Почему корпоративные программы не всегда адекватны российским условиям | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Почему корпоративные программы не всегда адекватны
российским условиям

Если ваш «корпоративный зонтик» оказывается дырявым, то, скорее всего, и авторитет ваш быстро покатится вниз.

Автор: Борис Щербаков

Почему корпоративные программы не всегда адекватны российским условиям

читайте также

Как руководить с помощью кода Адизеса

Ицхак Адизес

Покровители и их протеже

Маршалл Мелинда,  Хьюлетт Энн Сильвия,  Шербин Лаура

«За границей карьерный рост российского разработчика часто замедляется»

Мария Подцероб

5 проблем российских инноваций, или Почему все идет не так

Марина Корсакова

Многие считают, что назначение на руководящую должность, то есть когда у тебя появляются подчиненные в корпоративной иерархии, само по себе является достижением и можно расслабиться, поднять бокал красного вина с друзьями — дело сделано. Но практика показывает, что назначение — лишь факт, подтверждающий верно выбранный курс в отношениях с вашим руководством и вообще с теми, кто принимает решения, касающиеся вас. А вот что будет дальше, зависит уже от многих факторов, среди которых — везение. Конечно, но все-таки определяющую роль играете вы сами, ваше умение взять на себя эту столь желанную ношу и нести ее достойно, через все препоны, ad aspera per astrum (через тернии к звездам), в общем.

В пословицах можно найти много смысла, и вот еще одна, старая русская пословица здесь очень кстати: «Везет тем, кто везет». Коннотации можете домыслить сами, можете поспорить, но выверенный веками смысл от этого никуда не денется. Все в ваших руках: ваше умение управлять возникающими вызовами есть ключ к дальнейшему успеху. Умение нарабатывать навыки и учиться, открывая иные для себя грани непознанного еще корпоративного мира и следующего карьерного витка и открыто воспринимая новое.

Вызовов и проблем — море, о многих из них я уже писал в предыдущих блогах, целая группа касается вопросов взаимоотношений с подчиненными. Корпорация пристально отслеживает умение каждого «нового лидера» оставаться, фигурально выражаясь «своим среди чужих, чужим среди своих», а по сути совмещать в себе две неразрывных ипостаси — менеджера и начальника для своих подчиненных и одновременно подчиненный для своих боссов. Не секрет, что не все требования корпорации просто транслируются на все уровни иерархии, сказывается и разница в зрелости рынков, в культурах, в уровне подготовленности персонала.

Некоторые инициативы — например, из области «социальной ответственности» — выглядят в наших условиях вычурно, даже вызывающе или вовсе неосуществимо: недавно в Англии была «запущена» инициатива среди высшего руководства одной уважаемой корпорации... ночевать в спальных мешках под некоторыми лондонскими мостами в компании бездомных в поддержку этих самых обездоленных людей.

Мне трудно представить, какую реакцию вызвала бы эта инициатива у моих директоров, предложи я им тогда использовать британский опыт. В середине 2000-х в благополучных странах Бенилюкса была популярна идея волонтерского обучения интернету тех, «кому за 70». Дай бог здоровья россиянам, конечно, но в наших условиях это тоже выглядело бы по меньшей мере издевкой над пожилым поколением, умудрившемся дожить до столь пожилого возраста.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

И примеров таких масса, и вам придется объяснять своим европейским начальникам, почему «Россия — не Европа» и вообще почему «Россия отличается от других стран». И смею вас заверить, далеко не все ваши европейские начальники готовы понять эту максиму и тем более принять, так что вашу функцию «зонтика» вам придется оттачивать многократно, отстаивая «самость», объясняя на пальцах культурные, исторические, образовательные различия ваших сотрудников, которые не позволяют применять общие американские или европейские лекала. То же относится и к партнерам по бизнесу, коих любая корпорация непременно стремится подогнать под свой общий знаменатель, и во многом это получается.

Более того, и ваши подчиненные, и ваши российские партнеры ожидают от вас выполнения функции грамотного «реле» и будут очень удивлены, если на их неподготовленные головы будет сваливаться из корпоративного рога изобилия вся та информация, все те инициативы, все требования, которые российский менталитет переваривает с трудом или не приемлет вовсе.

Не знаю, как вам нравится эта несколько шизофреническая роль, но, увы, между Сциллой и Харибдой именно этих двух функций вам придется искать дорогу к следующему карьерному витку: между функцией «реле», проводника воли и желания корпорации и начальства, и «зонтика», защиты от неблагоприятной среды, от излишнего контроля, от микроменеджмента в конце концов.

Надеюсь, вам не придется столкнуться с ситуацией, когда через вашу заслуженную голову ваш прямой начальник начнет раздавать указания вашим подчиненным, хотя, увы, ситуация многим очень знакомая, и совет тут только один, ситуация совершенно «черно-белая»: с таким боссом лучше расстаться сразу и бесповоротно, хотя легко сказать...

Читайте материал по теме: Карьерный выбор

Действительно, если это вдруг происходит и ваш «зонтик» оказывается дырявым, то, скорее всего, и авторитет ваш быстро покатится вниз, и эффективным руководителем вам не стать. В общем, снежный ком проблем. Проблема эта связана с доверием, которое строится все-таки на неких общих принципах управления и, в конце концов, на примерно одинаковом уровне понимания действительности, на адекватности человека, приемлемом уровне интеллекта.

Я думаю, многие могли бы привести на эту тему примеры без указания имен и должностей, у многих имеются свои «альфонсо» и «бенедикты», да простят меня невинно попавшие в список тезки. Начальник, сознательно рушащий ваш «зонтик» взаимоотношений с подчиненными и партнерами, вашим союзником быть не может по определению: дайте ему возможность порулить самостоятельно, но без вашего участия. Ваша карьера — это результат многих компромиссов, но везде и всегда ли они возможны? На этот вопрос можете ответить только сами вы.

Недавно у Бориса Щербакова вышла новая книга — «Топ-менеджер: Как построить карьеру в международной корпорации».

Читайте по теме: