Уроки Бейонсе: как справиться с дискриминацией? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Уроки Бейонсе: как справиться
с дискриминацией?

На примере поп-певицы разбираем, как вести себя в ситуации, когда ваши действия подвергаются масштабной критике

Авторы: Лора Морган Робертс , Элла Ф. Вашингтон , Хилдана Хайлеесус

Уроки Бейонсе: как справиться с дискриминацией?
Parkwood Entertainment

читайте также

Почему выбирать работу по зову сердца могут не все

Джойс Хэ,  Джон М. Яхимович,  Джулиан Аранго

Почему сотрудники не понимают миссию вашей компании

Сабина Наваз

Почему корпоративные программы не всегда адекватны российским условиям

Борис Щербаков

Как вырасти над собой

Джордан Джефф

В 2016 году выступление Бейонсе на ежегодном вручении премий Американской ассоциации кантри-музыки (CMA Awards) вызвало негативную реакцию фанатов кантри, которых привело в возмущение абсолютно все: от наряда певицы до отсутствия у нее связей с жанром. В 2024 году Бейонсе выпустила свой первый альбом в стиле кантри Cowboy Carter, и этот альбом занял первое место в чарте Billboard 200. Поведение певицы в течение последних восьми лет стали наглядным примером того, как вести себя, если вас подвергают остракизму в вашей профессиональной сфере. В качестве первого шага зачастую имеет смысл выйти из диалога и подождать более удачного момента для ответа. Затем следует поработать над изменением ситуации, в идеале — вместе с командой. Наконец, стоит сосредоточиться на ваших сильных сторонах и определить собственную стратегию — внутри вашей организации или за ее пределами.

Как написала Бейонсе в своей публикации в Instagram, где представила Cowboy Carter, альбом был «рожден из пережитого опыта», когда певица «не чувствовала, что ее появлению рады». Безусловно, Бейонсе имела в виду негативную реакцию, с которой столкнулась после совместного выступления с группой The Chicks в 2016 году на ежегодном вручении премий Американской ассоциации кантри-музыки (CMA Awards). Многие фанаты музыки кантри были возмущены участием певицы, причем осуждению они подвергли все: ее политические взгляды, ее наряд, отсутствие связей с жанром. (Для этих людей не имело значения, что Бейонсе выросла в Хьюстоне, что ее родители из Техаса и Алабамы, что ее 15-минутное совместное выступление с группой The Chicks получило высшую оценку в истории CMA Awards, а также что Джастин Тимберлейк, (белый) певец, работающий в жанрах поп и R&B, выступил на церемонии CMA Awards годом ранее, к всеобщему одобрению.)

Итак, Бейонсе, получившая больше премий Grammy, чем кто-либо из исполнителей в истории, но так и не удостоенная желанной награды в категории «Лучший альбом года», не впервые сталкивается с предубеждениями или критикой. Получая премию iHeartRadio Awards в начале апреля нынешнего года, она сказала: «Быть новатором — значит видеть то, что все считают невозможным, а также часто становиться объектом критики, что… конечно же, будет испытанием для вашего психического здоровья». Тем не менее, реакция на появление Бейонсе на церемонии CMA Awards выбивается из общего ряда. Давайте называть вещи своими именами: эта реакция была расистской. И певице понадобилось время, чтобы на нее ответить.

Мы — специалисты по теории и практике разнообразия, равенства и инклюзивности — убеждены: история Бейонсе может стать важным уроком для профессионалов, сталкивающихся с таким же опытом дискриминации в своей профессиональной среде. По результатам исследования компании Ernst & Young в 2023 году, 75% респондентов по всему миру на каком-то этапе своей карьеры оказались в похожем положении. Конечно, мало кто в мире обладает таким влиянием и такой трибуной, как Бейонсе, но для каждого из нас может быть полезным проанализировать опыт остракизма, пережитый певицей, доступные ей варианты реакции, а также эффективность избранной ею модели поведения.

Анатомия опыта дискриминации

Причины того, что поклонники музыки в стиле кантри подвергли Бейонсе остракизму, можно разделить на три категории — в контексте того, с чем мы сталкиваемся в профессиональной среде.

  • Исторические системы неравенства

Законы и нормы, согласно которым происходило вытеснение представителей маргинализованных групп из определенных сфер — будь то музыка в стиле кантри или топ-менеджмент, — не дают этой проблеме уйти в прошлое, поскольку они нормализуют однородность среды и закрепляют представления о том, кто допущен в ту или иную сферу, а кто нет. Таким образом, профессиональная среда становится минным полем невидимых правил и ожиданий, влияющим на потенциальный успех людей, которые не вписываются в традиционный шаблон.

  • Предубеждения и ненависть

Это может проявляться по-разному — от отказа общаться с каким-то человеком до использования языка вражды и оскорблений. Например, сотрудник организации недостаточно уважительно относится к женщине-руководителю или принижает своих коллег по причинам личного характера, а также в силу происхождения, национальности и других особенностей.

  • Страх и неприязнь

Люди часто противостоят личностям и идеям, представляющим собой что-то новое, некие перемены, поскольку видят в этом угрозу своему жизненному укладу или мировоззрению. Страх и неприязнь часто возникают, когда доминирующая группа чувствует, что ее изолируют или оставляют без внимания. Например, такие люди боятся, что музыканты, не являющиеся традиционными исполнителями музыки кантри, «завладеют» жанром, или что у темнокожих сотрудников больше шансов на карьерный рост благодаря инициативам, связанным с разнообразием, равенством и инклюзивностью (DEI).

Реакция на остракизм

Когда человека притесняют, это отрицательно влияет на производительность труда, сотрудничество и инновационный потенциал. Конечно, было бы идеально, если бы инклюзивность и доброжелательное отношение к самым разным людям стали обязательными во всех организациях, но мы понимаем, что это нереалистично. Итак, если вам грозит остракизм, какие варианты реакции есть в вашем распоряжении?

Выйдите из диалога

Иными словами, сами решайте, в каких битвах вам принимать участие. Хотя Бейонсе продолжала думать о пережитом на церемонии CMA Awards, она не стала реагировать сразу после событий. Вместо этого певица занималась продвижением своего альбома 2016 года Lemonade, а также продюсированием и выпуском альбома 2022-го Renaissance. Оба альбома заняли первое место в чарте Billboard 200 и в конечном итоге обрели статус платиновых. Бейонсе также стала хедлайнером фестиваля Coachella. Чтобы подчеркнуть свой статус первой темнокожей женщины, которая это сделала, певица отдала дань символике и музыкальным традициям исторически черных колледжей и университетов. Кроме того, Бейонсе озвучила львицу Налу в новом мультфильме «Король Лев» и выпустила альбомы к этому фильму в сотрудничестве с компанией Disney и африканскими музыкантами. Вместо того чтобы пытаться приспособиться там, где ее отвергли, певица стала расширять свое присутствие в черной культуре.

Чтобы отреагировать на отсутствие инклюзивности в традиционной профессиональной сфере, можно выбрать один из следующих вариантов:

 — попросите перевести вас на другой проект или в другую команду, где вас будут больше ценить;

— старайтесь избегать дальнейших контактов с человеком или группой, которые отнеслись к вам негативно, или хотя бы сведите общение с ними до минимума;

— запомните этот негативный опыт, но не давайте прямого и молниеносного ответа на него, а направьте энергию на профессиональные отношения и предстоящую работу, которые помогут вам обрести уверенность в себе.

Работайте, чтобы добиться изменений в системе

В конце концов, Бейонсе начала кулуарно готовить ответ на тот негатив, который вылился на нее после церемонии CMA Awards. Певица создала песни в соавторстве со многими музыкантами, работающими в стиле кантри, включая четырех темнокожих женщин, чьи уже существующие композиции она решила продвигать (Таннер Аделл, Тиера Кеннеди, Бриттни Спенсер и Рейна Робертс). Певица также сотрудничала с легендарными белыми музыкантами, такими как Долли Партон и Вилли Нельсон. Кроме того, Бейонсе привлекла внимание к темнокожим певцам-новаторам прошлого: например, к творчеству Линды Мартелл, которая участвовала в знаменитом кантри-шоу Grand Ole Opry в 1974 году, но большую часть своей карьеры провела на втором плане.

Дариус Ракер, бывший фронтмен популярной группы Hootie & the Blowfish, придерживался подобной стратегии при переходе к сольной карьере в жанре кантри в 2008 году. Ракер сотрудничал с известным нэшвиллским продюсером, посещал радиостанции музыки кантри по всей стране, чтобы лично представить свои новые песни, а также пропагандировал творчество темнокожих легенд жанра, таких как Чарли Прайд, и перспективных музыкантов вроде Кейна Брауна.

Если вас подвергают остракизму в вашей фирме, вам доступны следующие варианты реакции:

— напрямую поговорите о ситуации с человеком, который вас притесняет;

— сообщите о происходящем в отдел HR и убедитесь, что проблема зафиксирована;

— попросите свою организацию разработать план, чтобы эта ситуация не повторялась с другими сотрудниками;

— окажите поддержку совету по разнообразию, равенству и инклюзивности (DEI);

— убедите влиятельных руководителей высшего звена пропагандировать необходимость инклюзивных стратегий и практик.

Прокладывайте собственную тропу

Иногда лучшая реакция — выйти за пределы организации, рынка или индустрии, чтобы показать, какие шаги возможны. Бейонсе не просто сдержанно и своевременно отреагировала на проявления остракизма, но предложила инновационный инклюзивный подход. Исполнительница объединила не только старую и новую музыку в стиле кантри, но также привлекла к участию музыкантов, выступающих в жанрах R&B, госпел, поп, рок и рэп, — речь идет, например, о Майли Сайрус и Пост Малоне. Получившийся в результате проект нашел отклик у многих: подобно предыдущим альбомам Бейонсе, Cowboy Carter занял первое место в чарте Billboard 200, а также побил мировой рекорд, став самым прослушиваемым на стриминговых платформах Amazon и Spotify.

«Это не альбом в стиле кантри, — объявила Бейонсе. — Это альбом Бейонсе». Значит, реальной целью Бейонсе было не добиться принятия, а продемонстрировать, что ее творчество намного глубже представлений скептиков, неспособных выйти за границы жанра.

История Иссы Рэй — еще один пример того, как можно проложить собственную тропу. Комедийно-драматическое шоу Иссы «Белая ворона», хорошо принятое критиками, совершенно по-новому рассказало о темнокожих людях. Проект Иссы Рэй сперва собрал миллионы зрителей на YouTube, а уже потом сеть HBO превратила его в сериал на пять сезонов.

В профессиональной жизни «создание собственной тропы» требует от вас:

— быть преданными своему характеру и духу;

— сосредоточиться на своих лучших сторонах;

— по-новому взглянуть на то, что отличает вас от других;

— мобилизовать свои силы для создания новых идей и бизнес-моделей, которые позволят расширить территорию для вас и других.

Вспомните об антрепренерах (и интрапренерах), стоящих за косметическими брендами, которые заботятся о людях с любыми оттенками кожи; об инклюзивных линиях одежды; о финансовых продуктах, отвечающих нуждам людей с разным уровнем доходов.

Хотя не существует универсального ответа на вопрос, как бороться с остракизмом, путь, который прошла Бейонсе от негативной реакции публики на ее выступление во время церемонии CMA Awards до альбома Cowboy Carter, показывает, какие варианты отклика нам доступны. Нам всем стоит искать вдохновение в стратегическом подходе Бейонсе: она оставила нападки без ответа, зато нашла соратников, которые стремились внести разнообразие в жанр, и в результате создала совершенно уникальный кантри-проект королевы Би. При этом певица учитывает более широкое влияние ее творчества на тех, кто на нее равняется и следует по ее стопам. Попробуйте сделать то же самое в своей организации.

* деятельность на территории РФ запрещена