Минусы отличной работы | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Минусы
отличной работы

Честолюбивые перфекционисты больше всего боятся показать, что идеальны не во всем, и, чтобы скрыть это, часто жертвуют собственным профессиональным ростом.

Авторы: Делонг Томас , Делонг Сара

Минусы отличной работы

читайте также

100 лучших генеральных директоров мира

Китай как зеленая лаборатория *

Макдоно Уильям

«Удобный или запоминающийся?»: каким должен быть пользовательский опыт бренда

Александр Буойе,  Лерзан Аксой,  Люк Уильямс,  Тимоти Кейнингем

Не ставьте вознаграждение в зависимость от результатов

Остерлох Марджит,  Фрей Бруно

Почему так много умных, целеустремленных профессионалов работают хуже, чем должны или могли бы, и получают меньше удовлетворения от работы? Почему карьерная лестница, по которой шагают многие из них, вдруг заводит их в тупик? Как подсказывает наш опыт (Томас — консультант и преподаватель бизнес-школы, Сара — психиатр), часто люди, привыкшие всегда и во всем быть лучшими, так зациклены на собственных достижениях, что профессиональное и личностное развитие отходит у них на второй план. Обычно им все дается легко, и они невольно избегают поручений и должностей, на которых нужно осваивать новые навыки и показывать, на что ты способен. Им важно казаться успешными во всем, поэтому они предпочитают не рисковать, «окапываются» и увязают в рутине — жертвуя личностным ростом.

Наш суммарный стаж консалтинговой работы — 35 лет. За это время к нам обратилось в общей сложности около 600 менеджеров разного уровня — и многие из них наглядно иллюстрируют описанную нами картину. «Ударники труда» на отлично выполняют ненужную работу, вместо того чтобы плохо выполнять нужную. А оказавшись в тупике, они, как правило, не признаются в этом даже себе и ни к кому не обращаются за помощью.

Вот что произошло с Тедом, сильным руководителем отдела сбыта крупной компании — производителя программного обеспечения для корпоративных клиентов. Он мастерски заключал крупные сделки, которые приносили компании большую часть дохода. Он знал все о продукции, хорошо понимал, что нужно клиентам, тонко чувствовал, кто действительно принимает решение о сделке, и легко устанавливал с этим человеком контакт. Много лет он получал похвалы и колоссальные комиссионные, а потом вдруг заподозрил, что что-то пошло не так. Компания начала развиваться в новом направлении — переходить на бизнес-модель SaaS («ПО как услуга»), то есть предоставлять программное обеспечение через интернет. Традиционная продукция по-прежнему обеспечивала основную часть доходов, но все силы были брошены на разработку ПО, распространяемого по подписке. Тед поначалу отнесся к этому с пренебрежением: продажа ПО как услуги — это мелкие сделки и большой объем. «Для этой мелочевки наймите людей, которые будут заниматься продажами по телефону, — говорил он. — А я возьму на себя “шишек”». Скоро, однако, он осознал: его работа постепенно теряет значимость — как для компании, так и для отрасли в целом. Страх и неуверенность в себе парализовали Теда. Ведь его профессиональное самоощущение, самоуважение зависели от умения заключать сделки.

А вот пример Курта — умного, опытного юриста. В зале суда он чувствовал себя как рыба в воде; он искусно составлял документы и писал речи, видя все нюансы. Но вот ему поручили дело, для выполнения которого он должен был перелопатить тысячи технических документов. Курт решил, что залог успеха — усердие. Однако довольно скоро оказалось, что он плохо разбирается в содержании документов — ему не хватает опыта. Подготовленные помощниками материалы вызывали у Курта лишь недоумение. Он стал допоздна засиживаться в офисе и даже в выходные работал с бумагами, пытаясь вникнуть в суть непонятных ему фактов. И лишь незадолго до суда он сдался и попросил о помощи. Коллеги были не в восторге: теперь и им пришлось задерживаться на работе.

Конечно, отчасти в подобном виноваты руководители. Многие и слышать не хотят, что у их сотрудников что-то не ладится, и, сколько бы ни говорилось об инновациях и разумном риске, они далеко не всегда поощряют новое. Один топ-менеджер, с которым мы работали, сказал нам: «Моему начальнику нужны инновации, только если все сразу будет идеально». А другой признался: «Мы твердим сотрудникам, что будем поддерживать их профессиональный рост, но, если их новый проект не приносит плоды сразу же, мы фактически от них отворачиваемся».

И все же можно разорвать этот порочный круг и сделать следующий шаг в своем профессиональном развитии. Прежде всего следует понять, что именно вызывает у вас тревогу и заставляет поступать так, а не иначе (см. врезку врезку «Проклятие отличника»). Затем — воспользоваться оригинальными методиками, которые помогут вам взяться за то, чего вы сейчас так боитесь. На это потребуется время. Вам придется признать свое профессиональное несовершенство, а это очень трудная задача для людей, стремящихся любой ценой поддерживать свой имидж лучших из лучших. Успех удастся закрепить, если вы будете готовы учиться и осваивать новое. Возможно, из-за этого вы почувствуете себя неуверенно (в лучшем случае) или усомнитесь в собственной профпригодности (в худшем). Помните: это — временное явление, разбег перед прыжком к новым профессиональным высотам. Итак, что сделать, чтобы раздвинуть границы своих возможностей?

Оставьте прошлое в прошлом

Вы, конечно, уже обжигались на новых проектах. Как показывают исследования и подтверждает наша практика, люди часто интуитивно переносят прошлый отрицательный опыт на настоящее. Однако болезненные воспоминания не должны препятствовать переменам. Упражнение, которое с неизменным успехом выполняют наши клиенты, поможет вам отделить реальность от собственного представления о ней — речь, в частности, идет о вашем прошлом опыте и о том, как у вас в организации воспринимают честность и готовность рисковать.

Вспомните случай, когда вы пробовали что-то новое, но результат вас разочаровал. Почему вы тогда взялись за это дело? Почему вам было трудно? Просили ли вы кого-нибудь помочь вам? Совпадала ли ваша оценка собственной работы с оценкой коллег? Что вы, знай вы тогда то, что знаете сейчас, сделали бы иначе? Разделите лист на две части и напишите в одной колонке, что общего между вашей сегодняшней ситуацией и той, на которой вы обожглись, а в другой — чем они различаются. Если вы найдете основные отличия, вам будет проще двигаться вперед.

Можно сделать иначе. Вспомните ситуацию, когда вы рискнули и проиграли, и перепишите эту историю, глядя на нее с точки зрения другого человека. Допустим, вы не можете забыть своего давнего клиента, » который обещал заключить договор о сотрудничестве с новым консалтинговым подразделением вашей фирмы, а потом вдруг переметнулся к конкурентам. Обманщик и негодяй, он оставил вас в дураках! А теперь поставьте себя на его место. Может, его начальник неожиданно выдвинул новые требования или его компании пришлось сокращать издержки и искать компромиссные варианты? Не обязательно верить в свою версию. Но когда вы поймете, что существуют и другие разумные объяснения происшедшего, вы скажете себе, что дело было не только в вас. Есть еще одна простая, но на редкость действенная стратегия. Если у вас с кем-то не складываются отношения или уже дошло до конфликта, напишите рассказ о том, как развивались события (хватит одной страницы), а потом перечитайте его, подчеркивая только факты. Вы увидите, что выделенных фраз — всего ничего, остальное — эмоции. Смысл этого упражнения в том, что, глядя на неприятности под новым углом, вы готовите себя к тому, чтобы оставить их прошлом. Эта методика помогла Джоанне, менеджеру отдела маркетинга международной компании, производящей алкогольные напитки.

Она особенно умело, продумывая все до мелочей, организовывала имиджевые кампании для крупных ритейлеров, продающих товары класса люкс. Но вот ее фирма начала торговать через интернет — а для этого нужны были совершенно иные навыки. Сначала Джоанна уперлась. Она считала, что уж она-то отлично будет работать и в интернете, и за помощью не обращалась. Но дело шло ни шатко ни валко. Наконец она подумала, почему она так боится приспосабливаться к новым условиям. Джоанна вспомнила свою первую работу — в издательстве. Однажды она предложила смелый план продвижения одного автора, а директор, отличавшаяся крутым нравом, швырнула в нее карандаш. Спустя время Джоанна могла даже посмеяться над этой историей — но все же она оставила след в ее душе и много лет исподволь определяла ее поведение на работе. Поразмыслив, Джоанна пришла к выводу, что тот инцидент произошел не потому, что она выдвинула неудачную или слишком рискованную идею, а потому, что ее начальница вела себя непрофессионально. Видимо, та спроецировала на Джоанну свои скрытые комплексы и отыгралась на молодой и неопытной подчиненной. Чтобы изгнать демонов прошлого, изучите происшедшее беспристрастно и всесторонне. Ощущение собственной неполноценности — почти всегда не более чем плод нашей фантазии. И наши личные беды — домыслы, не имеющие никакого отношения к реальным людям. Осознав, что тот давнишний случай мешает ей в настоящем, Джоанна решила испытать себя и вызвалась работать в целевой группе, изучавшей новый канал реализации. Более того, она собралась с духом и попросила одну коллегу выступить в роли критика. Ей хотелось не только проверить жизнеспособность своих идей, но и поддержать в себе боевой дух. На первых порах ей было нелегко, но в итоге обеды, на которые Джоанна каждый месяц приглашала свою коллегу и на которых выслушивала замечания в свой адрес, себя оправдали. Джоанна перешла в глобальную косметическую компанию на должность вице-президента по стимулированию беспошлинной торговли. Она окружила себя умными, рассудительными людьми и обещала себе впредь не позволять собственным страхам мешать ей.

Создайте «группу поддержки»

Как правило, перфекционисты — люди независимые, им неприятно думать, что они нуждаются в помощи. Даже те, кому повезло с наставниками, уверены, что заслужили это хорошей работой. Когда они получают высокие должности и сами становятся наставниками, признаваться в собственных страхах, растерянности, некомпетентности в каких-то вопросах им становится даже труднее. И, что еще хуже, они доверяют людям, которые говорят им не то, что они должны знать, а то, что хотят услышать. Вот история Кэтрин, менеджера быстрорастущей компании — поставщика ПО. Она привыкла к тому, что руководство всегда очень ценило ее. Однажды, когда Кэтрин проработала в компании уже несколько лет, ей поручили подготовить презентацию — для этого, помимо прочего, необходимо было проанализировать и представить проект ее бывшего начальника, занимавшего теперь более высокий пост. Кэтрин долго не могла заставить себя открыть его слайды: она боялась, что не сумеет выполнить эту работу так же хорошо, как он. Ей было страшно показаться недостаточно умной или запутаться в присутствии человека, которого она искренне уважала.

Она тянула до последнего и лишь вечером перед выступлением просмотрела материалы и отправила бывшему начальнику письмо с вопросами, сформулированными предельно осторожно. К ее удивлению, он просто и по-деловому на все ответил и посоветовал, как улучшить презентацию. У Кэтрин словно гора свалилась с плеч. Она поняла, как глупо поступила, не обратившись к нему раньше. Многие «отличники», если им кажется, что их работа выполнена не на самом высоком уровне, буквально затыкают уши — лишь бы не слышать мнения окружающих. Переломите себя, обзаведитесь «группой поддержки» — и пусть те, кому вы доверяете, регулярно высказывают свое мнение о вас и о вашей работе, даже если вам это неприятно.

Попросите их ответить на несколько ваших вопросов: что, с их точки зрения, вам следует перестать делать, что продолжать и что — начать. Когда получите ответы, спросите, почему вам посоветовали изменить свое поведение (вполне возможно, вам, наоборот, кажется, что только так и надо поступать). Подумайте, нет ли у вас качеств или способностей, которым вы не придаете большого значения, считая их совершенно естественными. И еще: почему вам посоветовали научиться чему-то?

Признайтесь, что вы несовершенны

Не бойтесь ощущения неуверенности и учитесь признавать свои ошибки перед близкими — и даже перед более широким кругом людей, если ошибки не связаны с проектами, от которых зависит ваш профессиональный статус. Сознавайтесь в мелких неудачах, не зачитывая при этом длинный список смягчающих обстоятельств. Расскажем вам историю еще одного топ-менеджера, который стал членом совета директоров местной некоммерческой организации. Ему импонировала миссия НКО, и он мечтал внести вклад в процветание сообщества. Но и он, и его жена работали с утра до вечера и вдобавок растили детей, поэтому ни на что другое у него не оставалось ни сил, ни времени. Он пропускал совещания совета и раз за разом придумывал отговорки; он уклонялся от работы, если боялся, что она будет ему не по силам. Дело, в которое он искренне верил, стало для него источником душевных терзаний.

Девять месяцев он тихо страдал, а потом решился сказать жене, с которой прожил 20 лет, что, кажется, не сможет заниматься этой работой. Даже после этого ему было стыдно и не хотелось признаваться, что он взвалил на себя непосильное бремя. И все же, после того как он высказался, ему полегчало. Он поделился наболевшим с несколькими близкими друзьями и вскоре решил отказаться от поста. Он просто объяснил совету директоров, что взял на себя слишком много обязательств, поэтому не сможет работать в полную силу, хотя и готов участвовать в сборе средств. Коллеги, не подозревавшие о его проблемах, были довольны, что им удалось найти компромиссное решение, и искренне оценили его готовность работать ради процветания организации.

Благодаря его честности его отношения с советом директоров улучшились. А вот пример Энн — еще одного руководителя высшего звена. Чтобы ее компания могла составлять более точные прогнозы, она пригласила аналитика и попросила его разъяснить особенности нового сложного способа моделирования. Углубившись в тему, аналитик заговорил на профессиональном жаргоне. Энн не хотелось признаваться, что она понимает далеко не все, но, усмирив свою гордыню, она прервала его монолог: «Простите, — сказала она, — я не специалист в этой области. Не могли бы вы объяснить мне термины и говорить чуть медленнее?». Аналитик перешел на более понятный язык, и тут всплыли некоторые ошибки. Беседа приняла рабочий характер, и к концу встречи оба собеседника четко понимали вставшие перед компанией проблемы. Неспособность сознаваться в своих слабостях приводит к пагубным последствиям. Не исключено, что недавний финансовый кризис прошел бы легче, если бы отдельные руководители не стеснялись признать, что не понимают, какие финансовые продукты они продают. Если бы кому-нибудь хватило духу поднять руку и сказать: «Объясните, пожалуйста, еще раз, что вы такое разработали?» — все, возможно, сложилось бы иначе. Вот упражнение, которое поможет вам научиться признавать свои слабости. Займитесь тем, чего вы не умеете. Начните изучать новый язык. Примкните к группе любителей чтения — участвуйте в их собраниях, на которых обсуждаются не вами выбранные книги, и заставляйте себя выступать на каждой встрече. Вполне вероятно, что ваши коллеги и знакомые тоже из породы «отличников» и стараются держать свои сомнения при себе. Осмеливаясь признать свое несовершенство, вы подаете им достойный пример.

Ориентируйтесь на будущее

Большим целям временные отступления не страшны. Когда вы видите картину в целом, вы понимаете, что несколько ошибок погоды не делают. Один юрист, Стивен, специалист по гражданским свободам, рассказал нам историю из своей практики. Ему предстояло написать записку по делу, не связанному напрямую с его специализацией. Он пришел в ужас: продемонстрировать свою несостоятельность членам юридического сообщества, которыми он особенно восхищался, — что может быть хуже?! То, что дело лишь немного выходило за пределы его компетенции, только усугубляло страхи Стивена. Стивен осознал: надо дать себе право на посредственную работу — ужасная перспектива для перфекциониста. Он прикинул, что перевесит: возможные последствия далеко не гениальной записки или преимущества, которые дает расширение профессионального опыта и важный вклад в дело. Как выяснилось впоследствии, работа над запиской принесла Стивену еще большее уважение коллег. Это была убедительная попытка, которая показала всем, что он может браться за дела более широкого круга. Длительный успех требует готовности идти на некоторые жертвы. Чаще всего «отличники» упускают свой шанс из-за боязни неудач. Так было с Риком — уважаемым профессором, но потерянным для коллектива человеком.

Студенты его любили, а коллеги все громче возмущались тем, что он не хочет ничего делать для организации. Ему ничего нельзя было поручить — он не доводил до конца никакие дела, кроме своих собственных. Рик сознательно игнорировал критику коллег — отчасти потому, что ему плохо давались общественные поручения и он знал об этом. Но главное, он был слишком поглощен собой, его ничего не интересовало, кроме преподавания, научной работы и своих публикаций. Неспособность видеть картину в целом его погубила: с ним не перезаключили контракт. Устроившись на новое место, Рик решил измениться. Он стал, не жалея времени и сил, развивать в себе необходимые для общественной работы способности. Сначала он страдал, что не может всецело отдаться преподаванию, но его стратегия в итоге окупилась. Сейчас он один из самых ценных во всех отношениях профессоров у себя на факультете. Рик все еще недоволен собой — и это в каком-то смысле главное его достоинство. Он не почивает на лаврах. ЕСЛИ ПЕРФЕКЦИОНИСТ все делает правильно, но «не идеально», он тяжело это переживает. Он готов взяться за любую работу, если уверен, что она ему удастся, — и не важно, что это время можно было бы употребить на более полезные вещи. Чтобы перейти на новый профессиональный уровень, требуются смирение, тренировка и терпение — а возможно, именно этого вам и не хватает. Но если вы хотите хорошо выполнять стоящую работу — работайте в первую очередь над собой.

Проклятие отличника

Стиль работы, благодаря которому вы обычно добиваетесь успехов, может вам же и помешать. Итак, типичный отличник — это человек:

Нацеленный на результат

Если перфекционист берется за дело, его не остановить. Но бывает, что, кроме цели, он ничего не видит. Ему жаль драгоценного времени на то, чтобы объяснить коллегам суть своей работы или помочь им.

Все делающий сам

Он полагает (часто не без оснований), что лучше него работу никто не сделает. Поэтому он с трудом передает полномочия или мелочно контролирует подчиненных.

Мотивированный

Ударник труда серьезно относится к любой своей работе. Из-за этого он часто не видит разницы между срочным и просто важным делом.

Жаждущий похвалы

Перфекционист чрезвычайно озабочен тем, как окружающие относятся к его работе. При этом он часто не обращает внимания на положительные отзывы и зацикливаться на критических.

Нацеленный на соперничество

Здоровая конкуренция полезна, но у отличника сравнивание себя с другими приобретает навязчивый характер. Это может привести к хронической неуверенности в себе, сбою в системе ориентиров и в конечном счете — к неверному выстраиванию собственной карьеры.

Принимающий работу близко к сердцу

Взлеты могут сменяться падениями. У ударника от триумфа до отчаяния — один шаг.

Готовый на безопасный риск

Сотрудник-рекордсмен вряд ли станет подвергать компанию опасности, предпринимая опрометчивые шаги, но он может и вовсе избегать неизвестного.

Страдающий от комплекса вины

Перфекционист рвется в бой, но, какими бы значительными ни были его достижения, ему кажется, что он делает недостаточно.