Меньше знаешь — больше добиваешься | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Меньше знаешь —
больше добиваешься

Мы боимся неизвестного в том числе и потому, что остаемся лицом к лицу с собой, со своей уязвимостью и смертностью.

Автор: Ирина Гусинская

Меньше знаешь — больше добиваешься
flickr.com/eflon

читайте также

Плохой босс не дает вам проявить свой талант?

Альфредо Беренс

Проверка для ИИ

Вик Катьял,  Джеймс Гуща,  Лиад Рахван,  Мануэль Себриан,  Уилл Байбл

Стратегия лучших

Марина Иванющенкова

Чему не учат руководителей

Тони Шварц

Мир стремительно меняется, и нам надо уметь приспосабливаться к переменам — так начинается каждая вторая бизнес-книга. Разумеется, это общее место, но это же и чистая правда. Дальше автор, как правило, предлагает читателю вооружиться всевозможными знаниями, которые могут ему в этом мире неопределенности пригодиться. Однако есть и другая точка зрения: часто именно незнание дает преимущество, а знание только вредит. Эту мысль подробно аргументируют в книге «Not knowing» Дайана Реннер и Стивен Д’Cуза, основатели одноименной «лаборатории».

Реннер и Д’Cуза твердо убеждены: знаменитый афоризм Фрэнсиса Бэкона «Знание — сила» превратился в клише, которое уже неловко повторять. Да, мы не любим признавать, что чего-то не знаем и из последних сил будем цепляться за привычное и понятное — это заложено в человеческой природе.

Да, в информационном обществе обладание знаниями поощряется и приносит плоды. Социальный статус зависит от компетентности, а статусом озабочены стар и млад: от него зависят карьера, степень влияния, репутация, традиционные атрибуты жизненного успеха. То есть внешнее проявление знания придает человеку ценность. Но стимулы накапливать знания имеют и более глубокие корни: нейробиологи экспериментальным путем доказали, что для нормального функционирования человек нуждается в определенности. Наш мозг воспринимает неопределенность как угрозу и переживает ее столько же болезненно, как физическую боль. Майкл Газзанига из Калифорнийского университета обнаружил в левом полушарии сеть нейронов, которую он назвал «интерпретирующей», — именно из-за нее наш мозг всегда спешит получить ответы или продумать все сценарии развития событий, то есть всегда добивается разумности и порядка, даже там, где их нет.

Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально

Мы боимся неизвестного в том числе и потому, что остаемся лицом к лицу с собой, со своей уязвимостью и смертностью. Пока мы находимся в зоне комфорта, имеем дело со знакомыми ситуациями и проблемами, с вопросами, на которые умеем отвечать, мы полны сил и готовы действовать. Но что там, за границей привычного, — кто знает? Угроза оказаться некомпетентным вполне реальна: потеряешь бонусы, влияние, авторитет, придется все начинать сначала.

Поэтому неудивительно, что мы жадно поглощаем знания во всех формах: они сулят нам уверенность в себе, уважение, достаток, повышение по службе. Но в этом же и проблема — мы цепляемся за свои драгоценные знания даже в тех ситуациях, когда они сковывают нас, мешают учиться и расти. Убежденность в том, что обладаешь всеми необходимыми данными и потому контролируешь ситуацию, чревата крахом, — термин «иллюзию контроля» ввела в 1975 году гарвардский психолог Эллен Лангер, а печальные последствия подробно разбирает, например, Томас Чаморро-Премузик.

Более того: чем компетентнее мы становимся, тем вероятнее нам грозит «проклятье знания». Мы уже не можем посмотреть на ситуацию другими глазами, перестать мыслить в усвоенной парадигме, а часто даже представить, что кто-то может не знать «таких элементарных вещей» — потому отвергаем его свежее решение.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Известное выражение ассоциирует знание со светом, а незнание с тьмой. Однако на самом деле именно незнание побуждает нас учиться, то есть ведет к новому, более полному знанию. Состояние незнания — ключевое для восточной философии и теологии. Если упростить, оно означает, что не нужно заранее предугадывать ситуацию, важно сохранить сознание начинающего, а разум оставить открытым. «Все может быть» — вот лучшая позиция. Такой подход позволяет действовать в складывающихся обстоятельствах максимально эффективно и быстро находить новые возможности.

Да, покинув зону комфорта, мы переживаем весь спектр сложных и поначалу малоприятных эмоций. Изобретательный человеческий мозг пускает в ход множество трюков, чтобы удержать хозяина в пределах безопасной территории. Мы тратим кучу времени и сил, пытаясь выбраться обратно на проторенную тропу, и ничему не учимся, потому что научиться можно только тут, на границе. Наша реакция — устоим ли мы на границе неведомого или развернемся и обратимся в бегство — определит наше будущее: будем ли мы и дальше «тварью дрожащей» или осмелимся на поступок, найдем неожиданное решение проблемы и откроем новые грани себя. Быть человеком — значит жить бок о бок с тайной, с неведомым, быть любопытным, уметь удивляться и верить, что мир полон возможностей. Но чем старше мы становимся, тем чаще об этом забываем, тем больше привыкаем полагаться только на свои знания.

Чтобы снять с глаз шоры, попробуйте выполнить упражнения.

Сократ на день

Сократ прославился привычкой задавать вопросы и девизом «Я знаю, что ничего не знаю». Выберите ситуацию невысокого риска и попробуйте делать паузу на несколько мгновений перед каждым вопросом. Отнеситесь к нему, словно к кусочку пищи, то есть не заглатывайте сразу, а разжевывайте. Эта практика пробудит в вас осознанность и научит воздерживаться от поспешных действий.

Впасть в детство

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая «почему». В следующий раз, столкнувшись с комплексной задачей, не бросайтесь сходу ее решать и не прибегайте к старым методам, а поступите как трехлетка: с искренним любопытство спросите «почему?» Если такой вопрос кажется рискованным, подкорректируйте его. Попросите, например, собеседника обрисовать ситуацию подробнее. Такой подход помогает прояснить цель и выбрать наилучший способ действовать.

Придумать историю

Выберите проблему или интересную ситуацию в привычном окружении и постройте как можно больше гипотез о том, что в этой ситуации происходит. Например, вы увидели пару в ресторане. Как они там оказались? Это брат и сестра? Родственники? Отмечают день рождения или это тайное свидание любовников? Еще интереснее провести такой эксперимент на работе. Если вы вовлечете в него сотрудников, удастся придумать еще больше гипотез. Этот процесс позволяет нам увидеть ситуацию с разных точек зрения и предотвращает скоропалительные выводы.

Мало кто помнит, что у прутковского «Век живи — век учись!» есть продолжение: «И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь». Воистину, благословенно незнание!

Читайте по теме: