читайте также
В детективном романе Дэвида Дикинсона «Покушение на шедевр» мелькнул на редкость нелепый персонаж — математик, консультирующий казино. На любой вопрос, скажем, «выпадет ли в рулетку “черное”, после того как “красное” выпадало три раза подряд?» он отвечал что-нибудь вроде: «да — с вероятностью 87%». Такой точный прогноз наверняка производит сильное впечатление на человека наивного и также наверняка покажется дурацким человеку более или менее разумному.
Люди хотят верить в чудеса. Как заметил один из героев романа «Маятник Фуко», человек охотнее поверит в лосьон от облысения, нежели в некоторые вполне реальные вещи. Но в бизнесе лучше не увлекаться магией и отличать предсказания от прогнозов. Как утверждает Пол Саффо, автор статьи «Не надо быть точным: шесть правил прогнозирования», которую мы публикуем в этом номере, чтобы правильно составлять и оценивать прогнозы, нужно научиться распознавать слабые сигналы — предвестники сильных трендов.
Сквозь призму шести правил Саффо полезно посмотреть на многие явления, скажем на «зеленый» стиль жизни, ставший безумно популярным среди богатых и образованных жителей развитых стран, и подумать, насколько быстро эта тенденция достигнет России и как это отразится на бизнесе.
На Западе главный призыв «зеленых» активистов звучит так: «Меньше потреблять!» В книге «It's Easy Being Green» Крисси Траск советует строить маленькие дома — это позволит сэкономить как расходные материалы, так и энергию для обогрева. Среди других ее рекомендаций — покупать ношеную одежду и старую мебель, а также один автомобиль и прочую «вредную» технику на несколько семей, печатать на каждом листе бумаги с двух сторон, прежде чем сдать его в макулатуру и т.д.
Наверное, стоит оставить за кадром совсем уж экзотические советы, типа собственноручно изготавливать средства для чистки унитазов из соды, буры, уксуса и лимонного сока или использовать обрезки обоев в качестве подарочной упаковки. И все же не за горами снижение продаж одних товаров, например автомобилей с большим объемом двигателей, и рост других, скажем велосипедов или гибридной техники. Изменится также отношение к переработке утильсырья — еще немного и профессия старьевщика не только возродится, но станет модной и уважаемой.
Первыми признаками зарождающейся моды в России можно считать появление в торговых залах дорогой «Азбуки вкуса» многоразовых холщовых сумок для продуктов — «зеленые» уже давно призывают отказаться от вредных пластиковых пакетов. Очевидно, следующим шагом станет продажа ветряков и солнечных батарей в магазинах бытовой техники. На Западе самые продвинутые граждане, в числе которых немало голливудских звезд, уже устанавливают такие агрегаты на крышах и балконах своих домов.
Мода на «зеленый» образ жизни — это уже вполне сформировавшийся тренд. Его предвестником 20-летней давности было увлечение «зелеными» идеями таких популярных в среде образованных людей личностей, как, например, американский актер и общественный деятель Роберт Рэдфорд. Видимо, уже тогда Toyotа сумела распознать слабый сигнал, поэтому у гибридной Toyota Prius сегодня практически нет конкурентов.
А что думаете по этому поводу вы?