Без учебы нет карьеры | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Без учебы
нет карьеры

При переходе на следующую ступеньку карьеры, становясь начальником, вы неизбежно получаете очередной список обязательных курсов, соответствующих новому уровню.

Автор: Борис Щербаков

Без учебы нет карьеры

читайте также

Что не так с женским вопросом в бизнесе

Кейти Менерт

Лучший сотрудник — здоровый сотрудник

Баун Уильям,  Леонард Берри,  Мирабито Энн

Семь моделей мышления лидеров

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Наверное, многим из моего поколения беби-бумеров знаком один из вечных заветов вождя мирового пролетариата В. И. Ленина: «Учиться, учиться и еще раз учиться!», имеющий, правда, продолжение: чему и зачем учиться. Но высказывание осталось в памяти народной именно в подобной обрезанной версии, которая встречалась везде и повсюду: от детского сада до производства. Поспорить с ним трудно. Действительно, учиться нам приходится почти каждый день своей жизни. Что интересно, вокруг нас всегда остается море новой информации и непознанного мира, так что призыв Ильича вечно актуален.

Риторика и идеология вечного процесса учения в советском мироустройстве и модели большой транснациональной корпорации совершенно схожи, разница лишь в семантике и определенных нюансах. Обучение начинается на самых ранних этапах (так называемый «induction», или ознакомительный курс) и продолжается всю корпоративную жизнь. Я лично сбился со счета тренингам и курсам повышения квалификации, через которые приходилось проходить, чтобы соответствовать статусу правильного «карьериста». Считается, что сотрудник, проработавший в крупной компании (где процесс обучения поставлен на поток и носит обязательный характер), пять лет по сумме пройденных образовательных программ и реальных бизнес-кейсов может сравниться с выпускником программы МВА среднего уровня. При переходе на следующую ступеньку карьеры, становясь начальником, вы неизбежно получаете очередной список обязательных курсов, соответствующих новому уровню: вас будут активно учить работе с персоналом, инструментам коммуникаций, лидерству (если этому вообще можно научить) и многому другому. Поначалу это все кажется новым и интересным, но, как и любая формальным образом организованная деятельность, машина по обучению начинает буксовать, повторяться, грешить упрощениями, несуразностями культурологического свойства, что не может не вызывать раздражения и отторжения.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

По мере вашего взросления в бизнесе в роли управленца вам начинает казаться, что все это вы уже много раз проходили, что многое вовсе неприменимо к нашей реальности, о многом вы уже слышали, задачки эти решали на практике — в общем наступает период, когда хочется все эти курсы послать далеко и надолго! При всем моем скепсисе к формальным методам обучения и всякого рода курсам повышения квалификации делать этого не стоит, ибо в любом деле можно и нужно уметь находить рациональное зерно, а при отсутствии оного просто попытаться использовать навязанные процессы на благо саморазвития в сферах, позволяющих это сделать.

Отставить скепсис и рефлексию поможет осознание того факта, что процесс непрекращающегося обучения (так называемый «continuous learning») является религией любой крупной корпорации и потому обсуждению или критике не подлежит. Это мантра: все эти вещи нужно делать, потому что нужно делать. Политика в духе еще одного софизма В. И. Ленина: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Это во-первых.

Во-вторых, любой даже самый бессмысленный тренинг в себе содержит неизбежные 10—15% информации, которую в противном случае вам бы пришлось получать другими путями, из других источников, и не факт, что у вас бы до этого дошли руки. Например, какой-нибудь общепризнанной классификации личностей по Myers-Briggs, или тестам по Belbin, или концепциям, инструментам типа SMART, SWOP, классификациям клиентов, рынков, партнеров и т. п. Эти знания по-любому не помешают разговаривать со своими коллегами на одном языке, они ведь проходят те же курсы, с теми же тренерами и теми же рабочими материалами.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

В-третьих, это всегда хорошая возможность поупражняться в английском, если не отмалчиваться во время занятий.

В-четвертых, на зарубежных тренингах можно хоть и недолго, но побыть «корпоративным туристом», побродив в короткое свободное время по условному Парижу. Сейчас смешно об этом вспоминать, но в 1992 году возможность выбора страны посещения курсов являлась серьезной мотивацией, и я даже отработал целую неделю технологического тренинга в Бельгии, только потому, что до этого не приходилось бывать в Брюсселе. «И почему бы, — думал я, — такой возможностью не воспользоваться?» Через два дня работы с утра до вечера с захватом ночи на «домашние задания» и групповые проекты я начал себя проклинать за столь корыстное, но легкомысленное решение, но было поздно. Как говорится, куда бежать с подводной лодки?

Читайте материал по теме: Как успешно сочетать карьеру и личную жизнь

В-пятых, недельное пребывание в этой «подводной лодке» может помочь в тренировке общения с носителями разных культур, ведь с ними приходится в буквальном смысле быть денно и нощно, отыскивая общие темы для разговоров, и «продавать» себя, учиться быть на виду и быть лидером в мультикультурной среде, чем по сути и является крупная транснациональная корпорация. Без этого навыка ни вертикальную , ни горизонтальную карьеру не сделаешь. Дальнейшие плюсы вы можете расставить сами, но факт остается фактом: пользу надо найти, даже тогда, когда она не лежит на поверхности. Мне приходилось проходить тренинги совершенно идиотского свойства, два-три раза контент курсов вообще повторялся дословно, пару раз в пять дней растягивалось то, что можно было упаковать в один...

Как и во время «корпоративного цирка», правила поведения одни: никакого диссидентства, только серьезная работа, активная вовлеченность, и не удивляйтесь, если ваш тренер потом предоставит отчет вашему начальству: это входит в меню.

Читайте по теме: