Без доверия нет эффективного управления | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Без доверия нет
эффективного управления

Делегирование полномочий уходит из диапазона общепринятых методик управления, это исторический факт.

Автор: Борис Щербаков

Без доверия нет эффективного управления

читайте также

«Темная сторона» таланта

Как распознать настоящего лидера

Маршалл Голдсмит

Не считайте потребителя болваном

Елена Евграфова

Похвала любознательности

Франческа Джино

Основатели компании Hewlett-Packard, Билл&Дэйв, как их называли сотрудники, еще на заре вписали в устав своей зарождающейся империи очень правильную фразу, которую я не перестаю повторять каждому своему новому начальнику, дабы сразу установить нужную «частоту» в работе с командой — и моей, и его: «Все люди изначально хотят хорошо работать, приносить пользу компании, им надо только помочь в этом».

При правильно выстроенной системе мотивации, а главное, правильной атмосфере в коллективе результаты не заставят себя ждать — сотрудники с удовольствием начнут приносить пользу и организации, и себе. Но сколько людей, столько и мнений на этот счет: и я должен сказать честно, что последователей у Билла и Дэйва не так уж много в корпоративном мире. В основном, все системы управления так или иначе исходят из обратного посыла, что все люди изначально работать не хотят, а если и хотят, то недостаточно, поэтому следует их всячески принуждать к созидательному труду методом кнута и пряника, выдумывая бесконечные системы контроля, отчетности, прозрачности и т. п. Хотя, казалось бы, чего проще — найди толковых людей, дай им модель поведения, приемлемую в компании, проверь пару раз и предоставь возможность приносить пользу и не мешай!

Скажу честно, мне эта формула управления ближе всего, я ее испробовал многократно и работает она очень даже эффективно, при условии взаимного доверия и делегирования достаточного количества полномочий для выполнения поставленных задач. И честно же добавлю, что в корпорациях такая модель управления является чрезвычайной редкостью по вышеозначенным причинам, и, скорее всего, вам придется столкнуться и с весьма ограниченной свободой действий, и с отсутствием доверия, а если сильно «повезет», то и с микроменеджментом, которому вообще место на свалке истории управленческих подходов (но он все еще жив).

Читайте материал по теме: Руководитель, создающий гармонию

На моем управленческом веку мне удалось лишь лет 10 совокупно проработать, используя инструменты доверия и делегирования, без мелочной опеки и ежедневного контроля. Были времена, когда мой непосредственный начальник звонил мне пару раз в месяц и приезжал с ревизией не чаще, чем раз в год по обещанию, да и «партсобрания» (что из той же серии контроля за состоянием лояльности) проходили пару раз в год.

Времена поменялись везде и, по-моему, безвозвратно, так что придется настраиваться на другой «лирический» лад, готовить многопудовые презентации чуть ли не каждую неделю и быть готовым к ежедневному контролю за цифрами и процессами. Делегирование полномочий уходит из диапазона общепринятых методик управления, это исторический факт — контроль становится сквозным, системным, прозрачность процедур предполагает надзор в режиме реального времени, это не может не сказаться на инициативности и мотивации менеджеров, но, увы, переломить эту тенденцию отдельно взятый директор не в состоянии.

Один мой предыдущий начальник, назовем его Альфонсо, видимо, с младых ногтей впитавший подозрительность к никчемным сотрудникам, выговаривал мне не один раз: «Борис (с ударением на первом слоге), ты слишком много делегируешь своим директорам». Но ведь вся штука в том, что доверия и делегирования слишком много не бывает, оно или есть, или его нет.

Если ты проверил неоднократно своих директоров и согласился им доверять, предоставил им достаточно свободы в принятии ежедневных управленческих решений, то они платят сторицей и результат вполне прогнозируем: план выполняется, конфликты минимальны или их вовсе нет, ибо все понимают правила игры однозначно и их четко придерживаются. Если доверия нет, то бессмысленно требовать инициативы, активности, ответственности. Получается микроконтроль, производная от недоверия, который все эти полезные черты в человеке со временем упраздняет за ненадобностью и провоцирует лишь демонстративную лояльность, исполнительность, имитацию деятельности, стремление к комфорту и безответственности.

Читайте материал по теме: Признаки того, что вы слишком дотошный менеджер

Объясняя эту простую управленческую истину недоверчивому Альфонсо, я, видимо, заплыл несколько дальше расставленных им в то время буйков, что вызвало нешуточный конфликт, а конфликт с начальством, увы, всегда заканчивается сменой дорожки. Если культура корпорации предполагает микроменеджмент — и только, с этим придется смириться, переделать ДНК организации невозможно. Если культура контроля альтернативна, гибридна и допускает отклонения — вам повезло, но ваш начальник по-прежнему будет определять степень вашей личной свободы, и она может сильно отличаться от декларируемых принципов, даже если они прописаны отцами-основателями в уставе корпорации.

Для себя же я давно сделал вывод, что без доверия и, соответственно, делегирования достаточной степени автономии своим непосредственным подчиненным никакой начальник эффективной модели управления не построит. Мелочный контроль и опека — тупиковый путь, путь к выгоранию, эмоциональному стрессу и пустоте. А вообще, как правильно поется в одной песне: «Важней всего погода в доме», но ведь и доверие — это прямая функция той самой «погоды».

Читайте по теме: