Чего я стою на самом деле? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чего я стою на
самом деле?

Наше представление о собственной ценности каждый день подвергается испытанию

Автор: Тони Шварц

Чего я стою на самом деле?

читайте также

Связной. Стратегия бурного роста

Учимся проводить реформы в компании

Михаил Умаров

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

«Эйфелева башня — это просто железяка»: как реагировать на абсурдные отзывы

Kэтрин Уайт,  Лея Х. Данн,  Томас Эллард

Этот трудный и тревожный вопрос мы задаем себе каждый день, и речь здесь, конечно, не о деньгах, а о самооценке, о том, сколько мы «стоим» в глазах других людей в этом мире. Именно эта мысль сильнее всего влияет на поведение человека и его эффективность на работе.

Поскольку компании обычно не думают о чувствах своих сотрудников, да и мы сами зачастую в собственных эмоциях не разбираемся, то остается неучтенным их воздействие на нас и на близких.

Наше представление о собственной ценности каждый день подвергается испытанию — требовательные и недовольные начальники, назойливые клиенты, сложные задания, напряженные сроки, срыв планов, чувство, что нами пренебрегают, недостаточно ценят, не включили в избранный круг, подставили.

Каждое такое событие, отношение, обстоятельство — триггер, вызывающий негативные эмоции, в особенности пресловутое желание драться или бежать.

Мы уже не боимся живых тигров и львов, но угроза чувству собственного достоинства все так же реальна. Если мы реагируем по принципу «драться или бежать», разум помрачается, мы утрачиваем способность мыслить ясно и гибко, мы действуем импульсивно, даже реактивно.

И чем сильнее угроза, чем больше энергии мы тратим на отстаивание и восстановление себя, на самоутверждение, тем меньше сил остается на создание ценности.

Убытки, наносимые при этом вовлеченности, продуктивности, результату — огромны и неисчислимы. Ничто так не отчуждает от коллег и не отнимает столько сил, как чувство, что тобой пренебрегают, тебя недооценивают.

Например, в крупной, хорошо известной больнице медсестры признавались, что более всего их эффективности и чувству собственного достоинства вредит мысль, что врачи недостаточно их ценят. И многие увольнялись, хотя и любили свою работу.

Когда же мы спросили врачей, что больше всего мешает им, ответ опять-таки был единодушен: их не ценит администрация. Стало ясно, что рыба гниет с головы: глава больницы, бывший хирург, всегда славился отвратительным характером и грубой манерой общения и с коллегами, и с подчиненными.

Основная эмоциональная потребность человека — потребность в признании. Несколько лет назад Джеймс Гиллиган проводил исследование, разбираясь, почему заключенный нападал на охранников даже после того, как неоднократно побывал в карцере.

— Чего вы добиваетесь? — спросил Гиллиган этого заключенного. — В чем вы нуждаетесь и от чего готовы отказаться, лишь бы заполучить желаемое?

— Гордость, достоинство, самоуважение, — ответил тот. — Я тут всех перебью, если придется, но меня будут уважать. Без уважения ты ничто.

Да уж, это чересчур, но Дэниел Гоулман предупреждал: «Угроза нашему статусу в глазах других людей… столь же пугает, как угроза физическому существованию».

Исследователи обнаружили, что максимальное повышение уровня кортизола — тот самый эффект «драться или бежать» — объясняется «угрозой социальному «я», то есть недостатком уважения, приятия и статуса».

Сравните ваши ощущения, когда вы слышите замечание и когда — похвалу. Чему вы охотнее верите? На чем дольше задерживается ваша мысль?

Исследователь Джон Готтман подсчитал, что супругам требуется не менее пяти позитивных реплик, чтобы уравновесить одну негативную.

Первая ваша реакция на негативный триггер должна быть самой простой: глубокий вдох и медленный выдох. Ваш организм переполнен гормонами стресса, вы сейчас не способны рассуждать разумно, так что лучше и вовсе не реагировать.

В The Energy Project мы называем это «Золотым правилом триггеров»: когда чувствуете, что вас подталкивают, не поддавайтесь.

Успокойтесь и тогда спросите себя: «Почему я решил, что моя самооценка подвергается угрозе?». И тут произойдет замечательное открытие: не слова собеседника вызвали такую реакцию, а ваше восприятие этих слов.

Читайте материал по теме: Как чересчур требовательным лидерам поладить с остальными

Чем меньше мы носимся со своей самооценкой, тем лучше контролируем свои реакции.

Известные симптомы неуверенности в лидере: склонность к самовозвеличению, потребность в контроле, неумение слушать, нетерпение — в итоге все подчиненные чувствуют, что их вовсе не ценят.

И если вы подлинно цените своего коллегу и сохраняете уважение к нему даже тогда, когда приходится делать ему замечание, то этот человек привнесет в общую работу позитивную энергию и интерес к делу.

Но прежде всего: присмотритесь к себе. Это всегда правильный первый шаг.