Комик вместо коуча | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Комик
вместо коуча

В бизнесе, как и в театре, нужны смелость и умение импровизировать.

Автор: Новаш Ирина

Комик вместо коуча

читайте также

Торгово-развлекательный банк

Юлия Фуколова

Как ужиться с «плохим» шефом

Манфред Кетс де Врис

Три способа перезагрузить карьеру, не начав все с чистого листа

Дори Кларк

Инфографика: Когда поражение кажется победой

Open. визуализация: Хили; Энн-Мэри,  Золли Эндрю Данные:

Мы поможем развить креативность и гибкость, преодолеть внутреннее сопротивление переменам, научим вас прислушиваться к людям и руководить командой» — обещают нам бесчисленное число методик, рецептов и тренингов. Но часто ли, даже пройдя несколько таких прог­рамм, человек освобождается от «зажима», начинает c легкостью высказывать неортодоксальные мысли и раздвигает границы возможного вокруг себя? Вряд ­­ли, ведь жаждущие открыть в себе новые грани по-прежнему отправляются в разного рода паломничества. Одни погружаются в атмосферу детского творчества, другие — тибетского монастыря, третьи — сложного искусства.

Есть ли связь между бизнесом и театром? Наверное, да, ведь и там, и там, чтобы добиться своего, нужны смелость и аудитория, способная ее оценить. Актеру — чтобы выйти на сцену и вступить в эмоциональный контакт с незнакомой публикой, лидеру — чтобы найти что-то новое и заставить людей в него поверить. Актер овладевает искусством слушать зал и импровизировать в театральной школе, но можно ли научить этому «обычного человека»? В труппе Second City (она появилась в 1959 году в Чикаго, в то время втором по величине городе США после Нью-Йорка) комичес­кие актеры работают на живом контакте со зрителями и постоянно импровизируют. И хотя все знают, что разбирать по косточкам комедию — это все равно что препарировать лягушку: никому не интересно, а «бедняга при этом сдохнет», авторы книги «Yes. And. Lessons From The Second City» («Да, и... Уроки «Второго города») Келли Леонард и Том Йортон на это решились. Они детально проанализировали, как комедианты из Second City завоевывают успех у зрителей (оба автора работают в этом театре).

Second City давно уже открыл свою студию, где воспитал немало получивших мировое признание комиков. А заметив, что в студию приходят не только начинающие актеры, но и далекие от искусства люди — выделил работу с бизнесом в особое направление, получившее название «Мастерская Second City». Среди ее корпоративных клиентов — Nissan, Motorola, Google, Nike, Clorox и McDonald’s.

Так что же главное, что можно взять в свою жизнь из театра, причем именно театра сатиричес­кого? Прежде всего это импровизация, то есть способность быстро и точно реагировать на любую ситуацию. Говоря словами продюсера Second City и одного из авторов книги Келли Леонарда, импровизация — это «йога для навыков общения», так как она предполагает умение улавливать малейшие жесты, детали, «считывать» свою аудиторию.

Чтобы развить это в себе, преж­де всего необходимо освоить технику, которую авторы назвали «Да, и…». Это одновременно и внутренняя установка, и стиль общения. Ее кредо: подхватить и продолжить — как артисты на сцене, когда они слушают реплики друг друга и тут же обыгрывают их. Но, чтобы это стало возможным, необходимо раскрепоститься, избавиться от внутреннего «зажима».

Любой артист преодолевает себя каждый вечер, когда выходит на сцену перед полным зрительным залом. И нужно для этого немного: забыть о собственной персоне и погрузиться в работу. В Second City предлагают упражнение: участников делят на две группы. Одна поднимается на сцену и выстраивается шеренгой. Остальные — зрители — внимательно рассматривают «артис­тов», которые, естественно, под чужими взглядами чувствуют себя очень некомфортно. Так проходит несколько минут, и, когда на сцене все до единого начинают демонстрировать явные признаки нервозности, ведущий просит их подсчитать количество кирпичей в стене напротив. Сосредоточившись на выполнении задания, все расслабляются и начинают бурно обсуждать и сравнивать результаты, забыв о «страхе сцены».

Теперь собственно о практике «Да, и…». Нужно научиться не говорить с ходу «нет», когда ваш коллега или подчиненный что-то предлагает — хотя бы просто, чтобы не обижать человека, ведь он может замкнуться и больше никогда не делиться своими соображениями. Дайте идее шанс быть услышанной, сами продолжите или как-то поверните мысль. Даже если она малоценная, не убивайте ее сразу: у вас будет много возможностей отвергнуть ее впоследствии. Говоря «да», вы поощряете совместное творчество. Люди привыкают не только проявлять себя, но и внимательно выслушивать чужое мнение.

Вот как это работает в театре. Актеры выходят на сцену, не имея готового сценария, и один из актеров открывает репризу случайно пришедшей на ум фразой, например: «Вот это да! Никогда не видел на небе так много звезд!». Второй тут же подхватывает: «Конечно, когда ты на Луне, все выглядит иначе!». Он «услышал», что сказал партнер, но ответил не тривиально и предсказуемо (например, «Просто небо сегодня очень чистое» или, к примеру, «Да ты сегодня просто выпил больше, чем обычно»), а добавил в сцену нечто новое, дающее ей совсем другую перспективу развития. Теперь попробуйте продолжить репризу, соблюдая это правило: принять то, что сказал партнер, и непременно добавить нечто новое и неожиданное от себя. Покажите, что вы действительно услышали собеседника, что готовы вместе работать над проблемой. К сожалению, на словах это много проще, чем на деле, но зато, войдя в привычку, помогает установить отношения, генерировать идеи, стать умелым коучем, конструктивно разрешать конфликты. Как только «Да, и…» станет вашей второй натурой, вы увидите, как мысли начнут материализовываться и буквально из ничего начнет расти новое дело — просто как снежный ком!

Вот одно из упражнений, которое предлагают авторы (они назвали его «Всезнайка»). Группа из трех человек поднимается на сцену (это и есть «Всезнайка»), а остальные участники начинают задавать любые вопросы, на которые «Всезнайка» должен дать коллективный ответ. При этом каждый из трех может произнес­ти только одно слово.

И не забывайте о юморе. Ведь, кроме всего прочего, сатира и смех — лучшее лекарство от корпоративных хворей: начальственного высокомерия, косности, коллективного лицемерия и «очковтирательства». «Мы бросаем вызов условностям, выносим на свет то, о чем обычно лишь шепчутся в кулуарах. Смех помогает сбросить маски и покончить с лицемерием, когда все делают вид, что проблемы не существует», — говорит Леонард.