Почему интересная лекция может оказаться бесполезной | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Почему интересная лекция может
оказаться бесполезной

Хороший тренинг — это не демонстрация знаний, а медленное и осознанное движение в ритме группы, при котором участники действительно усваивают материал. В своей новой книге бизнес-тренер Нина Зверева делится не столько техниками, сколько методом обучения

Почему интересная лекция может оказаться бесполезной
Нина Зверева / Фото Онлайн-школы Нины Зверевой

читайте также

Решения коллег могут влиять на нас намного сильнее, чем мы это осознаем

Редакция «Больших идей»

Хороший руководитель ловит не только «обычных подозреваемых»

Рон Ашкеназ

Три способа найти время на мелкие и скучные задачи

Дори Кларк

Как приступить к нелегкому разговору

Питер Брегман

Книга Нины Зверевой «Метод. Растить себя, растить других. Книга наставника» — это практическое руководство для тех, кто работает с людьми: тренеров, наставников, руководителей, педагогов, менторов. Но она будет полезна и всем, кто хочет развиваться сам и помогать развиваться другим.

Нина Зверева — одна из самых известных тренеров по публичным выступлениям и коммуникации в России, телеведущая и бизнес-консультант. В этой книге она делится не столько техниками, сколько своим методом обучения, выработанным на практике.

Книга опубликована издательством «Альпина Паблишер», «Большие идеи» представляют отрывок из нее.

Я не тороплюсь. У меня нет цели рассказать на тренинге все, что я знаю, и все, что наметила. Если группа усваивает материал медленно, я буду двигаться с ее скоростью. Даже если в итоге расскажу в три раза меньше, чем планировала, это все равно будет хороший тренинг. Моя задача — сделать так, чтобы люди усвоили все и им при этом не было тяжело.

Почему интересная лекция может оказаться бесполезной
Этот тезис я вывела для себя не сразу. Скорее, он пришел через много лет работы и колоссальное количество ошибок. Моих ошибок.

Последняя из них была самой показательной. На индивидуальное занятие пришел молодой мужчина — умный, красивый, уверенный в себе. Мечта, а не студент. Он занимался разработкой стратегий в крупной организации, был счастливо женат, растил двоих детей, занимался серфингом… Я понимала, что мозги у человека работают на пять с плюсом, что можно объяснять ему информацию быстро — он все поймет, все запомнит и все применит.

И я начала рассказывать. Его увлеченный взгляд заводил меня, я старалась выложиться по максимуму. А он кивал. И записывал. И снова смотрел — так, как фанаты смотрят на звезду.

Я рассказывала ему все: почему в публичных выступлениях так важны вступления и финалы, в чем суть формулы «аудитория — формат — момент», как работает «правило светофора», что означает мой метод выступления «коротко — весело — понятно», как строить структуру выступления и как удерживать внимание аудитории на протяжении всего рассказа. О, его-то внимание я держала крепко — он был буквально заворожен моими словами.

Мы спохватились за пять минут до окончания урока.
— Дмитрий, скоро настанет время прощаться, — сказала я ему. — Это хороший момент для рефлексии. Закройте свой блокнот и расскажите, какие приемы из сегодняшнего урока вы будете использовать.

И вдруг — словно тумблер щелкнул. Его глаза, до этого момента восторженные, наполнились растерянностью. Он честно пытался вспомнить. И не вспомнил ничего.

Я завершила урок с ощущением полного провала. Да, Дмитрию и правда было интересно. Да, у него горели глаза. Но он смотрел на меня, как смотрят концерт. Человек может быть в восторге от игры симфонического оркестра, но если его попросят пересказать музыку — как он это сделает? Было горько: я потратила полтора часа из жизни Дмитрия и ничего не дала ему взамен.

— Дима, сегодняшнее занятие мы с вами построим по-другому, — этими словами я начала второй урок. — В прошлый раз я обрушила на вас столько информации, что вы не смогли ее освоить.
— Я слушал, как вы говорите, и мечтал: «Вот бы когда-нибудь стать таким же интересным спикером! Вот бы научиться так говорить!» — признался он. — Вы так набросились на меня со своим выступлением… — Дима посмотрел, опасаясь, не обидел ли.
Но он был прав. Я действительно на него набросилась. А хороший спикер — не равно хороший тренер.

Поэтому на втором уроке мы работали только над тремя тезисами. Первый — обсуждали, с чего надо начинать выступление (и отрабатывали эти старты). Второй — как заранее продумывать финал (и тоже достаточно долго тренировали финалы). А затем я рассказала Дмитрию, какие бывают структуры выступлений, и предложила ему выбрать две-три наиболее удобные для него. Он выбрал.

— Вот по одной из структур и подготовьте рассказ про ваш любимый город, — дала я ему домашнее задание. — Сделайте цепляющее начало и финал, который все запомнят. Понятно?

Ему было абсолютно понятно. Насколько густой туман был в его голове после первого урока, настолько же все четко и разложено по полочкам оказалось после второго. Он подготовил отличный рассказ, и я подробно ему объяснила, в чем он особенно хорош.

Как люди усваивают информацию
Именно тогда я и вывела для себя тезис «я не тороплюсь». У учеников должна «выделиться слюна» на новую информацию. Им нужно время, чтобы ее разжевать, проглотить, переварить (в нашем случае — попрактиковать). Только после этого они будут готовы к следующей порции знаний. И если уж моя задача — научить, какой смысл идти дальше, если не освоена предыдущая порция?

Иногда мы изучаем один слайд на протяжении двух часов. Так бывает: люди в группе уставшие. Или они так загружены работой, что не могут перестать о ней думать и сосредоточиться на тренинге. Или они настолько отчаялись научиться публичным выступлениям, что уже не верят в себя как в спикеров.

И мы снова и снова повторяем одно и то же упражнение — в разных вариациях, чтобы не наскучило. Моя задача — научить людей, а не продемонстрировать им объем своих знаний.

У меня есть ученик — умный, харизматичный, но очень многословный. Это главная его проблема — он никак не может справиться с тем количеством слов, что возникают у него в голове по любому поводу. Даже историю, которая укладывается в одну фразу: «я звонил приятелю и не дозвонился», он может рассказывать 20 минут без остановки.

Он понимает, что это его проблема. И мы каждый раз, на каждом занятии работаем именно над тем, чтобы отсеивать слова. Выбирать из них главное. Держать нить повествования и не уходить в боковые сюжеты.

Сколько продлится наша работа? Я не знаю. Это очень сложно — изменить речевое поведение взрослого, сформировавшегося человека.
Но мы оба нацелены на то, чтобы работать — причем не на скорость, а на результат. И я точно знаю, что мы его добьемся.