Какие советники нужны стартапу | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какие советники
нужны стартапу

Стартапер опирается на специальные знания своих советников, в то же время оттачивая собственные навыки и таланты.

Автор: Керри МакФерсон

Какие советники нужны стартапу

читайте также

Меняться, не изменяя себе

Ибарра Эрминия

Пять советов руководителям по маркетингу

Джанет Бэлис

Увлечения сотрудников могут пойти на пользу вашей компании

Сальвадор Арагон,  Селия де Анка

Рекламные тайны

Байрон Шарп

Если вы решились возглавить стартап с хорошими перспективами роста, первым делом нужно подобрать советников. Вести новое предприятие очень трудно, вам пригодятся связи, мнения, опыт. С группой экспертов, заинтересованных в вашем успехе, вы не только сможете лишний раз проговорить и проверить свои идеи — вы обопретесь на их полезные знания и ресурсы.

Но многие предприниматели затрудняются с выбором советников, особенно на первых этапах. Какие качества требуются от советников, чтобы дополнить компетенцию руководителя и компенсировать его недостатки? Кто подкинет важную мысль, которая только ему одному и придет в голову? Загадка из сказки: принеси то, не знаю что. К тому же человек, никогда прежде не собиравший экспертный пул, даже и не знает, что именно требуется такому совету для эффективной работы.

Вот почему в программе Entrepreneurial Winning Women, которой я руковожу в Ernst & Young, эта тема дается на первых же занятиях. Эта программа адресована женщинам-предпринимателям и помогает им придать начатому делу новое измерение. Мы отбираем многообещающие стартапы и предлагаем их основательницам индивидуально подобранные тренинги лидерства, а также возможность завязать полезные деловые связи.

Результаты наших советов и дискуссий, которые проходят среди женщин — руководителей стартапов, можно свести к пяти основным постулатам:

Выходите за пределы существующей сети контактов. Составляя список советников, прежде всего, выйдите за пределы тесной группы своих друзей и приверженцев. Вам нужно искать новые возможности для бизнеса, вам понадобится совершенно новый подход, незнакомый опыт, иные точки зрения, неосвоенные навыки. Ищите людей за пределами своего ближнего круга, тех, кто уже построил успешный бизнес и может научить вас. Ищите конструктивных критиков, а также тех, кто обеспечит ценные контакты с потенциальными клиентами, поставщиками, стратегическими партнерами, инвесторами, представителями СМИ и другими нужными людьми.

Первым в совет приглашайте человека, известного в обществе или в отрасли. Не случайно продюсер начинает подготовку к фильму с того, что приглашает самого «кассового» актера, какого сумеет заполучить: за признанным талантом потянутся другие, кому лестно будет поработать с ним, для кого участие этого артиста — гарантия успешности всего проекта. Так и предпринимателю нужно первым делом позвать тех людей, которые привлекут других и придадут весомость всему экспертному пулу.

Уделяйте достаточно времени развитию отношений с членами экспертных пулов. Обычно члены подобных пулов не получают компенсацию за свою работу, и лучшей наградой для них будет чувство удовлетворения от того, что они поделились своими знаниями и опытом и помогли вам добиться цели. Так пусть же они видят ваше отношение! (Кстати, если кто-то из приглашенных вами советников требует гонорар, то следует подумать, в самом ли деле без него никак. Если открывается перспектива долгосрочных деловых отношений, то, вероятно, вам же будет выгоднее предложить этому человеку вознаграждение.)

С самого начала определите правила и цель работы пула, даже то, как часто и где вы будете собираться. Как правило, достаточно встречаться раз в три месяца или полгода, но оговорите возможность индивидуальных консультаций по мере необходимости. На каждом собрании нужно ставить конкретные вопросы. Члены подобного пула — люди профессиональные, занятые, берегите их время. Раз в год проводите оценку работы пула. Если хватает средств — пригласите всех ваших экспертов в приятный ресторанчик и там обсудите, как продвигаются дела.

Определите принципы ротации экспертов. Если ваш бизнес будет стремительно расти, вам на следующем этапе понадобятся советники уже с другой квалификацией, да и в любом случае мало кто сможет посвятить вашему стартапу больше двух-трех лет. А кто-то окажется балластом — так что с самого начала оговорите «срок службы».

И наконец, сразу четко определите, чем должен быть совет, а чем он быть не должен. Это не формальный совет директоров с жестко распределенными обязанностями и ответственностью. Экспертный пул не несет ни юридической, ни финансовой ответственности за ваши действия. Это группа волонтеров, чьи знания и опыт дополняют пока недостающие у вас компетенции, поскольку вы пока что начинающий предприниматель. Совет нужен для того, чтобы помогать вам, поднимать планку, направлять, указывать новые возможности.

Трудно переоценить важность такой поддержки. Стартапер опирается на специальные знания своих советников, в то же время оттачивая собственные навыки и таланты. Тщательная оценка обязательна всякий раз, когда стартап выходит на новые рынки, ищет новые формы финансирования, осваивает новые технологии или когда требуется оценить информацию для управления рисками. Крепкий экспертный пул — одна из основных опор, на которых вы сумеете возвести здание своего бизнеса.

Читайте по теме: