читайте также
Одна из 20 раздражающих установок, на которую я обратил особое внимание в моей книге «Лучшая версия себя: Правила обретения счастья и смысла на работе и в жизни», — это избыточная потребность быть собой. Что же понимается под этим явлением?
У каждого из нас есть свой собственный поведенческий набор, который мы определяем как свое Я. Это наши типичные реакции и действия, как позитивные, так и негативные, которые, на наш взгляд, и формируют нас как личность.
Хотя многие из наших поведенческих установок могут быть позитивными (например, «я умный» или «я трудолюбивый»), некоторые могут носить откровенно негативный характер (например, «я не прислушиваюсь к другим» или «я всегда опаздываю»).
Если мы принимаем свое поведение как часть своего характера, часть нашего Я, как это делает большинство людей, то мы можем оправдать почти любое раздражающее действие словами: «Я таков, какой есть!».
Несколько лет тому назад я работал с гендиректором, которого все считали талантливым руководителем, но который не знал, как выразить благодарность своим подчиненным за проделанную работу. Когда мы детально проанализировали его манеру общения, он только фыркнул: «Что же вы от меня хотите? Что бы я ходил по рядам и восхвалял людей, которые того не заслуживают? Я не хочу выглядеть пустозвоном!».
— Так вы оправдываете свое нежелание говорить спасибо, — спросил я, — тем, что не хотите выглядеть пустозвоном?
Читайте материал по теме: Перестаньте беспокоиться о собственной значимости
— Да, — ответил он и разразился длинной тирадой, аргументирующей, почему он не хочет выражать благодарность своим подчиненным:
- У него высокие требования, и его люди не всегда соответствуют им.
- Ему не нравится хвалить всех подряд — это обесценивает похвалу для тех, кто ее действительно заслуживает.
- По его мнению, поощрение отдельных сотрудников ослабит всю команду.
Я спросил его, почему выражение благодарности не может стать частью него? Может, это аморально, незаконно или попросту неэтично?
— Нет, — согласился он. Я продолжил:
— Будут ли люди чувствовать себя более счастливыми?
— Да.
— Станут ли они работать еще лучше, получив ваше одобрение и похвалу?
— Возможно.
— Тогда объясните мне, почему вы не делаете этого?
Он засмеялся и ответил: «Я был бы не я, если бы вел себя так!».
С этого момента нужно было что-то менять. В конце концов гендиректор осознал, что такое поведение вредит не только сотрудникам и компании в целом, но и уменьшает его собственные шансы на успех. Он понял, что нужно пересмотреть свое отношение к людям и самому себе.
Отдача оказалась выше, чем мы ожидали — за год он вырос как лидер.
Ирония происходящего на этом не заканчивается. Наш подопечный пришел к выводу, что, выражая благодарность людям за работу, он стимулирует их работать больше и лучше — что, в конечном итоге, на руку и ему лично.
Читайте материал по теме: 5 качеств, в которых руководители нуждаются больше всего
Получилось интересное уравнение: меньше себя + больше других = успех для бизнес-лидера.
Помните об этом в следующий раз, когда вы пытаетесь оправдать свое поведение, ссылаясь на надуманное — и, пожалуй, бессмысленное — понимание собственного Я.