На выход: как попрощаться с начальством и коллегами | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

На выход: как попрощаться с начальством
и коллегами

Что нужно говорить и делать, если вы решили уволиться

Автор: Кэролин О'Хара

На выход: как попрощаться с начальством и коллегами

читайте также

Связной. Стратегия бурного роста

Учимся проводить реформы в компании

Михаил Умаров

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

«Эйфелева башня — это просто железяка»: как реагировать на абсурдные отзывы

Kэтрин Уайт,  Лея Х. Данн,  Томас Эллард

читайте также

Вы решили уволиться и поставили в известность начальника. Теперь, когда трудный разговор позади, нужно понять, как рассказать об этом всем остальным. Скорее всего, у вас есть ментор, сыгравший важную роль в вашей карьере, и члены команды, с которыми вы долго работали вместе. Как сообщить им новость — понадобится личный разговор или электронного письма будет достаточно? Как это сделать, чтобы сохранить отношения с коллегами и не нарушить принятый в вашей компании этикет?

Что говорят специалисты

Когда вы только пришли на эту работу, вы изо всех сил старались произвести хорошее впечатление. Точно так же теперь нужно подумать о том, как уйти красиво. «Суть бизнеса — отношения, — рассуждает Джоди Гликман, автор книги Great on the Job и соавтор гида HBR о том, как найти правильную работу Guide to Getting the Right Job,— Даже если вы переходите на работу своей мечты, нет причин сжигать за собой мосты или оставлять после себя дурные воспоминания». Чтобы «хорошо» уйти, требуется тщательное планирование – от обдумывания того, как вы известите о своих планах коллег, до выбора момента для передачи обязанностей преемнику, поясняет Карен Диллон, автор изданного HBR руководства Guide to Office Politics и соавтор готовящейся к печати монографии Competing Against Luck. «Нужно все подать в уместной манере, показать, что привычный ход дел не будет нарушен, все под контролем», — добавляет она. Вот что нужно делать.

Составьте вместе с начальником план

Если о вашем намерении уйти станет известно прежде, чем определится преемник, это породит ненужное беспокойство. Важно составить примерный план, обсудить со своим начальником дальнейшие действия, прежде чем известить о своем уходе всех окружающих, говорит Диллон. Нужно разобраться, что произойдет с вашими проектами, членами команды, клиентами. «Всегда лучше иметь готовый план», — повторяет Диллон.

Сообщите коллегам новости лично

Мы привыкли по всякому поводу рассылать электронные письма, но ничто не заменит личного разговора, особенно с теми, кто был с вами особенно близок, а также с теми, кто работал под вашим началом. «Если вы возглавляете команду, учтивость требует лично поставить членов команды в известность», — говорит Гликман. Это же правило распространяется на менторов, близких друзей и коллег, на которых может отразиться ваш уход. Наметьте очередность и время каждого разговора. «Трудно просить коллег долго хранить ваш секрет, — говорит Диллон, — но вы вправе настаивать, чтобы они потерпели несколько дней, пока вы оповестите всех, кого считаете нужным. Это даст вам время на достаточное количество личных разговоров прежде, чем просочатся слухи».

Сосредоточьтесь на будущем

Если вы уходите не по самым приятным причинам, например, потому что карьера застопорилась или вы не поладили с вышестоящим руководством, подавите в себе желание напоследок высказать все. «Дело того не стоит, — утверждает Диллон, — вы испортите отношения с бывшими коллегами и свою репутацию». На неизбежный вопрос, почему вы все-таки увольняетесь, отвечайте, например, так: «Настало время перемен». И не вспоминайте былые разногласия. «Лучше запомниться человеком, ищущим новые возможности, а не тем, кто не сумел прижиться», — поясняет Диллон

Используйте свое влияние на пользу другим

«Ваш уход превращается в стратегическую возможность для людей», — говорит Гликман. Если кто-то в вашей команде готов к новым обязанностям, вы можете предупредить этого человека: «Смотрите, эта вакансия сейчас освободится. Почему бы вам не предложить свою кандидатуру?» Но не давайте обещаний там, где от вас мало что зависит. Гликман советует поступить так: «Поговорите с начальником, выясните, каково будет дальнейшее развитие событий, чтобы никого не вводить в заблуждение». Если вы не знаете, кто займется вашими проектами, кто будет в дальнейшем распределять обязанности, то пообещайте это уточнить. И помните: самый красивый способ уйти — порекомендовать сотрудников, которые в состоянии взять на себя часть вашей работы или развить новые возможности.

Преодолейте чувство собственной незаменимости

Промежуток между той минутой, когда вы сообщите о своем увольнении и собственно датой ухода, не так-то легко прожить. Мы склонны считать себя незаменимыми, но если вас перестанут приглашать на встречи и ключевые дискуссии, не обижайтесь на такое пренебрежение. «Нельзя сидеть на двух стульях», — говорит Гликман. Вы сами решили уйти, а компания живет дальше. «Поразительно, как мгновенно человек превращается в ''хромую утку''», — отмечает Диллон. — В эти недели лучше и не пытаться попасть на какие-то важные встречи, лучше как следует попрощаться с теми, кто вам действительно дорог, позаботиться о сохранении этих отношений».

Работайте честно до последнего дня

Нельзя портить себе репутацию, халтуря в последние несколько недель. Уходите чисто, убедившись, что все дела и клиенты переданы коллегам вовремя и аккуратно, что без вас не будет сорван график работы. И еще раз поблагодарите за все возможности, которые вам здесь были предоставлены. Вы с большой вероятностью когда-нибудь встретите на своей новой работе и прежних начальников, и коллег, особенно если остаетесь в той же отрасли. «Не захлопывайте с грохотом дверь, — предупреждает Гликман, — ваша карьера длинная, и вы не можете предсказать заранее, откуда придут новые возможности».

Что делать

1. Сообщите наиболее близким коллегам о своем уходе лично, а не письмом.

2. Не обижайтесь, если вас не зовут в последние недели на встречи и переговоры. Уходя — уходите.

3. Порекомендуйте коллег на освободившееся место, предложите передать им часть своих обязанностей.

Чего не делать

1. Не делайте односторонних заявлений. Обсудите с начальником план действий и согласуйте процесс своего ухода.

2 Не халтурьте напоследок.

3 Не давайте волю своему недовольству, не злословьте, не оставляйте дурного впечатления после ухода.

Пример №1: поощряйте коллег к продвижению

Антонелла Пизани семь лет проработала в крупной компании, занимаясь продажей цветов в интернете, и хотя ей нравилась и работа, и команда, она почувствовала, что настало время для очередного этапа карьеры. Она подыскала новую работу — менеджером в крупной сети, продающей музыкальные инструменты, и за месяц до ухода предупредила свое начальство. Она подождала до Дня святого Валентина, чтобы не отвлекать коллег от работы, а потом каждому из них лично сообщила о своих планах.

По словам Антонеллы, когда она предложила коллеге взять на себя ее обязанности и таким образом продвинуться самому и сохранить преемственность в команде, это был лучший момент ее последних недель в компании. «Мы с ним оба были вице-президентами и дополняли друг друга, — поясняет она. — Мы очень давно работали в диджитале, и я хотела, чтобы он не переставал расти. Мне подумалось, будет отлично, если в его портфолио окажется еще один навык, и я предложила ему возглавить мою команду в дополнение к той, которой он уже руководил».

Коллега представил этот план руководству и получил эту работу. Они с Антонеллой сохранили отличные отношения. И вот что самое лучшее: «Моя команда по-прежнему отлично работает», — говорит Антонелла.

Пример №2: риск, сопряженный с преждевременным прощанием

Шиа Мохаджер был страшно недоволен политикой интернет-маркетинга тайваньской компании, в которой он работал. Он был уверен, что легко перейдет на позицию консультанта-фрилансера, поэтому решение уволиться далось ему без труда. Он сообщил о своем намерении начальнику и отказался от предложенной прибавки к жалованию. Назначив дату ухода, примерно через месяц, Шиа поделился своими планами и с самыми близкими коллегами.

А дальше он начал работать спустя рукава. «Как только я понял, что для меня тут «все кончено», я мысленно подвел итоги и, если впредь и делал что-то, то только, чтобы отделаться. Я испортил себе напоследок репутацию своей небрежностью. Когда я ушел, мой преемник проверил все мои отчеты за последний месяц и уведомил начальство о моей никуда не годной работе. Близоруко сосредоточившись лишь на желании поскорее уйти, я действовал необдуманно и испортил репутацию, которую столь тщательно создавал годами усердной работы, — говорит он. — И самое ужасное: у меня не было шанса извиниться за столь некрасивый уход».

Теперь Шиа советует каждому, кому не терпится поскорее хлопнуть дверью: «Вспомните свои ощущения, когда вы только пришли на эту работу. Ваше радостное волнение, открывающиеся возможности. Вспомните, что вы многому научились и выросли здесь. И пусть в итоге вам хочется уйти, было ведь что-то, что вас сюда привело. Если в результате вам все приелось, это еще не означает, что годы работы здесь оказались бесполезными для вашего профессионального роста».