Как совладать с критиками у себя в голове | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как совладать с критиками у себя
в голове

Внимательно, стратегически отбирайте, к кому прислушиваться и когда.

Автор: Питер Брегман

Как совладать с критиками у себя в голове

читайте также

Три урока для продвинутых менеджеров

Дейвенпорт Томас,  Дэвидсон Кэти,  Лайер Бала,  Молинский Андрей

Почему воруют в вашей компании?

Петров Сергей

Когда в работе счастья нет

Джилл Коркиндейл

Как сохранить голову ясной, когда нам промывают мозги

Мелия Марина

В 8.20 моя двенадцатилетняя дочь Изабелла убежала на встречу со своей командой лыжников. Она опаздывала на 20 минут, паниковала: к лыжам она относится очень серьезно, это была ответственная тренировка, впереди — гонка.

Возле спортивного центра она столкнулась с тренером по имени Джой. Тот глянул на девочку, затем на часы: «Будь сегодня соревнования, я бы тебя домой отправил», — сердито заметил он.

Его слова больно задели Изабеллу, она расплакалась. Тут подоспела ее тренер Викки, увидела, в каком она состоянии:

«Не переживай, дорогая, — сказала она. — Сегодня же просто тренировка. Ничего страшного, что ты опоздала. Нагонишь команду на вершине».

Два тренера, два принципиально разных подхода к делу. Кто был прав? Думаю, у вас есть ответ.

Но дело не в этом.

Знаете, что я сказал Изабелле? В жизни ты встретишь немало и таких, как Джой, и таких, как Викки — среди учителей, начальников, коллег и знакомых.

И потом, хорошо бы привыкнуть к разному типу реакций, а не плакать. Невозможно контролировать эмоции других людей, но ты можешь контролировать свою реакцию на них.

И стоит заглянуть глубже: дело в том, что в каждом из нас живут Викки и Джой, и оба они полезны. Джой кажется порой слишком суровым, но высокие требования и нетерпимость к провалам помогает нам выжать из себя все самое лучшее. С другой стороны, нам требуется сочувствие и поддержка. Кому-то Викки покажется размазней, но ее подбадривающие, утешительные слова так нужны, особенно в пору стресса.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Вот ключ: внимательно, стратегически отбирайте, к кому прислушиваться и когда, в том числе выбирайте и среди внутренних голосов — особенно среди внутренних, они самые коварные. Проще всего назвать Джоя идиотом и игнорировать, но от такого же голоса в своей голове не отмахнешься, ведь это и есть ты сам.

Полезная тактика: дайте этим голосам имя и лица. Пусть по одну сторону у вас будет Джой, а по другую Викки.

  1. Выделяйте их в качестве особых голосов. Мы чаще всего просто принимаем услышанное на веру: как то, что говорят сторонние люди, так и то, что сами говорим себе. Когда внутренний голос попрекает вас ленью, трудно не счесть себя лентяем. Лучше помнить, что лентяем вас называет Джой.
  2. Постарайтесь устоять перед искушением разделить голоса в голове на справедливые и заблуждающиеся — все равно не разобрать, да и никакого значения это не имеет. В самом ли деле вы лентяй? Вероятно, да — иногда и в некотором смысле. А в других случаях — вовсе нет. Но сам вопрос сформулирован неверно.
  3. Лучше подумайте, к какому результату вы стремитесь и спросите себя так: полезен ли мне этот голос и его слова здесь и сейчас? Именно этот вопрос следует задавать себе, общаясь с реальными Джоем и Викки. Полезен ли мне в данном случае этот голос? Если полезен, если мотивирует — прислушайтесь. Если деморализует — заткните уши.

Важно выработать умение игнорировать критические голоса в те моменты, когда они становятся деструктивными, но не сбрасывать их вовсе со счета. В другой раз они же могут и пригодиться.

Наша цель — достичь гибкости. Подберите себе многофункциональную команду критиков и коучей, как внутренних, так и внешних. И всякий раз уточняйте, кто говорит, и когда стоит слушать, а когда нет.

Читайте материал по теме: Любознательность не менее важна, чем интеллект

Умение обращаться со многими голосами особенно ценно для менеджера. Вам самому предстоит выступать, в зависимости от ситуации, в роли и Джоя, и Викки. Порой нужно дать людям почувствовать, сколь многого вы от них ждали, как сильно разочарованы. В других ситуациях нужно проявить мягкость и сочувствие. Нельзя автоматически включать тот или иной регистр: сделайте паузу, уточните, что именно требуется, потом уже выбирайте «голос».

«Это трудно, — призналась Изабелла, когда мы обсудили различные голоса и их речи. — Я буду либо думать, что Джой — идиот, либо буду винить себя за опоздание».

«Он слишком груб, а тебе не следовало опаздывать, — ответил я, — но задай себе вопрос: завтра ты придешь вовремя? Его слова свое действие оказали?».

«Да, — признала она, — но все-таки это было ужасно».

«А когда ты в следующий раз почувствуешь себя «ужасно», ты услышишь и голос Викки тоже?».

«Да», — наконец-то улыбнулась она.

«Вот почему хорошо иметь двух тренеров», — подытожил я.

Потому что порой два спорящих голоса — идеальная комбинация.

Читайте по теме: