Дело не в шуме: почему мы не можем сосредоточиться в офисе | Большие Идеи
Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Дело не в шуме: почему мы не можем сосредоточиться в офисе

Дэвид Буркус
Дело не в шуме: почему мы не можем сосредоточиться в офисе

Несколько лет назад человек, бравший у меня интервью об одной из моих книг, произнес фразу, которую я помню до сих пор. Он пожаловался, что все время отвлекается в офисе с открытой планировкой, и добавил: «Вот почему я стал клиентом коворкинга через дорогу — тут у меня есть возможность сосредоточиться».

Несмотря на то, что я полностью поддерживаю тех, у кого open space вызывает негативные эмоции, его слова показались мне странными. Рабочее пространство в коворкингах чаще всего тоже имеет открытую планировку.

Однако недавно я натолкнулся на серию исследований, посвященных тому, какой эффект оказывает звук на мозг. Они объясняют, почему подход моего интервьюера работает. Прошлые исследования показывают, что главная причина недовольства работников в open space и офисах с перегородками – это шум. 

Новые открытия, однако, позволяют предположить, что нас отвлекает не шум… а его источники. Более того, разговоры наших коллег определенного уровня громкости могут помочь с выполнением творческих заданий при условии, что мы не становимся участниками этих разговоров. Идеальная рабочая среда для решения креативных задач — не абсолютная тишина, а тихий фоновый шум. Вот почему значительно легче сконцентрироваться в шумном кафе, а не в шумном офисе.

Исследование, опубликованное в Journal of Consumer Research, выявило, что определенный уровень фонового шума стимулирует креативное мышление. Ученые под руководством Рави Мехта из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне оценивали эффект шума разного уровня громкости на участниках эксперимента, выполнявших тест на творческое мышление.

Участников случайным образом разделили на четыре группы и попросили выполнить тест отдаленных ассоциаций (широко используется для определения креативных способностей: в ходе теста требуется найти связь между словами, которые, на первый взгляд, кажутся подобранными случайно). Участники каждой из групп были подвергнуты разным уровням фонового шума: от полной тишины до 50, 70 и 85 дБ. Разница между результатами в группах статистически была незначительной, однако участники эксперимента, слышавшие шум громкостью в 70 дБ (уровень, близкий к громкости разговоров в кафе) справились с тестом значительно лучше остальных. Так как эффект от шума был незначительный, можно предположить, что на нашу способность мыслить креативно не влияет ни полная тишина, ни шум в 85 дБ (громкость шумного измельчителя мусора или тихого мотоцикла). Это показалось мне удивительным: смею предположить, что никто из нас не захотел бы работать рядом с шумным агрегатом или мотоциклом.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Пороки маркетинга
Клейтон Кристенсен,  Скотт Кук,  Тэдди Холл