Аналитика или интуиция? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Аналитика
или интуиция?

В сугубо аналитических делах все равно остается немало работы для интуиции. Ведь что такое гипотеза? Интуитивная догадка, основанная на имеющихся в нашем распоряжении фактах.

Автор: Томас Дейвенпорт

читайте также

Лидеры в халатах: почему из врачей получаются хорошие менеджеры

Агнес Бейкер,  Аманда Гудолл,  Джеймс Столлер

Хотите победить? Скажите коллегам, что проигрываете

Джона Бергер

Как строить стратегию на основе пяти конкурентных сил

Майкл Портер

Продажи в цифровую эпоху: четыре шага к успеху

Андрис А. Золтнерс,  Прабакант Сина,  Салли Лоример

Мне часто задают вопрос, какова роль интуиции в аналитике и обработке данных. И я всегда уверенно отвечаю, что и в сугубо аналитических делах все равно остается немало работы для интуиции. Ведь что такое гипотеза? Интуитивная догадка, основанная на имеющихся в нашем распоряжении фактах. Единственное отличие аналитики от интуиции: нельзя удовлетвориться догадкой, приходится проверять и перепроверять гипотезу, пока не убедишься в ее правильности.

И компании, опирающиеся в своей деятельности на анализ данных, все же не обходятся без интуиции — тот сектор, к которому применяется анализ перспектив, как правило, выбирается интуитивно. Трудно себе вообразить, чтобы фирма проводила последовательное аналитическое исследование с целью выявить, какие сектора более всего нуждаются в таком исследовании! Выбор направления «главного удара» зависит от того, что подсказывает начальнику его «нутро». Например, Caesars Entertainment — компания, которая одна из первых ввела и последовательно применяла в своем бизнесе аналитические методы, первоначально интересовалась лояльностью клиентов и уровнем оказываемых услуг. Гендиректор Гэри Лавмен вспоминал, что фирму (тогда она называлась Harrah’s) тревожил низкий уровень лояльности клиентов, наведывавшихся в сеть ее казино. Занимаясь исследованиями в Гарвардской школе бизнеса, Лавмен изучал «доход от цепочки сервиса» — теорию, согласно которой благодаря улучшению сервиса повышаются и доходы компании. В некоторых отраслях эта теория уже была успешно опробована, однако к игровому бизнесу ее тогда еще никто не применял. Интуиция подсказала Лавмену осуществить ряд исследовательских проектов, использовать многолетний опыт аналитиков и перенести его именно в эту сферу, заняться проблемами сервиса и лояльности клиентов.

Разумеется, любые гипотезы или догадки, к которым следует применить аналитические методы, всегда нуждаются в проверке. Лавмен требовал проверять рентабельность инвестиций в каждом аналитическом исследовании. Интуиция же важна на первых этапах выстраивания аналитической стратегии. Одним словом, в компании, делающей ставку на аналитику, роль интуиции несколько сокращается, но отнюдь не исчезает.

А как насчет обработки данных? Уж конечно, интуиция остается ни с чем, когда аналитики берутся за огромные массивы накопленных данных? Компании, работающие в интернете — Google, Facebook, LinkedIn и так далее, — получают такой поток данных ежеминутно, что внутренний голос может и замолчать?

А вот и нет. Проекты, связанные с «большими данными» — будь то разработка новых товаров или услуг, тоже зачастую самим своим появлением обязаны интуиции. Например, самоуправляемая машина Google: создатели говорят, что это типичный проект «больших данных». Проект возглавляет Себастьян Трун, сотрудник Google и профессор Стэнфордского университета. Интуиция подсказала ему идею самоуправляемых машин задолго до того, как появились необходимые данные, интернет-карты и другие современные технологии. А еще Себастьян в молодости потерял друга, который погиб в автомобильной аварии, и это послужило стимулом для его поисков более безопасных решений. Команду в Стэнфорде он собрал, еще не зная, в каком направлении он пойдет.

Один из самых удачных проектов LinkedIn, «People You May Know — PYMK», был создан Джонатаном Голдменом (ныне сотрудником Intuit) благодаря догадке: каждому интересно сверять часы с бывшими однокашниками и коллегами. Мне Голдмен в интервью пояснил, что «он поиграл с идеями насчет того, как помочь людям наладить сеть контактов». Такая догадка, несомненно, относится к области интуиции.

Пит Скомороч занял в LinkedIn должность главного специалиста по обработке данных через несколько лет после того, как была запущена программа PYMK. Он считает, что для успешного развития проектов, связанных с обработкой «больших данных», необходимы и интуиция, и креативность. В интервью он сказал мне: лучшие продукты в области информационных технологий и обработки данных создаются теми компаниями, которые полагаются на интуицию своих исследователей, не дожидаясь большого количества подтверждений. Как и традиционные аналитики, Скомороч также проверяет креативные догадки анализом реальных фактов и цифр. Но анализ может занять годы — и приходится долго ждать доказательств того, что идея действительно окупится.

Итак, и в области обработки «больших данных», и в традиционной аналитике интуиция до сих пор играет немаловажную роль. Именно правильное соотношение интуиции и анализа данных становится главным ключом к успеху в современном мире. По отдельности ни интуиция, ни аналитика к достижению цели не приведут.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена