Почему стоит отказаться от надуманного образа | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему стоит отказаться от
надуманного образа

У каждого из нас есть свой собственный поведенческий набор, который мы определяем как свое Я.

Автор: Маршалл Голдсмит

Почему стоит отказаться от надуманного образа

читайте также

Капитализм Форда и капитализм Цукерберга

Иван Сорокин

Корпоративный актив

Дымшиц Михаил

GlaxoSmithKline. Отказ от оригинальности

1 Задача

«Мы столкнулись со всеми проблемами: от организованной преступности до разъяренных сотрудников»

Одна из 20 раздражающих установок, на которую я обратил особое внимание в моей книге «Лучшая версия себя: Правила обретения счастья и смысла на работе и в жизни», — это избыточная потребность быть собой. Что же понимается под этим явлением?

У каждого из нас есть свой собственный поведенческий набор, который мы определяем как свое Я. Это наши типичные реакции и действия, как позитивные, так и негативные, которые, на наш взгляд, и формируют нас как личность.

Хотя многие из наших поведенческих установок могут быть позитивными (например, «я умный» или «я трудолюбивый»), некоторые могут носить откровенно негативный характер (например, «я не прислушиваюсь к другим» или «я всегда опаздываю»).

Если мы принимаем свое поведение как часть своего характера, часть нашего Я, как это делает большинство людей, то мы можем оправдать почти любое раздражающее действие словами: «Я таков, какой есть!».

Несколько лет тому назад я работал с гендиректором, которого все считали талантливым руководителем, но который не знал, как выразить благодарность своим подчиненным за проделанную работу. Когда мы детально проанализировали его манеру общения, он только фыркнул: «Что же вы от меня хотите? Что бы я ходил по рядам и восхвалял людей, которые того не заслуживают? Я не хочу выглядеть пустозвоном!».

— Так вы оправдываете свое нежелание говорить спасибо, — спросил я, — тем, что не хотите выглядеть пустозвоном?

Читайте материал по теме: Перестаньте беспокоиться о собственной значимости

— Да, — ответил он и разразился длинной тирадой, аргументирующей, почему он не хочет выражать благодарность своим подчиненным:

  1. У него высокие требования, и его люди не всегда соответствуют им.
  2. Ему не нравится хвалить всех подряд — это обесценивает похвалу для тех, кто ее действительно заслуживает.
  3. По его мнению, поощрение отдельных сотрудников ослабит всю команду.

Я спросил его, почему выражение благодарности не может стать частью него? Может, это аморально, незаконно или попросту неэтично?

— Нет, — согласился он. Я продолжил:

— Будут ли люди чувствовать себя более счастливыми?

— Да.

— Станут ли они работать еще лучше, получив ваше одобрение и похвалу?

— Возможно.

— Тогда объясните мне, почему вы не делаете этого?

Он засмеялся и ответил: «Я был бы не я, если бы вел себя так!».

С этого момента нужно было что-то менять. В конце концов гендиректор осознал, что такое поведение вредит не только сотрудникам и компании в целом, но и уменьшает его собственные шансы на успех. Он понял, что нужно пересмотреть свое отношение к людям и самому себе.

Отдача оказалась выше, чем мы ожидали — за год он вырос как лидер.

Ирония происходящего на этом не заканчивается. Наш подопечный пришел к выводу, что, выражая благодарность людям за работу, он стимулирует их работать больше и лучше — что, в конечном итоге, на руку и ему лично.

Читайте материал по теме: 5 качеств, в которых руководители нуждаются больше всего

Получилось интересное уравнение: меньше себя + больше других = успех для бизнес-лидера.

Помните об этом в следующий раз, когда вы пытаетесь оправдать свое поведение, ссылаясь на надуманное — и, пожалуй, бессмысленное — понимание собственного Я.