Не откладывайте важные дела на вторую половину дня | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не откладывайте важные дела на вторую
половину дня

Как наилучшим образом организовать свое расписание?

Автор: Франческа Джино

Не откладывайте важные дела на вторую половину дня

читайте также

Как добывать капитал

Как защитить ваш бизнес от коррупции

Андрей Айвазов

Клейтон Кристенсен, человек, меняющий жизнь

Карен Диллон

Как играть против жестких конкурентов

Джордж Сток-младший

Приехав с утра на работу, вы, как обычно, принимаетесь за длинный список дел: нужно обсудить с коллегами совместные действия, разослать срочные письма, закончить очень важный отчет, разобраться с одним проектом, решить, что нужно предпринять по другому и т. п. Как наилучшим образом организовать свое расписание?

Возможно, у вас есть своя стратегия, помогающая упорядочить разнообразные задания. Но задумывались ли вы о том, какое время для чего лучше подходит? Многие люди об этом не задумываются в принципе, а напрасно. Недавние исследования показали, что время дня влияет на эффективность наших решений и действий.

День идет, наши интеллектуальные ресурсы постепенно истощаются, и ближе к концу дня вы почувствуете усталость, уже не так хорошо будете справляться со своими делами. Умственная усталость — знакомое состояние, мы все в него впадаем, исчерпав свои интеллектуальные силы и ресурсы. Очевидно же? Но нет, подавляющее большинство из нас отмахивается от когнитивной усталости и словно не замечает, как она отражается на их решениях и поступках.

Исследования показали, что постоянная умственная усталость приводит к эмоциональному и физическому выгоранию, снижению мотивации, внимание рассеивается, человек плохо обрабатывает свежую информацию. Снижается даже качество оценки и принятия решений, в том числе и у квалифицированных специалистов.

Например, Шай Данцигер, Джонатан Левав и Лиора Авнаим-Песо проанализировали 1112 решений комиссии по досрочному освобождению и вычислили пропорцию благоприятных решений для разных отрезков дня. Оказалось, что ее члены все чаще отказывают заключенным и оставляют их за решеткой по мере того, как час за часом идет заседание комиссии и рассматривается одно дело за другим. Еще точнее: поначалу положительные решения выносятся по 65% дел, но затем пропорция помилований резко снижается.

Читайте материал по теме: Хорошая работа не спасает от выгорания

К обеденному перерыву благоприятных решений практически не выносится, но когда эти люди возвращаются на свои рабочие места после трапезы, мы снова наблюдаем ту же закономерность: сначала очень высокая пропорция досрочных освобождений, затем все меньше, а под конец отклоняются почти все ходатайства. Заметим: ни члены комиссии, ни их консультанты не догадываются, насколько важную роль в их решениях играет уровень умственной энергии, как не обращают внимания и на очевидную закономерность — с каждым часом эта энергия убывает, но восстанавливается после обеденного перерыва.

Свидетельства такого же рода усталости нашего головного мозга можно обнаружить и в других ситуациях, в том числе когда клиенты выбирают между различными товарами или врачи выписывают антибиотики. Терапевты, как показали исследования, часто выписывают лишние лекарства при ОРВИ. И по мере того, как врач устает за время дневной или послеобеденной смены, он все чаще выдает такие рецепты. Под конец приема на 5% больше пациентов отправляются в аптеку за ненужными лекарствами. Иными словами, поскольку терапевту ежедневно приходится принимать множество решений, под конец рабочего дня сказывается накопленная усталость и качество решений снижается.

В совокупности эти данные подводят к очевидному выводу: необходимость ежедневно принимать множество решений постепенно к вечеру отрицательно сказывается на их качестве и человек принимает наиболее легкие (зачастую неуместные или неверные) решения.

Читайте материал по теме: Как избавиться от «вечной занятости»

На результатах работы время дня также отражается. Ханс Хенрик Сивертсен из Датского национального центра социальных исследований, Марко Пиовесан из Университета Копенгагена и я выяснили, что оценка школьника зависит в том числе и от времени, когда он пишет тест. Изучив данные по всем ученикам датских государственных школ в возрасте от восьми до пятнадцати лет за 2009/2010 и 2012/2013 гг., всего более двух миллионов элементов базы данных, мы измерили влияние времени дня и наличия тех или иных переменных на результаты стандартизированных тестов. В полном соответствии с нашими ожиданиями когнитивная усталость приводит к худшим результатам, а большая перемена позволяет подзарядить батарейки.

На основании этого исследования мы сделали три основных вывода:

  1. Чем позже школьники пишут тест, тем хуже их оценки.
  2. Большая перемена перед тестом существенно способствует повышению средней оценки.
  3. Воздействие этих двух факторов, времени дня и возможности отдохнуть, не гомогенно, а именно: на результатах слабых учеников оба фактора сказываются сильнее, чем на оценках хорошистов и отличников.

Вот что еще важно: после двадцати или тридцатиминутной перемены оценки повышают более заметно, чем снижаются за час учебы. Иными словами, если бы после каждого часового урока следовала перемена, к концу дня оценки могли бы даже улучшиться, но поскольку в датской школе большая перемена наступает только после сдвоенного урока, общий итог — снижение баллов.

Все изложенные выше факты показывают, сколь велико влияние времени дня и пауз для отдыха, как они сказываются на решениях, поступках и результатах труда. А значит, составляя план работы на день, нужно учитывать эти факторы. Переставьте наиболее важные дела, которые требуют внимания и умственной энергии, в начало дня и не забывайте делать перерывы.