«Везде подвох»: что делать, если вы всего опасаетесь | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Везде подвох»: что делать, если вы
всего опасаетесь

Как справиться с излишней тревожностью

Автор: Элис Бойес

«Везде подвох»: что делать, если вы всего опасаетесь
BILL CAHILL/GETTY IMAGES

читайте также

Хоббиты, гоблины и все-все-все: кому вы показываете свои видео

Алексей Каптерев,  Андрей Скворцов,  Наталья Журавлева

Корпорация психопатов

Ирина Трушина

«Руководители перестают верить HR-менеджерам»

Анна Натитник

«Вечно недовольные»

Рон Каруччи

Мой разум склонен к тревожности. Услышав о новой идее, я первым делом инстинктивно начинаю думать, что может пойти не так, и представлять себе худший вариант развития событий. Если во время общения возникает двусмысленность, я сразу же делаю отрицательные выводы.

Если вы замечаете за собой те же склонности, изменить их будет достаточно трудно, и, возможно, в этом даже нет необходимости. Вероятно, такая реакция свойственна вам и приносит некоторые положительные результаты, например, именно благодаря ей вы проявляете старательность и внимание к другим. Однако можно научиться распознавать случаи, когда вы воспринимаете происходящее с излишней тревожностью, и адаптировать мышление так, чтобы оно не ограничивало вас. Ниже я перечислила несколько распространенных проблем, причиной которых становится тревожность, и советы по их решению.

Вы неправильно оцениваете то, как другие смотрят на вас

Тревожных людей беспокоит то, что они могут не нравиться другим или что их могут считать недостаточно талантливыми. Например, если коллега не приветствует вас так же тепло, как других, и всегда куда-то спешит при общении с вами, вы можете решить, что не нравитесь ему. Но если посмотреть на ситуацию реалистично, то можно найти и другие объяснения: возможно, он тепло общается с теми, кого знает лучше, или привык со всеми шутить, а вы производите впечатление серьезного человека. Вам кажется, что вы не нравитесь коллеге, и вы начинаете избегать его. Но он может посмотреть на ситуацию с другой стороны и решить, что это им пренебрегают и что это он не нравится вам.

Важно распознавать случаи, когда вы интерпретируете межличностное общение без убедительных доказательств. Не менее, а, возможно, и более важно понимать, что даже если ваш коллега не испытывает к вам симпатии, отношения между вами могут быть плодотворными.

Вы занимаете оборонительную позицию, получая обратную связь

Тревожные люди часто хотят добиться успеха, поэтому они ищут обратную связь, которая должна помочь им совершенствоваться. Проблема в том, что эту обратную связь они воспринимают как катастрофу и показатель того, что они обречены на провал. Если это ваш случай, задумайтесь о том, что поможет вам стать более открытым для критики. Мне легче воспринимать критику, если я получаю ее от человека, чьим советам доверяю, от того, кто верит в мой профессионализм и талант в целом и разбавляет критику позитивными комментариями. Для меня оптимальный способ получения обратной связи – по моему запросу (так я чувствую, что контролирую ситуацию) и по электронной почте (так я могу ее обдумать без спешки).

Если вы знаете, в какой форме предпочитаете получать обратную связь, то знаете и то, какая форма вам не подходит. Подумайте, как чувствовать себя при таких сценариях более комфортно. Например, мне тяжело выслушивать критику от новых для меня людей, но я также считаю свежий взгляд очень ценным, поэтому готова мириться с дискомфортом. Также полезно иметь заготовленные ответы на случаи, когда обратная связь вызвала сильную тревогу и вам нужно время, чтобы справиться со своей реакцией. Скажите, например: «Это ценные замечания. Позвольте мне обдумать их и составить план, который поможет реализовать ваши предложения».

Вы избегаете ситуаций, которые кажутся вам сложными

Мы часто стараемся избегать ситуаций, вызывающих у нас тревогу. А после стыдимся этого, что приводит к неясности в коммуникациях. Эта проблема может проявляться в больших и малых вещах. Возможно, вам неловко ответить на какое-то письмо, и вы откладываете его на потом, производя впечатление ненадежного, неорганизованного или вводящего в заблуждение человека. Или, может быть, ваш патологический страх полетов заставляет вас отказываться от командировок.

Во многих случаях лучше честно признаться, что вызывает у вас неуверенность. Вы не всегда встретите понимание, на которое надеетесь, но прозрачность ваших действий уменьшает стресс, повышает доверие и часто воспринимается как смелость и искренность.

Вы отрицательно реагируете на неожиданные идеи

Если, познакомившись с новой идеей, вы первым делом рассматриваете риски, недостатки и причины, по которым из этой затеи ничего не получится, люди, скорее всего, замечают эту вашу привычку и заранее ждут от вас негативной реакции на все новое. Даже если со временем ваше отношение к идеям меняется, ваша первоначальная реакция может деморализовывать и раздражать других.

В этом случае стоит научиться давать обратную связь так, чтобы в ней упоминались не только минусы, но и плюсы рассматриваемой идеи. И в вашей первой реакции на новую идею вы обязательно должны постараться отметить ее положительные стороны. Так вы поможете себе мыслить более сбалансированно, и выиграют от этого все. Сказать о том, что вас беспокоит, разумеется, можно, но закончить лучше тоже на позитивной ноте. Еще одна стратегия, которой можно воспользоваться давая обратную связь, — отложить реакцию хотя бы на несколько часов, чтобы высказать обдуманное мнение.

Тревожность способна мотивировать людей самым положительным образом. Например, страх неприятия может заставлять вас работать усерднее и глубоко ценить отношения, а чувствительность, осторожность и внимательность — повышать производительность при выполнении сложных задач. Чем лучше вы понимаете, как действует на вас тревожность, тем лучше можете использовать ее положительные аспекты и минимизировать отрицательные. Принимайте себя такими, какие вы есть. Это поможет лучше справляться со сложностями, возникающими на работе.

Об авторе. Элис Бойес (Alice Boyes) работала клиническим психологом, автор книг «Набор инструментов здорового разума» и «Набор инструментов тревожности».