читайте также
По данным Всемирного банка на июль 2015 года, Сингапур занимает 10-е место в мире в рейтинге по простоте открытия бизнеса. Географическое расположение, развитый финансовый сектор, феноменальные темпы проведения реформ и развития, многонациональная культура и практически полное отсутствие коррупции делают Сингапур превосходной стартовой площадкой для доступа к огромным рынкам соседних стран с более низким рейтингом, таким как Малайзия (14-е место), Таиланд (96-е), Вьетнам (119-е) и Индонезия (173-е).
Краеугольным камнем всех деловых отношений в азиатских культурах, включая и Сингапур, являются личные отношения. Сингапурцы не склонны к риску и довольно консервативны. Новых людей встречают с доверием и интересом, но ошибки легко не забываются. Быть представленным и стать частью «правильного» сообщества — трудно без многолетних усилий, личных контактов, рекомендаций. В такой ориентированной на коллектив культуре связи часто основаны на общей этнической принадлежности, образовании или работе. Возможности могут быть упущены не в силу активной дискриминации, но потому, что информация распространяется в неформальных группах.
Многонациональность (около 77%, китайцев, 6% индийцев, 15% малайцев и 2% людей прочих национальностей) влияет на стиль ведения бизнеса и переговоров. Модель Герта Хофстеда позволяет сравнить особенности поведения людей в сингапурском обществе с другими культурами:
Энди Молински пишет: «Настоящий секрет пересечения культур — не понимание различий: это способность корректировать свое поведение так, чтобы учитывать эти различия».
Чтобы начать свой бизнес в Сингапуре, необходимо сюда приехать, обосноваться, что является не столько вопросом логистики или оперативности, сколько демонстрацией серьёзности ваших намерений.
Читайте материал по теме: Как (не) правильно обрастать деловыми связями
Для стартовой команды полезно иметь местного партнера, который будет «лицом» компании на месте, в то время как сама фирма обеспечит фактическую поддержку. Поиск партнеров можно начинать с выставок, семинаров, научных и технических конференций, стажировок. Распространены неформальные сетевые группы по интересам.
Можно и нужно задействовать государственные агентства Сингапура. В своем блоге «Как Сингапур стал предпринимательским раем» Скотт Энтони пишет, что «предприниматели давно уже рассчитывают на гранты и различные программы, облегчающие на первых порах развитие нового дела».
Отправной точкой может служить SME Portal (единый информационный портал для предпринимателей). Среди агентств стоит выделить EDB (Совет по экономическому развитию), SPRINT (Агентство по развитию предпринимательства), International Enterprise (IE) Singapore, IPI (агентство посредничества в интеллектуальной собственности), SBF (Бизнес-Федерацию Сингапура), а также промышленные ассоциации и торгово-промышленные палаты.
Как подготовиться к первым переговорам
При подготовке к встречам изучите потребности местного рынка и сообщества, а не только рынка предлагаемого продукта. Особенности восприятия на культурном уровне могут иметь последствия для маркетинга; изучите культурные нормы, национальные особенности, информацию о ваших партнерах. Определите приоритеты защиты интеллектуальной собственности и лицензирования бренда. Поскольку Сингапур является страной с сильным влиянием государственного и научно-технического сектора, стоит выстроить отношения с государственными агентами и научными организациями — например, с агентством A*STAR.
Читайте материал по теме: Формула дружбы
Распространенной ошибкой при планировании бизнеса является недостаточный учет операционных расходов. С одной стороны, социальные расходы на одного специалиста в Сингапуре гораздо ниже, чем в Японии или Европе, и законодательство о труде слабо регулируется. С другой стороны, присутствуют квоты на иностранных сотрудников. Цены на коммерческую недвижимость, даже промышленную, в среднем выше ожидаемого.
А о том, как, собственно, провести саму встречу, мы поговорим в нашем следующем блоге.