зрения все выглядит следующим образом. Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство — это документ, подтверждающий

соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. К заявлению о выдаче разрешения прикладывается среди прочего правоустанавливающий документ на землю, а также положительные заключения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы проектной документации. Это значит, вопрос о предоставлении участка под строительство уже решен, все нормы соблюдены и у местного органа власти нет законных оснований для отказа.

Оставаясь в рамках российского законодательства, Осипян может пойти тремя путями: уговорить, предостеречь, обжаловать и обязать. Уговорить — провести переговоры или переписку с органом власти, чтобы добиться законных действий с его стороны. Предостеречь — подключить прокуратуру, которая в соответствии со статьей 25.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» вправе предупредить должностные лица о последствиях нарушения закона. В большинстве случаев это действует отрезвляюще. Третий вариант — через суд обжаловать незаконное бездействие органа власти. Это эффективный способ защитить права предпринимателя, но на него требуется много времени. В результате инвестиционный проект превратится в совокупность блестящих побед в бесконечной череде судебных процессов. Одна сторона будет обязывать противника выполнять свою «властную функцию в области градостроительства, а другая — искать и находить в деятельности застройщика несоответствия многочисленным регулирующим документам. Учитывая скорость работы судебной системы и противоречивость законодательства, инвестиционная цель (то есть прибыль) едва ли будет достигнута. Поэтому единственным действенным путем правомерного урегулирования конфликта я считаю переговоры.

Социальных обременений избежать очень сложно, поэтому, чтобы не попасть в такую же ситуацию, решать этот вопрос нужно на ранних стадиях проекта.

Андрей Лукавенко, генеральный директор ООО «ПравоПроект»

Подобные ситуации часто возникают из-за того, что предприниматели не представляют себе «кухню» строительства. Многие воспринимают этот процесс как простую цепочку: проектирование, согласование, строительство. Но в реальности почти все сталкиваются с проблемами, главная из которых — получить разрешение у органов местной власти.

На этом и споткнулись герои истории. Кажется, они просто решили построить завод, сделали проект и понесли его на согласование. Разумные люди поступают наоборот: сначала общаются с органами местного самоуправления и уже потом, исходя из результатов переговоров, планируют дальнейшие действия. Любое крупное строительство в субъектах РФ должно быть одобрено мэром. Именно он на основании всех заключений выдает распорядительный документ. После этого можно начинать строить. Хотя, строго говоря, порядок прохождения согласующих инстанций во всех субъектах свой.

Ни Осипян, ни Соболев не обратились к мэру до начала проектных работ — в этом их главная ошибка. Одобрение мэра помогло бы им решить многие вопросы, которые обязательно возникнут при строительстве. Поскольку каждый субъект Федерации на основании Градостроительного кодекса выпускает свои нормы, спроектировать все с точностью до миллиметра практически невозможно. К тому же, когда начинается строительство, все хотят получить свой кусок пирога. Например, завод будет подключаться к коммуникациям, значит, нагрузка на них увеличится. И местный Водоканал вполне может потребовать полностью заменить коллектор, поскольку трубы у них в аварийном состоянии. То же самое с электричеством. Подобные расходы

необходимо заранее просчитывать и закладывать в бюджет. А урегулировать все нештатные ситуации поможет мэр города. Именно поэтому ссориться с ним ни в коем случае нельзя.

Итак, мэр требует построить мост. Его просьба абсолютно обоснованна: после запуска завода нагрузка на железную дорогу значительно возрастет и на переезде будут постоянно возникать пробки. Чтобы заручиться поддержкой мэра, желательно согласиться на его условия. Если же это по каким-то причинам невозможно, придется с ним банально торговаться, например предложить выделить деньги на строительство другого, более дешевого объекта.

Я считаю, что игнорировать просьбы городского главы не только неразумно, но и нереально. Конечно, Осипян может подать на него в суд, если, согласно местному закону, мэр не вправе выдвигать требования, касающиеся дорог (обычно этим занимается ГИБДД). В принципе, можно подать в суд и на архитектора. По закону любой государственный орган в тридцатидневный срок должен ответить на ваш запрос. Если архитектор отказывается подписать разрешение на строительство, это нужно обосновать. Мотивировать отказ запретом мэра он не имеет права, поэтому есть вероятность, что он вообще не укажет причину. Тогда суд обяжет его пересмотреть заявку. Но понятно, что это ничего не изменит: найти в проекте нарушения не составит труда, поэтому в следующий раз архитектор выдаст уже обоснованный отказ и Осипяна заставят переделывать всю проектную документацию — а это очень дорого и долго. Измененная документация должна заново пройти все «круги ада», и за экспертизы снова придется платить. Поэтому в конечном счете дешевле, быстрее и выгоднее воспользоваться административным ресурсом (обратиться, как говорил Соболев, к губернатору) или согласиться на все требования мэра. Именно так я и советую поступить Осипяну.