читайте также
Никто не любит подковерные игры, или офисную политику, как их мягко называют в корпоративном мире. Большинство людей старается любой ценой от нее уклониться. Но любая компания по природе своей — в той или степени место столкновений различных интересов, и, если вы хотите тут выжить и процвести, невозможно оставаться сторонним наблюдателем. Хотите оказать влияние на деятельность своей организации — учитесь играть в эти игры. Никто не заставляет вас играть нечестно и грязно, однако нужно понимать, каким образом вы можете повлиять на окружающих.
В серии статей, посвященной корпоративной кухне, мы просили экспертов поделиться теоретическими соображениями и практическими советами, как лавировать по лабиринту политических интриг, без которых не обходится ни одна деловая структура. В совокупности эти советы складываются в достаточно лаконичный и надежный свод фундаментальных правил.
Прежде всего нужно понять, почему офисная политика — неизбежное зло. На работе мы имеем дело с людьми, а каждый человек, к добру или худу, существо эмоциональное, и его желания, потребности, предрассудки и страхи (зачастую неосознаваемые) вступают в конфликт с аналогичными чувствами окружающих. Наши отношения с коллегами не так уж просты: мы и сотрудничаем, и конкурируем за должность, за интересный проект, за внимание своих боссов. Мало кто из сотрудников однозначно друг или враг, большинство — где-то посередине. И вы себе даже не представляете, как часто люди лгут ради продвижения, сплетничают просто от общительности, дают волю раздражению, сбиваются в клики, чтобы противостоять нелюбимому начальнику. Сложите все эти факторы, и вы поймете, до какой степени самое обычное рабочее место пронизано «грязными играми».
Так как же сориентироваться в этом безумном лабиринте?
Читайте материал по теме: Как борьба за власть и влияние мешает вам работать
Начнем с трех ситуаций, обычных на том или ином этапе карьеры: что делать, если 1) вы обижены затронувшим вас решением; 2) должны публично выступить с критическими замечаниями; 3) коллега ни с того ни с сего набросился на вас.
Нужны какие-то общие принципы, которыми вы могли бы руководствоваться (но учитывая, разумеется, что дальнейшие шаги определяются конкретикой ситуацией).
Помимо этих самых распространенных сценариев, в любой компании закопано немало других мин и поставлено множество хитрых капканов. Может быть, вам в начальники достался фанатик контроля? Или вы работаете в семейной фирме, хотя сами не принадлежите к этой фамилии? Даже самый опытный менеджер, годами добросовестно трудившийся, чтобы накопить доверие и «политический капитал», может лишиться всего из-за одного неверного шага. Может быть, вы допустили какой-то промах на публике и теперь вам придется извиняться? Учитесь признавать свои слабости, исправлять ошибки, вновь завоевывать утраченное доверие.
Читайте материал по теме: Менеджмент снизу вверх
Отдельно следует обсудить проблемы, с которыми сталкиваются на работе женщины. Исследования показывают, что на встречах и собраниях женщины склонны впадать в панику, если проявляются межличностные конфликты или другие «политические» проблемы. Женщины-руководительницы признают: офисная политика представляет для них чрезмерно сложную проблему. С одной стороны, им неприятно участвовать в союзах, основанных на взаимной выгоде, и просчитывать свои маневры. С другой стороны, они не видят возможности быть выше этих грязных игр. Есть несколько эффективных способов, помогающих женщинам справиться с этой задачей: можно найти себе надежного помощника внутри организации или же отнестись к этим интригам как к своеобразной игре, готовить «домашнее задание» перед ответственными встречами, научиться отстаивать собственные интересы. В конце концов умные женщины не хуже мужчин знают, как добиться своего, не превращаясь при этом в злобную бестию.
И в любом случае главное — оттачивать свой эмоциональный интеллект, поскольку именно изощренным эмоциональным интеллектом можно выделиться из стаи офисных волков и волчиц. Если вы подмечаете в себе признаки эмоционального выгорания, не ждите, пока дело зайдет слишком далеко. И помните главное: если настала пора показать, на что вы способны, претендовать на более существенную роль в компании, то ждать, пока накопится достаточный опыт, не имеет смысла — все равно сперва придется прикинуться, будто все получается само собой, а там постепенно и научитесь.
Читайте по теме: