«Прийти вовремя – это невежливо»: 10 фактов о работе и бизнесе в Индии | Большие Идеи

・ Коммуникации

«Прийти вовремя – это невежливо»: 10 фактов о работе и бизнесе
в Индии

Советы тем, кто планирует жить и вести дела в Индии

Автор: Дмитрий Юсов

«Прийти вовремя – это невежливо»: 10 фактов о работе и бизнесе в Индии

читайте также

Брендом не вышел: почему инновации подходят не всем

Нираж Давар

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Что делать, если поставленная цель не достигается

Анна Козлова

«Учась конкурировать с гигантами рынка, мы старались сохранить репутацию порядочной компании»

Аджай Банга,  Ричард Хэйторнтуейт

С Индией я знаком уже больше 10 лет. Впервые я открыл для себя эту страну в 2007 году, когда путешествовал с друзьями. Позже побывал в Индии в рамках образовательной программы бизнес-школы «Сколково» и сотрудничал с несколькими местными компаниями.

Индийская экономика растет в среднем на 7,5% ежегодно на протяжении последних лет, что делает ее самой быстрорастущей экономикой среди стран большой двадцатки (G20). По этой причине интерес россиян к этой стране только увеличивается. Что же нужно знать о том, как устроен бизнес в Индии? Основываясь на своем опыте, я собрал 10 полезных фактов об этой стране.

Коммуникации

Практически все говорят на английском, и это сильно упрощает любую коммуникацию. Но не стоит переводить все дословно. Если, например, кто-то говорит «No problem», это не значит, что проблем нет. Скорее всего, они как раз есть. Еще один полезный факт: качание головой из стороны в сторону при разговоре означает согласие (чаще) или размышление, а не отрицательный ответ.

Где открыть офис

Дели

– столица и место расположения всех административных учреждений и при этом один из самых консервативных городов Индии. Бомбей (Мумбай)

– это порт, динамичный город, он более космополитичный и открытый, чем Дели. Штаб-квартиры многих компаний располагаются именно здесь. Недалеко от Дели (в 30 км) располагается еще один бизнес-центр – город-спутник Гургаон. Если вашему бизнесу предстоит частое общение с государственными органами, то тогда выбор стоит сделать в пользу Дели или Гургаона, если нет, я бы посоветовал Бомбей.

Деловые знакомства

Не бойтесь просить ваших знакомых (в Индии или в международных компаниях за пределами Индии) познакомить вас с нужными людьми. В Бомбее меня и моих российских коллег со многими знакомил клиент, так мы постепенно обрастали связями.

Однажды я сам послал письмо на общую почту известной клиники под Бангалором, которую основал доктор Деви Шетти, кардиохирург и бывший врач матери Терезы. К моему удивлению, мне перезвонили и пригласили на встречу с доктором Шетти. В другой раз я попросил мою хорошую знакомую из международной фармакологической компании связать меня с коллегами из индийского офиса. Встреча прошла очень хорошо и продуктивно.

Отдельно стоит сказать про знакомства с женщинами. В Индии не принято пожимать руку женщине, исключением являются случаи, когда она сама тебе ее протягивает. Однажды наш клиент познакомил нас с владелицей компании. Она протянула нам руку первой, и это воспринималось нормально. Но когда на следующей встрече мы попробовали поздороваться за руку, нас не поняли.

Обращение к людям

Обращаться к другим нужно только по фамилии и с титулом, например, Mr Shah, Dr Rajan, Ms Rani. Молодые люди быстро переходят на имена, но для этого нужно явное согласие, которое, кстати, может проявиться уже в почтовой переписке: если человек просто подпишется именем, значит и вы можете его так называть. Многое также зависит от корпоративной культуры. Так, в компании Infosys, с которой я сотрудничал, было принято обращаться ко всем по именам.

Рабочее время

В Индии поздно начинают работать и поздно заканчивают.  Рабочий день начинается в 10-10.30. На это же время принято назначать утренние встречи за завтраком. В шесть вечера может быть только поздний послеполуденный чай, никак не ужин. Вечерние встречи за ужином надо назначать на 9-10 вечера, раньше никто не придет. Помню, в один из дней нашего студенческого проекта представители «Сколково» решили провести мероприятие в восемь вечера, люди начали подтягиваться только спустя час. Также следует быть готовым к тому, что изменение планов в последнюю минуту здесь обычное дело.

Отношение к сотрудникам и неформальные лидеры

Процветает патернализм, отеческое расположение ко всем сотрудникам. Для индийских бизнес-лидеров люди – это актив. В Индии есть такое понятие, как «покровитель» (promoter). Чаще всего это основатель компании, который сейчас формально не входит в управляющую команду, занимает пост председателя совета директоров или просто члена совета директоров. Важно понять степень его вовлеченности и найти ответ на вопрос, кто больше влияет на принятие решений – директор или основатель компании.

Невозможность получить ответ «нет»

Индийцы не дают прямого ответа, никогда не говорят «нет» и не переспрашивают, если не поняли. Если у вас есть сомнения, лучше уточнить, действительно ли ваши контрагенты понимают вас.

Восприятие времени

Здесь никто не приходит вовремя. Прийти вовремя — это невежливо. Обычно все приходят на 15-30 минут позже. Нет спешки. Если тебе кажется, что что-то будет сделано за неделю, это будет сделано за месяц.

Самая интересная отрасль в Индии

На мой взгляд, сейчас самая интересная отрасль – это e-commerce. На данный момент это всего 3% от общего объема ритейловых продаж, но демографический потенциал, снижающиеся цены на смартфоны, дешевая сотовая связь, улучшающаяся инфраструктура и программа по получению электронного удостоверения личности (в нее включено уже около 1 млрд человек)позволяет гражданам открывать банковские счета и расплачиваться за товары и услуги, а правительству пересылать дотации напрямую гражданам, минуя посредников. Все это неизбежно приведет к стремительному росту электронной торговли.

Переговоры

И напоследок предупреждение о переговорах. Переговоры в Индии могут быть долгими, прерваться на какое-то время и потом продолжиться. И будьте готовы к торгу, потому что торг в крови у местных предпринимателей: без него невозможно представить ни одну сделку независимо от ее размеров.

Об авторе. Дмитрий Юсов, директор консалтинговой компании «Точка зрения»