Как командировки могут навредить вам | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как командировки могут
навредить вам

Почему частые переезды приносят не только пользу, но и вред компании и ее сотрудникам

Автор: Эндрю Рандл

Как командировки могут навредить вам
ERIC RAPTOSH PHOTOGRAPHY/GETTY IMAGES

читайте также

Как сделать блестящую презентацию

Скрытая угроза: истинная цена маркетинговых советов

Мария Чиченкова

Пока не поздно: как предотвратить скандал в организации

Анна Вуд,  Генри Энглер

Пять причин отказаться от списка дел

Марк Зао-Сандерс

Несколько лет назад перед конференцией я заселялся в отель. На вопрос, где можно поужинать, мне ответили, что в гостинице ресторана нет и можно только заказать в номер что-то из сетевого ресторана быстрого питания или пиццерии. Я остановился на пицце, но ограниченность выбора настолько меня задела, что по возвращении домой я стал изучать данные о связи состояния здоровья с командировками.

Мой случай не уникален. По сведениям Международной ассоциации делового туризма и American Express, в 2016 году американцы совершили более 500 млн внутренних деловых поездок. Многие программы охраны здоровья во время командировок включают вакцинацию, распространение информации о безопасности питания и предупреждения о гражданских и политических волнениях. Но немногие из них затрагивают более общие угрозы здоровью: стресс, нарушение режима сна, нездоровое питание, недостаток физических нагрузок. Эти типичные «побочные эффекты» любого путешествия в долгосрочной перспективе могут повысить риск развития хронических заболеваний.

Чтобы проследить взаимосвязь между деловыми поездками и хроническими заболеваниями, мы с коллегами обратились к обезличенным электронным медицинским картам компании EHE. Они содержали исчерпывающую информацию онлайн-анкет о состоянии здоровья, в том числе о частоте командировок, и информацию за год о диспансеризации, медицинских обследованиях и оздоровительных программах десятков тысяч сотрудников американских компаний.

Мы проанализировали эти данные и выявили четкую взаимосвязь между частыми деловыми поездками и разного рода рисками для физического и психического здоровья. В сравнении с теми, кто проводит в поездках от одного до шести дней в месяц, вероятность ожирения у тех, кто уезжает на 21 и более дней в месяц, на 92% выше. У людей, которые проводят в командировках 14 дней в месяц и более, значительно выше индекс массы тела. Кроме того, они хуже оценивают свое состояние здоровья, более склонны к тревожности, депрессии и алкогольной зависимости, отсутствию физической активности, курению и нарушениям сна. Также у них наблюдаются повышенное кровяное давление и пониженный уровень липопротеинов высокой плотности («хорошего холестерина»).

Хотя лишь около 12% работников, чьи данные попали в наше исследование, бывают в командировках 14 дней и более, такая концентрация негативных факторов вызывает беспокойство как об их личном здоровье, так и о здоровье их компаний. Такие физические, поведенческие и психологические проблемы, как ожирение, гипертония, курение, депрессии, тревожность, нарушения сна и алкогольная зависимость, приносят работодателям дополнительные расходы. Сотрудники чаще обращаются за выплатами по медицинской страховке, снижается их продуктивность и эффективность, увеличивается количество пропусков работы, задержек в офисе сверх необходимого и отпусков по временной нетрудоспособности. Последствия этих проблем могут привести к обострению или разрыву отношений с клиентами и поставщиками.

Полученные результаты подкреплены и другими исследованиями. Так, анализ обращений за выплатами по медицинским страховкам персонала и консультантов Всемирного банка показал, что от тех, кто часто ездит в командировки, приходит больше заявлений, в том числе в связи с хроническими заболеваниями. Больше всего обращений было по нарушениям здоровья, связанным со стрессом. В ходе еще одного исследования почти 75% сотрудников Всемирного банка отметили, что испытывают сильный или крайне сильный стресс в связи с деловыми поездками. Исследование, проведенное в крупной международной корпорации, показало, что заграничные деловые поездки обычно сопряжены с более высоким потреблением алкоголя, трудностями в соблюдении темпа работы и недостаточной гибкостью при выполнении обязанностей.

Как компании могут помочь работникам вести здоровый образ жизни в командировках? Удачным решением нам кажется сочетание обучающих мероприятий и совершенствования политики компании в области делового туризма. Во-первых, сотрудники должны быть осведомлены о том, что служебные поездки располагают к менее здоровому образу жизни. Стейк с картофелем фри и коктейль поздним вечером в баре отеля воспринимаются как награда за множество проведенных переговоров. Однако исследования показывают, что еда из ресторана содержит больше калорий и жиров, в том числе насыщенных, и меньше клетчатки, чем домашняя еда. Кроме того, ситуация усугубляется хроническим стрессом, вызванным частыми командировками, из-за которого в поездках люди склонны потреблять еще более калорийную пищу. По этой причине компании должны помогать сотрудникам выбирать наиболее благоприятные для здоровья варианты и заранее планировать свое пребывание, если выбор невелик, как в случае с моим отелем, о котором я говорил в начале статьи.

В поездке сложнее соблюдать и режим тренировок. Со временем регулярные высококалорийные «награды» за труды могут стать причиной лишнего веса и повысить риск развития связанных с этим сердечно-сосудистых заболеваний. Упражнения и физическая активность помогут избежать набора лишнего веса, а также снизить уровень стресса. Один из простых способов помочь сотрудникам оставаться в форме — выбирать отели с хорошо оснащенными спортзалами. Кроме того, компании могут выбирать гостиницы, которые предоставляют постояльцам спортивную одежду, инвентарь (коврики для фитнеса, гантели) или видео с тренировками. В целом, спортивные залы в отелях обычно оснащены скудно, и заниматься в них скучно, но компании и бизнес-отели могли бы вместе работать над совершенствованием залов. Если спортивного зала в отеле нет, то компания может предоставить абонемент в национальную сеть фитнес-клубов.

Кроме того, часто путешествующих сотрудников стоит обучать различным методам управления стрессом и гигиене сна. Когнитивно-поведенческая терапия и программы снижения стресса на основе практики осознанности — методики с доказанной эффективностью. Они позволяют выработать индивидуальные стратегии борьбы с депрессией, тревожностью и стрессом. Эти методики целесообразно использовать в рамках лечебно-профилактических программ для сотрудников, вынужденных часто бывать в командировках и более подверженных стрессу и негативным эмоциям.

Несмотря на стремительное развитие технологий конференц-связи и видеочатов, деловые поездки остаются отличительной чертой многих профессий, и в будущем это вряд ли изменится. Командировки останутся одним из способов профессионального развития. Известно, что при найме новых сотрудников работодатели часто представляют возможность путешествовать как преимущество. Но при анализе затрат и выгод этой практики следует учитывать накопленные данные, связывающие деловые поездки с рисками для здоровья и хроническими заболеваниями. Конечно, служебные поездки — это и возможности для развития, и даже развлечение, многим людям они просто необходимы. Но вред, который они наносят организму, не всегда того стоит.

Если вы регулярно путешествуете по работе, самое время задуматься, правда ли вам нужно так часто уезжать. Если необходимость действительно есть, подумайте, как смягчить последствия стресса и контролировать свое питание. Если вы работодатель и ваши сотрудники часто путешествуют между городами, вы обязаны информировать их и предоставлять все необходимые ресурсы, чтобы вдали от дома они не забывали о здоровом образе жизни.

Об авторе. Эндрю Рандл — эпидемиолог, преподает в Школе общественного здравоохранения имени Мейлмана Колумбийского университета, исследует риски и последствия малоподвижного образа жизни и ожирения.

* деятельность на территории РФ запрещена