Три способа справиться с домашним хаосом | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три способа справиться с
домашним хаосом

Чтобы преодолеть домашнюю суету, представьте, что вы на работе

Автор: Уитни Джонсон

Три способа справиться с домашним хаосом
NICK VEASEY/GETTY IMAGES

читайте также

«Хорошие» компании выпускают больше инновационных продуктов

Ду Шуйли,  Люо Сюэмин

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

7 июня 2016 года журнал «Harvard Business Review — Россия» провел очередной бизнес-завтрак, посвященный цифровой трансформации бизнеса.

Не так давно я провела почти три недели в дороге, посвящая свое время встречам и выступлениям в нескольких странах и ряде городов в США. Мне нравилось путешествовать и работать, но домой я вернулась с облегчением. Я настроилась на отдых.

Однако дома я не нашла то убежище от хлопот, на которое надеялась. Меня захватили не только рабочие дела, которые я оставила на время поездки, но и несметное количество задач, которые мне надо было выполнить для семьи, друзей и моего церковного прихода. И хотя я была рада взяться за них снова, отдохнуть у меня не получилось. Атмосфера дома была суетливой, изматывающей и слегка хаотичной.

Я выразила свое разочарование в моей еженедельной email-рассылке и была удивлена ответом аудитории. Многие, как и я, считают, что их жизнь на работе протекает более гладко, чем дома.

Здесь я должна отметить, что с тех пор, как мы с мужем переехали в Нью-Йорк вскоре после того, как я получила степень бакалавра музыки, я — главный кормилец в семье. Мой муж защитил докторскую диссертацию, а затем проходил постдокторскую практику в Мемориальном онкологическом центре им. Слоуна-Кеттеринга, а я неожиданно начала работать на Уолл-стрит. В конце концов мы переехали в Бостон, где я продолжила работать в области финансов, а он начал свою академическую карьеру в Медицинской школе Массачусетского университета. Через несколько лет он поменял свои планы и стал вести наше домашнее хозяйство. Признаю, что это — роскошь, которую не каждая семья хочет или может себе позволить.

В те годы я много работала и ездила в командировки и, по правде сказать, привыкла к тому, что со всеми домашними делами и заботой о детях хорошо справлялся мой супруг. Конечно, возвращаясь домой из офиса, я первым делом не включала телевизор, как типичный отец семейства из 1950-х, но моя роль в семье не сильно от этого отличалась. Во многие вопросы мне не нужно было вмешиваться. Дома я, в основном, отдыхала.

Однако несколько лет назад мой муж вернулся на постоянную работу в университете. Теперь он не только «хранит очаг», когда я в отъезде, но и справляется со сложными профессиональными и общественными обязанностями. Он трудится на два фронта: в университете и дома. Мне потребовалось некоторое время, чтобы это осознать, но теперь и мне нужно привносить вклад в наше общее дело.

Чтобы дома и в семье все было хорошо, необходимо использовать многие из тех тактик, которыми мы пользуемся на работе: планировать и составлять графики, принимать продуманные решения и уделять особое внимание людям.

Когда я на работе, я придерживаюсь четкого графика. Я учитываю каждую мелочь и оставляю время на неожиданные происшествия. Теперь я пытаюсь вести свою домашнюю жизнь таким же образом, чтобы справляться с бытом так же эффективно, проводить качественное время с семьей и восстанавливать свои силы. Я еще не до конца освоила этот подход (на работе оставаться организованной мне помогает ассистент!), но это не значит, что я перестану стараться.

Когда мне нужно принять важное решение на работе, я консультируюсь со своей командой. Последнее решение может быть за мной, но сначала я хочу услышать мнение каждого. Дома же мне всегда было проще принимать решения самостоятельно, иногда советуясь с семьей, а иногда — нет. Но все меняется. В настоящее время мы занимаемся переездом и вместо того, чтобы отдавать распоряжения, мы сознательно принимаем во внимание все мнения. Нашим детям уже 18 и 22 года, что облегчает ситуацию. Но, как я обнаружила в профессиональной жизни, молодое поколение (и даже дети) часто вносит ценный, а иногда и необходимый вклад.

На работе я тщательно слежу за развитием людей в моей команде: где они находятся на своей кривой обучения, как повышают квалификацию, что могут сделать, чтобы применить и улучшить свои навыки. Недавно мы воспользовались тестом Clifton Strengths Finder, чтобы определить сильные стороны нашей организации. Конечно, большинство родителей хотят, чтобы их дети стали успешными взрослыми. Но мы можем подходить к этому вопросу еще более последовательно. В каникулы каждый член нашей семьи также прошел тест, чтобы определить свои сильные стороны. После этого мы зачитали результаты и обсудили, как бы мы могли помочь друг другу лучше использовать свои преимущества.

Пожалуй, самое важное, что я делаю, будучи руководителем и владелицей бизнеса, — стараюсь относиться к каждому человеку, с которым работаю, как к самому важному человеку в мире. Теперь я применяю этот принцип и дома. На работе я всегда поворачиваюсь к человеку, с которым разговариваю, и уделяю ему все свое внимание, будь то клиент или коллега. Дома же я могла несчетное количество раз проверить свой телефон пока мой муж или дети разговаривали. Под влиянием нашей дочери я начала больше смотреть на лицо человека, а не в экран телефона. Когда мы проводим много времени в таких беседах, я не устаю, а обретаю силы. Я чувствую особую связь с людьми, которые для меня важнее всего.

Если вы — родитель и работаете на полную ставку, на домашние дела у вас остается не больше нескольких часов в день. И соблазн потратить это время на отдых очень велик. Но не воспринимайте отдых как должное. Это чувство не только незаметно подрывает карьерные перспективы, но и совсем не помогает вам дома. Чтобы семейная жизнь была спокойной и гладкой, необходимо прикладывать особые усилия и планировать свое время. Если я хочу расслабиться, сначала я должна это заслужить.

Об авторе. Уитни Джонсон (Whitney Johnson) — коуч и консультант. Входит в рейтинг самых влиятельных экспертов в области менеджмента Thinkers50. Автор книг «Build an A-Team» и «Disrupt Yourself».