Как осилить книгу за 20 минут | Большие Идеи
Личные качества и навыки

Как осилить книгу за 20 минут

Павел Безручко
Как осилить книгу за 20 минут
Фото: Sincerely Media / Unsplash

Мне как консультанту приходится постоянно обновлять свои знания. Точно так же поступают профессионалы из других областей: мы должны читать множество деловых книг и серьезных статей. Проблема в том, что новых публикаций выходит гораздо больше, чем кто-либо в состоянии освоить. Профессионалу, чтобы быть в курсе новых веяний, нужно читать по своей теме минимум 5—6, а лучше 10—12 книг в месяц, или примерно по 2—3 книги в неделю. Времени на это, конечно же, не хватает. 

Одна из причин нехватки времени состоит в том, что мы осваиваем деловые книги и статьи примерно таким же способом, как художественные. Иначе говоря, читаем медленно, вступая в диалог с автором по ходу чтения. В результате читаем мало и часто не дочитываем до конца.

Широко известное скорочтение подходит не всем. Например, у меня при скорочтении падает качество понимания и запоминания. Поэтому я разработал для себя другую технологию, которой хочу поделиться. Она позволяет освоить деловую или профессиональную книгу в среднем за 20 минут, а при развитом навыке за 7 минут. При таком подходе качество понимания и запоминания главных мыслей будет не хуже, чем при медленном способе чтения. Я назвал этот метод «Практика быстрого понимания книг». 

Единственная категория деловых книг, которые трудно освоить с помощью данной практики — справочники и фундаментальные учебники. Хотя при развитом навыке можно и в этом случае применять элементы быстрого понимания, но на учебниках лучше не тренироваться. И, разумеется, речь не идет о художественной литературе, которую мы обычно читаем для удовольствия.

Три составные части деловой книги

Чтобы использовать практику быстрого понимания, нужно знать три элемента, из которых состоят все деловые книги.

1. Главные мысли, идеи. Они важны для нас в первую очередь. Идеи могут не вызвать интереса или вовсе отсутствовать, в таком случае мы сэкономим время, отложив книгу в сторону. Большинство современных деловых книг содержат всего одну мысль. Причина низкой концентрации идей и обилия «воды» в том, что авторы пишут для читателей, привычных к «обычному чтению» — иначе говоря, к увлекательным историям, сторителлингу объемом в 90% книги. Другая причина — истории продаются лучше, чем сухой нарратив.

2. Предпосылки главных мыслей и примеры их применения. Это статистические данные, кейсы, иллюстрации. Их мы смотрим во вторую очередь, если поняли главную мысль, и у нас есть время и желание.

3. «Вода» — биография автора, введение, предисловие, послесловие, общие рассуждения или самореклама автора и предлагаемых им идей. Их стоит смотреть, если только решили прочитать книгу целиком в медленном режиме. Практикуя быстрое понимание книг, эту информацию можно пропускать полностью.

В некоторых книгах есть выжимка или резюме — как правило, оно располагается в конце каждой главы. В таком случае можно прочитать только выжимку и не использовать практику быстрого понимания. Скажем такому автору спасибо за экономию нашего времени.

Пять шагов к быстрому пониманию

Цель практики — как можно быстрее найти и оценить главные мысли книги или статьи.

Шаг 1. Знакомство с книгой. Дайте себе 2 минуты, чтобы познакомиться с книгой. Посмотрите краткое описание, оглавление, текст и иллюстрации «по диагонали». Полистайте книгу. Не старайтесь ничего запомнить. Сознание должно быть максимально расслабленно. Ничего не записывайте.

Шаг 2. Прочитайте краткое описание и подумайте, о чем книга, какова может быть главная мысль.

Шаг 3. Прочитайте оглавление и по названию найдите главу, в которой, предположительно, содержится описание главной мысли (или мыслей) книги.

Шаг 4. Найдите нужную главу и просмотрите ее «по диагонали». Найдите главную мысль в подзаголовках, в тексте/на картинках, схемах. Запишите эту мысль. Избегайте соблазна спорить с автором или соглашаться с его главной мыслью, пока вы ее не записали.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Цена риска
Юлия Фуколова
Илону Маску не нужны патенты. А вам?
Джеймс Зальцман,  Майкл Хеллер