Когда в переговорах лучше уступить | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда в переговорах
лучше уступить

Что делать, если ваш оппонент занимает доминирующую позицию

Автор: Скотт Уилтермут

Когда в переговорах лучше уступить

читайте также

Почему индустрия лидеров мнений нуждается в ограничениях

Эмили Ханд

«Читаю мысли»: как измерять эффективность сотрудников с помощью данных о мозге

Александре Гонфалоньери

Дерк Сауэр

Анна Натитник

Когда можно полагаться на интуицию (а когда нет)

Коннсон Чоу Локк

Как вести себя на переговорах: уступать или доминировать? Обычно переговорщики стараются взять верх, дескать, так надежнее — и в целом они правы. Ряд исследований в прошлом доказали: та сторона, которая повышает голос, нависает над собеседником, принимает позы, отождествляемые с физическим превосходством, обычно получает большую выгоду от сделки.

Но не всегда. Мы с коллегами убедились, что в определенных ситуациях переговорщику лучше вести уступчиво, говорить потише, принимать почтительную позу и делать все, чтобы другая сторона почувствовала себя компетентной и уважаемой, а главное — не опасалась какой-либо угрозы. Зависит это от сложности сделки и поведения другой стороны. Если в переговорах приходится учитывать множество переменных, то нужно нащупать такую динамику разговора, при которой удастся эффективно обмениваться информацией, распутывать спорные вопросы и полностью разобраться со всеми нюансами потенциального соглашения. Лучше всего это получается в условиях «комплементарного доминирования», то есть когда одна сторона ведет себя относительно уступчиво, а другая — более уверенно.

Почему так? Давайте разберем, какими возможностями располагает переговорщик, когда другая сторона с самого начала занимает доминирующую позицию. Можно попытаться переломить ситуацию и взять верх, но в таком случае конфликт обостряется, обе стороны заточены на «победу» в каждом раунде и переговоры с большой вероятностью заходят в тупик: найти обоюдовыгодный компромисс удается крайне редко. Или же можно в ответ занять мягкую позицию — это снизит напряженность переговоров и у обеих сторон появится возможность вникнуть в сложные проблемы. Мы отметили, что роли обеих сторон при этом четко выражены: доминирующая сторона высказывает свои пожелания, а уступчивая — задает вопросы в поисках удовлетворяющего обе стороны решения.

Но из этого отнюдь не следует, будто уступчивость предпочтительна всегда. Если одна сторона уже заняла эту позицию, другой следует взять на себя доминирующую роль: взаимная уступчивость может привести к совместному решению, однако не дает гарантий соглашения по принципу «выигрыш — выигрыш». Если ни одна сторона не высказывает жестких требований, не расставляет приоритеты и не проявляет упорства в их отстаивании, компромиссы возникают слишком быстро и та информация, которую следовало бы обсудить в поиске более эффективных соглашений, даже не затрагивается.

Читайте материал по теме: Два типа людей, с которыми никогда не стоит вести переговоры

Мы провели два эксперимента: участникам предлагалось провести учебные переговоры по слиянию двух компаний или по приему на работу. Оба сценария требовали учета многих факторов, как в реальных сложных переговорах. Мы раздали участникам таблицы с указанием очков по каждому пункту для понимания их важности и ценности и попросили одних участников занять доминирующую позицию — с соответствующими интонациями и жестами — и завладеть разговором. Других мы попросили проявить уступчивость, выражая ее соответствующими позами и жестами, позаботиться о том, чтобы собеседник почувствовал, как его уважают. Члены контрольной группы никаких инструкций по этому поводу не получали.

В обоих экспериментах подтвердилось, что пары, состоящие из доминирующего и уступчивого переговорщика, добиваются лучших результатов, чем пары, состоящие из двух доминирующих собеседников, двух уступчивых или не получивших никаких инструкций, а потому и не имеющих четкой позиции. Успех сделки оценивался по количеству очков, которые удавалось получить, отстояв соответствующие пункты. Этим парам удавалось добиться большего, потому что они активно обменивались информацией о своих предпочтениях и отстаивали свои приоритеты — словом, у них сложилась эффективная коммуникация, в которой доминирующая сторона первой высказывала предпочтения, а уступчивая — задавала вопросы.

Читайте материал по теме: Как разговаривать с нервным человеком

Важно отметить: в переговорах с доминирующим партнером пригодится уступчивый стиль, но это не значит, что, взяв на себя эту роль, вы должны в самом деле поступиться своими приоритетами. Те участники нашего эксперимента, кто играл роль уступчивого собеседника, сумели добиться хороших результатов, не жертвуя своими интересами и не пренебрегая собственными желаниями: они применили этот уважительный подход именно для того, чтобы добиться своих целей.

В следующий раз перед переговорами задайте себе вопрос, нужно ли наладить качественный обмен информацией с другой стороной, чтобы достичь более эффективного соглашения. Если да, то не торопитесь определять свой стиль до начала переговоров: присмотритесь к стилю собеседника и откорректируйте свое поведение — это, как показали наши эксперименты, предоставит вам шанс заключить более выгодную сделку.