Встречают по одежке: вопрос стиля никто не отменял | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Встречают по одежке: вопрос стиля никто
не отменял

Поколения X и Y обладают феноменальным чутьем определять по брендам, что представляют из себя люди и во что они верят

Автор: Джилл Коркиндейл

Встречают по одежке: вопрос стиля никто не отменял

читайте также

Пора положить конец усталости ваших сотрудников

Тони Шварц

Три способа развить критическое мышление

Хелен Ли Буиг

Навыки, которые помогут вам сменить профессию

Кристофер Боу

Работаем ли мы эффективнее, имея больше дней на отдых

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Несколько лет тому назад я прочитала статью о ведущем стилисте Нью-Йорка, которого спросили, как бы он изменил имидж самых известных людей из мира бизнеса. Стилист рекомендовал полную смену образа гендиректору Hewlett-Packard Мег Уитмен, дизайнерскую стрижку и стайлинг бороды основателю Virgin сэру Ричарду Брэнсону, а также новый гардероб Биллу Гейтсу. В то же время двое людей оказались вне критики в глазах профессионала от мира моды — это глава LVMH Бернар Арно, отличающийся безукоризненным вкусом и ухоженностью, а также Уоррен Баффет, отсутствие стиля которого перекрывается его невообразимой успешностью.

В тот момент идея анализа образа знаменитых бизнесменов показалась мне забавной, но бессмысленной с практической точки зрения. Сейчас я по-другому смотрю на это. Люди начинают считаться со стилем. Одежда, укладка — словом, неповторимый облик –– вот что отличает современного руководителя. Компетентность, уверенность и решительность определяют лидера в первую очередь, но и вопрос формирования своего собственного стиля также не должен игнорироваться. Мы живем в эру визуального восприятия. Мы оцениваем знаменитостей, политиков и бизнесменов, пытаясь определить их слабости и вычленить особенности их характера, исходя из их внешности. Порой мощный внешний образ может затмить все остальное: вспомните снимки смущенного Джона Брауна, в спешке покидающего штаб-квартиру British Petroleum после того, как британские суды отказали в защите его частной жизни.

Другая причина заключается в реакции на бренд. Поколения X и Y обладают феноменальным чутьем в этом аспекте. По брендам они судят, что представляют из себя люди и во что они верят. Руководители должны понимать, что такая простая вещь, как выбор одежды и аксессуаров, может очень многое рассказать об их личных предпочтениях. Давайте вспомним неожиданные красные туфли от Prada у папы Бенедикта XVI. Как подобный «модный» выбор может характеризовать человека, занимаемую им позицию и путь развития его организации в целом?

Есть ли в этом что-то новое? Согласно ранним теориям лидерства, к прирожденным лидерам относятся самые яркие и привлекательные люди. В то же время последующие идеи харизматического лидерства больше фокусируются на имидже и способе подачи себя. Это ключевой аспект образа. Некоторые лидеры максимально используют свой стиль, чтобы оказывать влияние на окружающих, в то время как другие даже не задумываются о том, какие сигналы они могут посылать своим коллегам и руководителям.

Читайте материал по теме: Советы по построению персонального бренда от экс-директора Ogilvy & Mather

В ходе последних обсуждений мне удалось найти следующие примеры, когда собственный стиль оказывает влияние на профессиональную жизнь и карьеру людей:

  • Банкир из Голландии (женщина) никак не могла взять в толк, почему ее направили к коучу. К счастью, он оказался консультантом по стилю. Ей настоятельно рекомендовали сбросить вес и обновить свой деловой гардероб, если повышение по карьерной лестнице все-таки входит в ее планы.
  • Партнер-англичанин в американской юридической фирме впоследствии узнал, что его коллеги были крайне сконфужены, когда заметили, что он принес важные корпоративные документы в оранжевом пакете из супермаркета на важную встречу.
  • Амбициозный менеджер из Англии (женщина), работающая во французской фармацевтической компании, узнала от своей коллеги, что внимание на нее обратили не благодаря ее профессиональным качествам, а из-за ее нелепого платья.
  • Инвестиционный банкир из Дании (мужчина), будучи одет в стиле smart casual, получил весьма холодный прием от своих коллег в Париже.
  • Специалист по бухгалтерскому учету из Швейцарии (женщина) была сражена наповал, прочитав в откликах коллег, что она одевается скорее как садовник, чем как уважающий себя профессионал.
  • Руководитель американской торговой сети (мужчина) был настолько привлекательным внешне и стильным, что никто не слушал его. «Такое чувство, что никто ничего не замечает, кроме моей внешности», — жаловался он.

Большинство подобных историй связано с представительницами прекрасного пола. Неужели им сложнее подобрать собственный стиль, чем мужчинам? Неужели мужчинам стоит только внимательнее отнестись к деталям: покрою костюма, выбору часов или стилю обуви — и дело в шляпе? Неужели женщины рискуют намного сильнее, подбирая гардероб? Они вызывают толки, когда одеваются в более яркие цвета, чтобы выделяться из толпы. Если они одеваются очень скромно, их ругают за отсутствие женственности. Так ведь?

Читайте материал по теме: Как коллективисту выстроить персональный бренд

Конечно, всегда следует исходить из конкретной ситуации. Если вы работаете в компании, занимающейся розничной продажей люксовых товаров, вам следует уделять большее внимание стилю, чем если бы вы работали в производственной компании. А как насчет всего остального? Существует ли негласный дресс-код и нюансы стиля, которые определяют потенциального лидера? Можно ли одеться так, чтобы это помогло вам претендовать на более выгодную позицию в корпоративной иерархии? Существует ли разница менталитетов в вопросах стиля? Действительно ли руководители и менеджеры в индивидуалистичном западном обществе сталкиваются с большими трудностями, чем руководители в азиатских странах?

К чему все это ведет? Смогут ли руководители в будущем обходиться без персонального стилиста или нет? Если нет, тогда где же они сейчас? И кто может послужить нам достойным примером, кого можно считать стильным и привлекательным бизнесменом сейчас?

Читайте по теме: