Почему инфографика столь убедительна | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему инфографика
столь убедительна

Удачная инфографика убеждает с первого взгляда. Время и место сжимаются до «здесь и сейчас».

Автор: Андреа Ованс

Почему инфографика столь убедительна

читайте также

В шаге от вершины

Чампа Дэн

Увлечения сотрудников могут пойти на пользу вашей компании

Сальвадор Арагон,  Селия де Анка

Как технологии меняют высшее образование

Леа Бельски

Кредо корпоративного фольклориста

Патти Санчес

Удачная инфографика убеждает с первого взгляда. Время и место сжимаются до «здесь и сейчас» («Ого! — Усэйн Болт бегает настолько быстрее всех золотых медалистов всех времен»). Иллюстрация раскрывает паттерны, стоящие за массивными объемами данных («Мы явно тратим на здравоохранение и образование намного больше, чем наши деды. Но гляньте, насколько сократилась доля жилищного строительства»). Абстрактное становится конкретным и потому убедительным. («О каком спортсмене больше всего говорили на канале ESPN в 2012 футбольном сезоне? О Тиме Тибоу — с заметным отрывом. Ну надо же!»)

Все эти увлекательные открытия почерпнуты со страниц путеводителя «The Best American Infographics, 2013». Не пожалейте времени на изучение графиков, таблиц, обычных и интерактивных диаграмм, карт, граф и схем, временных шкал и нарративных иллюстраций, как не пожалел времени автор этого труда, Гарет Кук, собирая эту коллекцию, и вы найдете там немало столь же удивительных и вдохновляющих открытий. Заодно вы поймете, на что способна инфографика. Гарет Кук, лауреат Пулитцеровской премии, регулярно пишет статьи для The NewYorker.com и Scientific American Mind.

Самая убедительная инфографика, по его словам, изучает связи между факторами, обнаруживает непредвиденные закономерности и побуждает читателя задуматься. («А вы знали, что в Стэнфорде, штат Коннектикут, нужен годовой доход не менее $908 000, чтобы попасть в 1% самых богатых, в Нью-Йорке для этого потребуется $609 000 и всего $558 000 в набивающем себе цену Сан-Франциско?») Но бывает и неэффективная реклама, которая сбивает с толку (пищевая пирамида), перегружает информацией (наклейки на продуктах питания) или просто скучна. Я попросила Кука объяснить, что придает инфографике эффективность.

В чем заключается преимущество инфографики?

Инфографика обладает мощным эмоциональным воздействием, потому что она способна быстро и наглядно представить идею или отношение, показать, как что-то работает. На это люди охотно откликаются. Убедительная инфографика захватывает зрителя врасплох. Она задевает за живое, в нее хочется всмотреться, показать другим.

Есть ли что-то общее в тех образцах, которые вы нашли наиболее убедительными?

Во-первых, они все очень четкие, сконцентрированные. Художник устраняет все лишние детали, оставляя лишь то, что необходимо для понимания основной идеи. Но в лучших есть еще, я бы сказал, открытость: создатели таких иллюстраций откровенно показывают, какими данными они располагают. Это непросто, ведь нужно дать людям понять, как много информации осталось за бортом, и задать контекст, при этом не перегружая деталями. В идеальном случае читателю кажется, будто он сам установил эти связи, ведь в правильно нарисованной иллюстрации естественным образом проступают основные схемы.

Приведите, пожалуйста, пример.

Взгляните на первый экземпляр в этой коллекции. Все очень просто. «Какие даты рождения встречаются чаще» — и календарь, в котором каждый день закрашен оттенком одного и того же цвета — чем гуще цвет, тем больше младенцев появилось на свет в этот день в США.

Это эффективная инфографика: вы одним взглядом можете охватить данные за весь год, но при этом явственно проступают реальные соотношения. Темная полоса охватывает июль, август, сентябрь и распространяется на октябрь. Очевидно, именно в этой трети года рождения происходят чаще всего.

Заметив сразу же основное правило, можно всмотреться и в подробности, которые тоже весьма занимательны. Например, 4-го и 5-го июля число новорожденных заметно сокращается — вероятно, из-за праздников, как и на Рождество. И, наоборот, на 14 февраля выпадает черный «островок», пик рождаемости. Иными словами, основные закономерности видны сразу, и появляется возможность подробно все изучить.

И в этом как раз и заключается убедительность: вы что-то предъявляете людям и вместе с тем оставляете им свободу разобраться самим, выявить взаимосвязи по-своему. Благодаря такой самостоятельности читатели проникаются уверенностью, что от них и в самом деле ничего не скрывают.

В предисловии к книге Дэвид Брайн рассуждает о способности инфографики показать нам невидимое. В первую очередь он имеет в виду трехмерные диаграммы с перемещаемыми элементами и называет их прекрасным инструментом обучения, однако мне кажется, что это также прекрасный инструмент убеждения.

Иногда человек вам не верит, потому что ваши аргументы ему чужды или непонятны. Инфографика же превращает абстрактное в конкретное, ее можно, что называется, пощупать. Особенно удачна в этом смысле одна из десяти интерактивных иллюстраций, вошедших в книгу: на ней представлены углеродные выхлопы по городу Нью-Йорку в режиме реального времени, каждая тонна углекислого газа в виде гигантского синего шара.

[VIDEO]

В 2010 году, как сказано в комментарии, Нью-Йорк выбросил в атмосферу 54 миллиона тонн углекислого газа — по две тонны в секунду. Следите за иллюстрацией: гигантские шары отрываются от земли и летят вверх, каждую секунду — два шара. И видно, как быстро они там накапливаются. Под конец дня уже становится видна башня высотой с Эмпайр стейт билдинг. Пробирает до нутра: начинаешь понимать, КАК мы загрязняем окружающий мир.

Можете ли вы привести пример того, как инфографика помогает быстро охватить большой массив данных?

Ярлык «Полезная еда», разработанный Марком Биттманом вместе с командой художников из The New York Times. Присмотритесь к коробке с хлопьями, когда достанете ее утром из кухонного шкафчика: немыслимое нагромождение данных, витамин А, витамин С, кальций, проценты и доли процента, в две колонки — расчеты без молока и с молоком. Поди разберись. Представьте себе, как покупатель пытается на этом основании сделать выбор, что полезнее для него и его близких. Да ведь и не разберешься.

И вот эта команда придумала картинку, где представлены ответы только на главные вопросы, на те, с которыми нужно разобраться, чтобы понять, стоит ли питаться этой едой. Сколько в ней калорий и как они усваиваются? Нет ли вредных примесей? Насколько безопасно производство для окружающей среды? Достаточно взглянуть на их таблицу, чтобы получить все ответы за две-три секунды. (Нажмите на рисунок внизу, чтобы рассмотреть его в большем масштабе.)

Для этого и предназначена инфографика: в сжатом виде передавать большое количество данных. Именно поэтому, как я полагаю, инфографика проникла в столько отраслей.

Вы сейчас готовите новую подборку по инфографике и общаетесь со множеством компаний. Какие новые применения придумали для инфографики наиболее передовые компании?

Конечно, бизнесмены обращаются к художникам с заказами, им нужны иллюстрации к определенным концепциям, но задача ставится шире, вместе решаются проблемы. Художники, привыкшие искать визуальные решения, иначе формулируют и вопросы, и ответы на них. Например, присмотревшись к базе данных, они говорят: «Можно выделить вот этот малозаметный фактор и посмотреть, как он будет меняться». Или же они предложат новый способ разъяснить клиентам преимущества нового продукта, если ваша реклама «не цепляет».

Я этого еще не знал, когда начал собирать образцы, но читатели сообщили мне, что пользуются моей книгой как источником информации и даже вдохновения. В затруднительных ситуациях они пролистывают ее и порой натыкаются на новые идеи.

Многие картинки в этой книге довольно забавны. Какая роль отводится юмору в серьезном бизнесе, когда нужно убедить клиентов?

Боюсь, стараясь быть убедительными, люди забывают про остроумие. А ведь юмор помогает человеку открыться, воспринять мысли, которые в противном случае он мог бы отвергнуть с порога. Сочиняя новый дизайн, стараясь разъяснить важную для себя мысль, авторы порой чересчур сосредотачиваются и теряют чувство юмора. Это сказывается на работе. Необходимо, чтобы зритель почувствовал, какое удовольствие вы сами получали, когда творили. Многие образцы в моей подборке меня веселят.

Читайте по теме: