читайте также
Выражение «менеджмент снизу вверх» вызывает у меня образ казавшегося бесхребетным Джея Пайрпонта Финча, который в фильме «Как преуспеть в бизнесе ничего не делая» совершил головокружительную карьеру от мойщика окон до президента Worldwide Wicket Company. Он лгал: сказал начальнику кадрового отдела, будто гендиректор велел дать ему работу. Финч интриговал: поддержал назначение конкурента не из самоотверженности, а потому что понимал — должность тупиковая. И он манипулировал: когда за бардак его собирались уволить, он апеллировал ко всем сотрудникам, словно к членам своей семьи, и таким образом спас свою шкуру.
Если понятие «менеджмент снизу вверх» тоже вызывает у вас ассоциации с «подлизыванием» или «интригами», то вот вам простые и четкие меры: они помогут щепетильному человеку выстроить успешные отношения с начальством и не превратиться в манипулятора.
Разберитесь, какая работа вам поручена по должности, и делайте ее. Казалось бы, совет очевидный, но Пэм Фокс Роллин в книге «42 Rules for Your New Leadership Role» («42 правила для нового начальника») пишет: «Корни большинства конфликтов уходят в первый квартал работы на новом месте. И еще важнее: эффективность деятельности и дальнейшая карьера тех 60—75% руководителей, которые перевалят на второй год (треть будет уволена в первый же), в основном зависят от решений, принятых в самом начале». Когда вас берут на работу, то с совершенно конкретной задачей, даже если начальство еще само того не знает. Новенький сразу видит множество потенциальных улучшений. Отмечайте эти возможности, но не отвлекайтесь от основного дела. Я в свое время допустила подобную ошибку, предложив боссу заняться всеми этими надоедливыми проблемами на периферии, в то время как мне следовало сосредоточиться на тех действительно важных задачах, что торчали прямо у меня перед носом. Для менеджмента снизу вверх первое правило — понять, ради какой задачи вас наняли на работу, и исполнять именно ее.
Читайте материал по теме: Какими должны быть эмоциональные границы на работе
Разберитесь, какая работа поручена вашему начальнику. В нормальной компании — не в пародии вроде «Офиса» — предполагается, что ваш босс поднялся на очередную ступеньку в иерархии, потому что верно понимает свои обязанности и скрупулезно их исполняет. Вот ему и предоставили шанс выполнять более ответственную работу. Не поддавайтесь соблазну воспринимать начальника, словно автомат для удовлетворения ваших потребностей: пусть-де предоставит вам возможность учиться, делать карьеру, зарабатывать. Ну да, все мы эгоцентричны.
Позвольте вернуться к опыту, о котором я писала несколько лет назад. Когда я поделилась с начальником моего начальника своими карьерными мечтами, он от меня отмахнулся. Теперь я думаю: а если бы я прислушалась к голосу собственного разума и не обратилась к нему за подаянием, а выяснила бы, какие проблемы он сам пытается решить и нашла бы хорошее решение, как подобает менеджеру старшего звена — наверное, наш разговор прошел бы иначе. Когда мои подчиненные предлагают мне какие-то решения, я не всегда с ними соглашаюсь, но главное, что человек поработал, и я могу оценить его образ мыслей и понять, куда двигаться дальше. Суть бизнеса — взаимодействие с целью создать экономическую или финансовую ценность. Итак, второй шаг в менеджменте снизу вверх — понять, какую проблему решает ваш начальник с целью создать экономическую или финансовую ценность, и стать для него наилучшим решением.
Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально
Помните, что сотрудники — не ваша семья. Эту мысль особо хотелось бы подчеркнуть. В популярной культуре коллеги часто приравниваются к семье, так поступил и Джей Финч, сославшись на братство человеческое, чтобы удержаться на работе. В большинстве сериалов, сюжет которых завязывается на рабочем месте («Кости», «Форс-мажоры», «Черный список», «Хорошая жена»), присутствуют эти псевдосемейные отношения. На праздниках вы непременно услышите рекламу в духе «от нашей семьи вашей семье». Понятно, как создается подобное настроение: мы и правда на работе проводим больше времени, чем дома. Традиционно это отношение подкрепляется и патриархальными представлениями о работе — мы подчиняемся начальству в обмен на зарплату и бонусы. Но если вы (подсознательно, разумеется) взяли себе начальника на роль отца или по крайней мере строгого и заботливого супруга, вы едва ли сможете осуществить менеджмент снизу вверх, да и вообще вести себя как взрослый и ответственный человек. Если хотите, чтобы вас принимали всерьез, то привносите в работу собственный опыт и сами решайте возникающие проблемы. И избегайте фамильярности — босс не может быть «лучшим другом человека».
Основная проблема менеджмента сверху вниз — предполагаемая асимметрия власти. Подчиненный либо пытается обойти это условие с помощью манипуляций, либо смиряется с мыслью, что человек по ту сторону стола обладает всеми полномочиями. Но попробуйте перевернуть ситуацию вверх ногами, представить босса в роли клиента, а вы как будто бы фрилансер. Если у вас в компании нет своего Джея Финча, вы не лишитесь работы, пока можете делать что-то полезное — вот если от вас проку нет, то не будет и работы. Власть — это всего лишь возможность добиться, чтобы дело было сделано. Менеджмент снизу вверх поможет вам получить те ресурсы, в которых вы нуждаетесь для выполнения своей задачи. Классическое определение менеджмента снизу вверх — выстраивание хороших рабочих отношений с начальством. Еще проще и лучше: менеджмент снизу вверх — это решение тех проблем, в решении которых заинтересовано начальство.
Читайте по теме: