Меньше знаешь — больше добиваешься | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Меньше знаешь —
больше добиваешься

Мы боимся неизвестного в том числе и потому, что остаемся лицом к лицу с собой, со своей уязвимостью и смертностью.

Автор: Ирина Гусинская

Меньше знаешь — больше добиваешься
flickr.com/eflon

читайте также

Инициативу в массы

Чтобы сформировать у себя правильные привычки, нужно выяснить, что вас мотивирует

Гретхен Рубин

Голубой океан против «пяти сил» Портера

Берк Эндрю,  Стел ван Андре,  Турик Рой

Успевайте жить

Борис Щербаков

Мир стремительно меняется, и нам надо уметь приспосабливаться к переменам — так начинается каждая вторая бизнес-книга. Разумеется, это общее место, но это же и чистая правда. Дальше автор, как правило, предлагает читателю вооружиться всевозможными знаниями, которые могут ему в этом мире неопределенности пригодиться. Однако есть и другая точка зрения: часто именно незнание дает преимущество, а знание только вредит. Эту мысль подробно аргументируют в книге «Not knowing» Дайана Реннер и Стивен Д’Cуза, основатели одноименной «лаборатории».

Реннер и Д’Cуза твердо убеждены: знаменитый афоризм Фрэнсиса Бэкона «Знание — сила» превратился в клише, которое уже неловко повторять. Да, мы не любим признавать, что чего-то не знаем и из последних сил будем цепляться за привычное и понятное — это заложено в человеческой природе.

Да, в информационном обществе обладание знаниями поощряется и приносит плоды. Социальный статус зависит от компетентности, а статусом озабочены стар и млад: от него зависят карьера, степень влияния, репутация, традиционные атрибуты жизненного успеха. То есть внешнее проявление знания придает человеку ценность. Но стимулы накапливать знания имеют и более глубокие корни: нейробиологи экспериментальным путем доказали, что для нормального функционирования человек нуждается в определенности. Наш мозг воспринимает неопределенность как угрозу и переживает ее столько же болезненно, как физическую боль. Майкл Газзанига из Калифорнийского университета обнаружил в левом полушарии сеть нейронов, которую он назвал «интерпретирующей», — именно из-за нее наш мозг всегда спешит получить ответы или продумать все сценарии развития событий, то есть всегда добивается разумности и порядка, даже там, где их нет.

Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально

Мы боимся неизвестного в том числе и потому, что остаемся лицом к лицу с собой, со своей уязвимостью и смертностью. Пока мы находимся в зоне комфорта, имеем дело со знакомыми ситуациями и проблемами, с вопросами, на которые умеем отвечать, мы полны сил и готовы действовать. Но что там, за границей привычного, — кто знает? Угроза оказаться некомпетентным вполне реальна: потеряешь бонусы, влияние, авторитет, придется все начинать сначала.

Поэтому неудивительно, что мы жадно поглощаем знания во всех формах: они сулят нам уверенность в себе, уважение, достаток, повышение по службе. Но в этом же и проблема — мы цепляемся за свои драгоценные знания даже в тех ситуациях, когда они сковывают нас, мешают учиться и расти. Убежденность в том, что обладаешь всеми необходимыми данными и потому контролируешь ситуацию, чревата крахом, — термин «иллюзию контроля» ввела в 1975 году гарвардский психолог Эллен Лангер, а печальные последствия подробно разбирает, например, Томас Чаморро-Премузик.

Более того: чем компетентнее мы становимся, тем вероятнее нам грозит «проклятье знания». Мы уже не можем посмотреть на ситуацию другими глазами, перестать мыслить в усвоенной парадигме, а часто даже представить, что кто-то может не знать «таких элементарных вещей» — потому отвергаем его свежее решение.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Известное выражение ассоциирует знание со светом, а незнание с тьмой. Однако на самом деле именно незнание побуждает нас учиться, то есть ведет к новому, более полному знанию. Состояние незнания — ключевое для восточной философии и теологии. Если упростить, оно означает, что не нужно заранее предугадывать ситуацию, важно сохранить сознание начинающего, а разум оставить открытым. «Все может быть» — вот лучшая позиция. Такой подход позволяет действовать в складывающихся обстоятельствах максимально эффективно и быстро находить новые возможности.

Да, покинув зону комфорта, мы переживаем весь спектр сложных и поначалу малоприятных эмоций. Изобретательный человеческий мозг пускает в ход множество трюков, чтобы удержать хозяина в пределах безопасной территории. Мы тратим кучу времени и сил, пытаясь выбраться обратно на проторенную тропу, и ничему не учимся, потому что научиться можно только тут, на границе. Наша реакция — устоим ли мы на границе неведомого или развернемся и обратимся в бегство — определит наше будущее: будем ли мы и дальше «тварью дрожащей» или осмелимся на поступок, найдем неожиданное решение проблемы и откроем новые грани себя. Быть человеком — значит жить бок о бок с тайной, с неведомым, быть любопытным, уметь удивляться и верить, что мир полон возможностей. Но чем старше мы становимся, тем чаще об этом забываем, тем больше привыкаем полагаться только на свои знания.

Чтобы снять с глаз шоры, попробуйте выполнить упражнения.

Сократ на день

Сократ прославился привычкой задавать вопросы и девизом «Я знаю, что ничего не знаю». Выберите ситуацию невысокого риска и попробуйте делать паузу на несколько мгновений перед каждым вопросом. Отнеситесь к нему, словно к кусочку пищи, то есть не заглатывайте сразу, а разжевывайте. Эта практика пробудит в вас осознанность и научит воздерживаться от поспешных действий.

Впасть в детство

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая «почему». В следующий раз, столкнувшись с комплексной задачей, не бросайтесь сходу ее решать и не прибегайте к старым методам, а поступите как трехлетка: с искренним любопытство спросите «почему?» Если такой вопрос кажется рискованным, подкорректируйте его. Попросите, например, собеседника обрисовать ситуацию подробнее. Такой подход помогает прояснить цель и выбрать наилучший способ действовать.

Придумать историю

Выберите проблему или интересную ситуацию в привычном окружении и постройте как можно больше гипотез о том, что в этой ситуации происходит. Например, вы увидели пару в ресторане. Как они там оказались? Это брат и сестра? Родственники? Отмечают день рождения или это тайное свидание любовников? Еще интереснее провести такой эксперимент на работе. Если вы вовлечете в него сотрудников, удастся придумать еще больше гипотез. Этот процесс позволяет нам увидеть ситуацию с разных точек зрения и предотвращает скоропалительные выводы.

Мало кто помнит, что у прутковского «Век живи — век учись!» есть продолжение: «И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь». Воистину, благословенно незнание!

Читайте по теме: